Вступление ко Второй части

 

Дореволюционная история храма во имя Рождества Богородицы в пог. Пенино описана в очерке, составленным кем-то из членов причта пог. Пенино, предназначенного для последнего Х тома солидного епархиального издания 1885 г. Он назывался «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии»[1].

В то время священниками в погосте были о. Симеон (Никольский) и о. Геннадий (Докучаев). В храм при них ходило в воскресенье до 500, а в праздник до 1000 чел., а всего в приходе насчитывалось тогда ок. 4000 прихожан.

 

Применительно населенности погоста в разные периоды существования, известно, что в 1838 г. государственная статистика никак не отмечала Пенино как погост:

 

«Между сих селений [Дретно и Коленец имеется] деревянная церковь двух Престольная во имя Рождества Божией Материи Воздвижения Боготворящего Креста»[2].

 

Согласно же материалов 1885 г. становится известно, что в пог. Пенино до 1843 г. могло стоять-таки до 8 – 10 и 12 домов причта:

 

«До 1843 г. причт здесь [в пог. Пенино] составляли: два священника, диакон, 2 дьячка, 2 пономаря и просвирня [т.е. 8 чел., которые жили в нескольких домах], [а] с 1843 г. [причт в пог. Пенино составляли] 2 священника и два псаломщика» [т.е. 4 чел., которые жили, возможно, уже в 4-х домах][3].

 

Все члены причтов в Пенино, таким образом, жили, очевидно, в своих домах, и, безусловно, в своих домах жили с детьми и родителями все вышедшие за штат, а так же вдовы умерших членов причта.

Известно, что одна из дочерей священника Скроботова жила в 1860-е гг. на погосте в собственном доме, и до 1872 г. давала в нем уроки грамоты детям прихожан. Все это называлось – [Пенинской] Приходской школой и было, скорее всего, исключением. Об этом есть соответствующее свидетельство архива.

Приходская же школа в пог. Пенино существовала уже по документам в 1847 г. и вели ее соответственно Диакон Положенский и священник Федор Скроботов. Ситуации с этой школой и другим событиям в пог. Пенино будет посвящена отдельная главка под 1849 – 1850 гг.

 

 

Пенино.

Тройная апсида 3-х алтарей храма во имя Рождества Богородицы.

На верхних частях явственно виден т.н. «Пенинской модуль»

архитектора Н.Н. Никонова. Он же применен архитектором

при конструировании 3-х Пенинских иконостасов. 2003.

 

Никаких крестьян при этом возле храма практически никогда не было, если не считать отдельных случаев, которые так же являлись исключениями.

Так в 1872 г. в пог. Пенино причт и некий Гаврила Иванов Исаков, крестьянин д. Рожновье, спорили в Пенино за дворовое место этого крестьянина, расположенное на территории погоста, о чем свидетельствует большое дело «О возобновлении межевых признаков дворового места крестьянина Исакова, находящегося внутри дачи Пенинской церковной земли». О нем будет сказано далее в специальной главке.

Как попал на церковную землю этот Исаков, не известно, только он «земельное» дело выиграл, и даже предъявил на участок соответствующие документы, а до этого он еще пригласил в погост новоладожского землемера, который принял его сторону. – Документы Исакова на землю «внутри дачи Пенинской церковной земли» имели вполне законную силу.

 

Лист дела

«О возобновлении межевых признаков дворового

места крестьянина Исакова, находящегося внутри дачи

Пенинской церковной земли»[4].

 

Не исключено, что Исаков занимался или намеревался заниматься на бойком месте торговлей, а потому становится понятным его упорство в достижении цели. – Вызов того же землемера стал для него в некоторую сумму. Не исключено, что причт при этом хотел видеть на этом месте другого человека.

И далее один из источников 1900 г. опять же извещает о наличи в пог. Пенино небольшого в 1/8 десятину крестьянского участка и соответственно на нем крестьянского дома с торговой и пивною лавками.

Судя по всему, то было в Пенино опять же вынужденным исключением. – Священство, видимо, было тогда не против иметь на своей территории лавку, фактически – промтоварный магазин, и питейное заведение, о размерах которого источник не сообщает.

«Пивная лавка» вполне могла торговать не только спиртным в розлив и на вынос, но в ней всем желающим могли подавать горячие кушанья, пироги и закуски, напр. Прихожане при выходе из храма могли перекусить в пределах погоста, а так же купить себе что-то из мелочей, те же булавки, нитки, пуговицы и книги.

Кстати, из сообщения о пивной лавке можно приблизительно предположить о ее местоположении. В источнике на этот счет сказано: «Среди церковной земли [в пог. Пенино] на расстоянии 5 сажень от Святых врат деревянной церкви[5], [видимо, прямо через дорогу] находится … дом с мелочною и пивною лавками».

На этом конкретно месте сейчас находится другой жилой дом, в котором когда-то жила одна из учительниц Пенинской вспомогательной школы, приехавшая из Леннграда. Она купила этот дом для проживания.

Далее, за домом учительницы из Ленинграда, на развилке в сторону кирпичных зданий, стоял в советское время большой дом, в котором до 1957 г. на втором этаже жил Иван Николаевич Хозяинов (10.1922 – 7.11.1970), бывший директором Пенинской школы-интерната. В этом же здании находился в то время сельсовет и жил так же председатель местного совхоза. На втором этаже этого дома по слова В.И. Хозяинова жил так же еще один учитель:

 

«Среди церковной земли [в пог. Пенино] на расстоянии 5 сажень от Святых врат деревянной церкви, находится 1/8 десят. земли, принадлежащей крестьянину, на которой владелец имеет дом с мелочною и пивною лавками.

 

Причт живет в церковных домах на церковной земле»[6].

 

 

Пенино.

Первоначальная росчисть и сборка памятника на Храмовом погосте.

 

О лавке в пог. Пенино сообщается так же в материалах «громкого» дела 1849 – 1850 гг., когда дьякон Положенский написал на священника Стефана Покровского жалобу, которая адресовалась напрямую Владыке. По делу в пог. Пенино были присланы 2 священника, которые и приступили к следственной работе по жалобе.

В ходе расследования 2-й священник погоста Федор Скроботоав сообщил, что он лично брал с лавочника деньги в пользу храма, и он так же соощбал, что со стороны Покровского в отношении лавки были злоупотребления:

 

«После того, с поступлением в должность нынешнего Старосты, при потворстве О. Благочинного не получается в Церковь ни одной копейки, хотя лавка доселе находится в погосте. Лавка эта принадлежит Крестьянину Ее Величества Марку Ипатову деревни Ожева».

 

К 1910 г. ситуация с постройками и домами в погосте много изменилась, и на этот счет есть соответствующие страховые документы. Из них как раз видно, кто и где жил при храме в пог. Пенино.

Из документов явствует, что ближайший к храму большой каменный дом в 2 этажа был Церковно-приходским училищем, которое тут было выстроено в 1907 г. На него как раз пока документов не найдено.

Много меньший кирпичный дом, сегодня фактически разрушенный, был-таки Церковно-причтовым домом, своеобразным «общежитием».

При этом члены причта в Пенино имели в общем пользовании большой скотный двор, амбар и большую бревенчатую ок. 6х4 м баню, которые круглогодично обслуживались, видимо, рабочими из прихожан.

Действующие члены причта, к 1910 г. жили в специальных 4-х домах из дерева, которые тут выстроил в 1898 г. церковный староста С.Г. Гаврилов. Эти как раз дома не вошли в указанную ниже «Страховую оценку», которую я привожу под 1910 г.

Кроме того, в погосте существовал тогда большой 12х10 м деревянный Причтовый дом, в котором, очевидно, мог жить настоятель. Как было на самом деле, остается гадать.

Возможно, что этот дом использовался частью под общественные нужды и в нем в случае необходимости останавливались гости. – В доме этом, видимо, устраивались общественные трапезы, и потому необходимость в таком доме, несомненно, была всегда. При этом доме, конечно же была большая кухня.

Несомненно, в пог. Пенино существовала целая «ротация» с домами и прочим жильем. – Члены семей вышедших за штат или умерших членов причта, видимо, съезжали с отдельных Причтовых домов в общий большой дом из кирпича, выстроенный тут еще задолго до нового храма в 1885 г. Именно тогда в погосте было ок. десятка деревянных домов и в них всегда жило до 50 – 60 и даже 70 чел.:

 

«Церковно-причт[овый] дом, кв[артира] Священников, камен[ный] длина дома 8 саж., ширина 7 саж. [16х14 м], высота 4 саж. [8 м]

Церковно-причт[овый] дом деревянный 1 кварт[ира] крыт лучиной длина 6х5 высота [12х10 м]

Скотный двор

Амбар

Баня бревенчатая, крыта лучиной, длина 3 ½ саж., ширина 2 ½ саж.

Церковно-приходское училище, двухэтажное, длина 9х8, выс. 4 саж., окон 44, выш. 3 арш. шир. … Год постройки 1907».

 

Кстати, в пог. Пенино бывали и ярмарки, но о них сохранилось совсем мало сведений. – Ярмарки здесь проводились 2 раза в год, в т.н. «Ильинскую пятницу», и в день Воздвижения Креста Господня, т.е. ежегодно 13.09 старого стиля или 27.09 нового стиля.

Примечательно, что в советское время Ложголовский Волисполком снаряжал главу своего купить на ярмарке в пог. Пенино лошадь.

О ярмарке и о гуляньях в пог. Пенино писала в стихах жительница д. Дретно – Графова, у которой я раздобыл ее стихи, и которая дала на копирование несколько ценных фотографий по своей деревне. Дала она на копирование фотографию праздника у пенинского храма. Мой вояж к Графовой будет так же описан в специальной главке:

 

«В Дретне любят Ильинскую пятницу,

Она летом бывает всегда.

Ну а осенью празднуют Вздвиженье

Когда убраны в поле хлеба.

 

Начинают готовиться загодя

Приготовят скотине сенцо

Наготовят для всех угощение

И хмельное наварят пивцо.

 

Утром в праздник под звон колокольный,

Обязательно в церковь пойдут.

После службы выходят на улицу

И на ярмарку тут же идут.

 

А на ярмарке шумно и весело,

Все идут на других посмотреть

Хорошо ли одеты, как выглядят

И, конечно, себя показать.

 

Сколько шума, веселья и радости

Интересно там все посмотреть,

Ленты, ситец, орехи и бублики

И купить надо что-то успеть.

 

Там купить можно все, что захочешь,

Что твоя пожелает душа,

Есть одежда, игрушки и пряники

От десятка рублей до гроша.

 

Выбирают девчонки сережки,

А мужик на лошадку глядит,

Кто торгует себе коровенку,

А мальчишка в сопелку свистит.

 

Приезжают на ярмарку издали

Весь приход собирается там

Открывает гуляние музыка

И танцоры стоят на местах.

 

Собирают такие кадрили

По двенадцати пар в один раз,

Танцевали с таким вдохновеньем

Не могли отвести от них глаз.

 

Хорошо гармонистов там много

Подменяют друг друга они

И танцуют кадриль за кадрилью

В стороне лишь старушки одни».

 

Дореволюционная история храма во имя Рождества Богородицы в пог. Пенино представлена большим объемом дел в Центральном Государственном историческом архиве С.-Петербурга (ЦГИА; ул. Псковская, 18). Часть из них была просмотрена мной в ходе подготовки к изданию этой книги. В то же время огромный массив дел, который я считаю делами «второго плана», остался за рамками данного исследования.

Некоторые дела относятся к истории храма опосредованно, и нередко носят бытовой характер. Полностью нерассмотренными остались дела о местных помещиках, о Штакельбергах, напр., которые «резиденцией» своей в Присамрянском крае имели д. Кошелевичи, которая в свою очередь состояла из трех деревень, соответственно – Кошелевичи I, II и III.

 

В Клировых ведомостях храма 1858 г. священник Стефан Покровский помянул в приходе крестьян Имения Ее Величества Вдовствующей Императрицы, и помянул еще много меньшие имения помещиков Кашкаровой, и Ольдекоп. Помещики Тиздель и Ковалинская совладели здесь вдвоем двумя имениями в д. Рожновье, а помещице Вальцевой принадлежало имение в д. Кошелевицы, бывшее до того имением баронов Штакельбергов. Штакельберги таким образом, проживая на территориях совр. Эстонии, прикупали себе имения в С.-Петербургской гуернии.

Мы видим, что крестьяне в старой России являлись – товаром, и как товар постоянно переходили из рук в руки.

 

В Клировой ведомости Пенинского храма за 1868 г. есть сведения о том, что 2 дочери 2-го священника пог. Пенино о. Федора (Скроботова) преподавали достаточно длительное время в местной Церковно-приходской школе бесплатно. К сожалению, эти сведения в Клировых ведомостях остались без продолжения. – Известно, что молодые женщины эти после смерти отца приискивали себе места для работы учителями уже за плату, и как сложилась в дальнейшем их судьба, в принципе, не известно. Известно, единственно, что одна из учительниц стала с 1872 г. преподавать в школе пог. Вейно, а вторая преподавала в школе пог. Доложск:

 

«Мария Скроботова, – по окончании курса в Царскосельском Училище, занимается обучением Крестьянских детей, в Приходской школе [пог. Пенино, расположенной в] доме отца, [начиная] –с 1862-го года, – бесплатно.

[Сестра ее] Наталия Скроботова, по окончании курса в Александроневском Училище, при Смольном Монастыре, так же занимается обучением Крестьянских детей [начиная] с 1862-го года, в приходской школе [пог. Пенино, расположенной в] доме отца, и своем, [доме] бесплатно»[7].

 

В архивах лежат без движения дела, в которых подробно описаны земельные споры крестьян и прочие моменты, касающиеся обитателей приходских деревень. Они жили здесь в нач. ХХ в. в 18-ти поселениях.

На основе нерассмотренных материалов, мне кажется, можно будет впоследствии создать еще одну книгу по истории Пенино, опять же о некоторых членах причта и о крестьянах, которые по тем или иным причинам стали фигурантами архивных дел.

Можно будет так же выпускать специально «Пенинской сборник», куда будут входить все новые сведения по истории пог. Пенино.

 

В ЦГИА в избытке имеются материалы по строительству храма, часть из которых была просмотрена в ходе подготовки данного издания, а часть еще предстоит изучать.

В связи с тем, что в 1942 г. 3 иконостаса, 14 киотов, а так же иконы, картины и утварь все были вывезены из храма в разграбленные храмы пог. Ополье, Волосово и Сижно, остается неясным вопрос об организаторе художественных работ и создателе художественного образа храма. Безусловно, все это были талантливые люди, на которых, безусловно, выходил сам Г.С. Гарилов.

Пока в просмотренных документах найдено единственное упоминание о человеке, который мог иметь отношение к делу создания 3-х богато украшенных иконостасов, а так же росписей храма. Это был Г. Абросимов, ювелир и, видимо, организатор работ. О нем еще следует учинить соответствующие изыскания:  

 

(7.12.1901) «…долгу по постройки [Пенинской] церкви осталось к 1902 году 4,500 рублей (за иконопись Г. Абросимову)»[8].

 

Момент освящения храма в пог. Пенино в 1900 г. представлен в материале очерком П.Я. Яновского, историка и публициста, сына местного благочинного, о. Якова (Яновского, Доложский пог.). – Благочинный вместе с архитектором Н.Н. Никоновым осматривал место, отведенное под храм, и на первых порах осуществлял документальное сопровождение строительства в Пенино.

Примечательно, что кроме Павла Яновского никто из корреспондентов не освящал это событие, во всяком случае, никаких статей на эту тему в газетах прошлого пока не обнаружено.

Доложский благочинный работал первоначально с Н.Н. Никоновым так же по строительству храма на Св. Пещере в пог. Доложском и курировал перестройку в Доложске старого деревянного храма. – Освящение этого храма состоялось в 1898 г.

П.Я. Яновский дал еще полемическую статью о зарождении в Присамрянском крае, в месте, называемом в народе «Козья Гора», Поречской женской общины, а так же короткую заметку о «втором освящении» в пог. Пенино в 1901 г. О Яновском у меня есть соответсвующее большое исследование[9].

 

Сегодня в наличии у нас лишь несколько любительских и профессиональных снимков храма в пог. Пенино, которые не дают наглядного представленя об этом уникальном сооружении в пору его расцвета за период с 1900-го до 1930-х гг. – Местный актив, купцы и устроителихрама, в 1900 – 1901 гг. не озаботились толком о серьезной фотофиксации церемоний освящения храма и часовни на Св. источнике.

Во всяком случае, в Пенино до нас не дошли фотоснимки о пребывании здесь Иоанна Кронштадского, а они здесь, безусловно, были, но были, скорее всего, отпечатаны Гавриловым и Строительной комисиией мизерным тиражом.

Теперь сведения о пребывании Иоанна Кронштадского в пог. Пенино мы черпаем из народных легенд и из скупых сообщений столичных газет. В этом плане безусловную ценность состаляет очерк А.И. Мнушко, которая рассказывала мне об этом событии и в итоге смогла связно изложить свои сведения в специальном тексте, который она передала епархиальному редактору И.В. Попову[10].

Определенный интерес представляют сведения о местных школах и медицинском обеспечении прихожан. В Осьминскую больницу местные жители ездили крайне редко, а вот школы существовали в деревнях с относительным успехом. Статистика эта по-своему интересна, поскольку в ней фигурируют реальные люди и обычно указываются их ставки.

Крестьяне, кстати, долго не учились, и все ЦПШ (Церковно-приходские школы) до 1917 г. давали сравнительно неплохое образование. После Революции новая власть ЦПШ как институт упразднила, и это было ее стратегической ошибкой. – Уровень образования в новой России, и в селе особенно, на какое-то время упал.

Упала в этой России и нравственность, что ни говори. Это понятие в СССР отошло на «второй план», а все потому, что большевики отрицали Бога. Что ими двигало в этом плане, непонятно.

Ошибкой был и сам атеистический курс, взятый большевиками, который в принципе привел в деревне к полному разрушению и утрате большинства памятников культуры. О сохранности тех же храмов, и тех же усадеб в правительстве Москвы думали мало. На это денег у столицы всегда денег не было.

Я посчитал нужным включить в повествование рассказ о Дретновской дорожной станции, поскольку раньше Дретно и Пенино стояли на проселочной дороге, которая так или иначе упоминается во всех источниках, а в «допетровщину» являлась – стратегической дорогой, по которой хаживали торговые люди и войска в Ям (Ямбург) и в ту же Нарву. Об этом больше говорится в первой книге повествования.

 


 

 

Присяга крестьян д. Липо, которую брал земский

исправник М. Штакельберг в казенной своей квартире в д. Дретно.


 

 



1812


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: