Об оскорблении и избиении дьячка Степана Ефимова

Священником Пенинского погоста Гдовского уезда

Михаилом Ивановым

 

В ЦГИА есть дело «Об оскорблении и избиении дьячка Степана Ефимова священником Пенинского погоста Гдовского уезда Михаилом Ивановым»[11]. Оно свидетельствует о том, что не всегда отношения среди членов причтов были мирными. К тому же они осложнялись в моменты праздничных и поминальных застолий.

В данном конкретно случае земский исправник М. Штакельберг, хозяин имения Кошелевичи (пог. Пенино),[12] опрашивал крестьян д. Липо по поводу возмутительного поведения на поминках приходского священника Иванова, который оскорблял и даже бил плетью спящего, возможно, пьяного дьячка того же прихода Степана Ефимова.

Священник с дьячком по службе прибыли в д. Липо, чтобы совершить отпевание усопшей, а заодно крестьяне их попросили «приобщить» в деревне больного подростка. Пока священник и дьячек отпевали усопшую и сидели за поминальным столом, мальчик, ожидавший «приобщения», умер, и священник при этом, будивший дьячка «самым что ни на есть» «непотребным способом», c побоями, пришел в дом умершего, и застал в нем «соответствующую картину».

Очевидно, что в данном конкретно случае священник промедлил с посещением больного, и его опоздание крестьяне восприняли как служебный проступок. – Мальчик отошел в мир иной без отпущения грехов, что было в то время большим горем для тех же родителей.

Из дела ясно, что священник и дьячек были пьяны.

Видимо, дело получило серьезный «резонанс» в том же уезде и губернии, а потому следствие на многих листах вел не какой-то священник, а вел его земский исправник М. Штакельберг.

Из показаний дьячка при этом видно, что священник обвинил его в систематическом пьянстве, и «…показал [при этом, что дьячек] всегда занимался пьянством», но тот в свою очередь показал на допросе, что «никогда пьянством ни занимался», за исключением церковных праздников

Поскольку дело было «резонансное», М. Штакельберг вызвал повесткой, как полагается, в казенную «квартиру» свою в д. Дретно священника с. Заянья Ивана Антонова, о должности которого в Гдовском Духовном Правлении сведений пока нет. – Тот же, «сказавшись больным», в свою очередь предложил Штакельбергу вызвать священника-благочинного из с. Песье Антипа Сергеева, который проживал ближе к пог. Пенино, и мог, видимо, по делу сказать несколько больше.

Интересно, что не слишком грамотный в русском языке исправник, остзейский немец по национальности, брал с допрошенных крестьян специальную присягу в письменном виде. – В этой присяге говорилось о том, что крестьяне будут говорить «на протокол» только правду.

При этом в присяге весьма формально и с пропусками смыслов, отмечалось, что дружбы и родства у них со священником и дьячком пог. Пенино никогда не было, и что никаких подарков от них крестьянам тоже не было.

Крестьяне клялись на Святом Евангелии и Кресте, и, видимо, тогда только так полагалось вести следствие:

 

«1812-го года майя … дни Гдовской Округи – земским исправником Метором Штакелберхом[13] нижеописанные крестьяне по приведении … ко присяги [были мною] допрашиваны. [При этом все они] Показали

 

Крестьяне Гдовского Уезда казенного Ведомства 3-го волостного Правления деревни Лип[14].

 

И сих допросил вместо крестьян.

 

1. Зовут ево Исак Трофимов от роду ему 23-й год веры греческого исповедания[.] у исповеди и святаго причастия ежегодно бывает в прошлом 1811-м году августа м-ца некоторого числа не знает когда были [все] в доме отца его Трифона Филипова на погребении матери его Окулины Васильевой[,] [при этом] священник Пенинского погоста Махайла Иванов за [поминальным] столом[,] налив стакан вина принуждал дьячка Степана Ефимова выпить. И когда оной не выпил[,] той дьячек[,] то священник Иванов действительно вылил ему [вино] в глаза[,] и вторительно наливал ли священник Иванов вторительно стакан вина[,] [и] принуждал ли дьячка пить и бил ли его ва сне плетью – он Трофимов не видел[,] [и] приобщал ли он больного 15-ти летнего крестьянина Абрама Меркулова сына и требовал ли когда с каждаго [в деревне] больного за приобщение по 25-ко[пеек] – а буде к[рестьяни]на Исака Трофимова.

[Он] Не имеет денег[,] к тому неведом[,] нейдет он не знает по сем ни от кого не слыхал с тем подолгу присяги показал правду подписует Абрам

2. Абрамом ево зовут Меркуловым[,] от роду ему 50-й год[,] [и он при этом] показал, что он прошлого 1811-го года августа м-ца на погребении [жены] их же деревни крестьянина Трифона Филиппова вон [лично] не был и что [между] священник[ом] Пенинского погоста Михаил[ом] Иванов[ым] с дьяконом Степаном Ефимовым произходило[,] он ничего не видел и не знает[,] [и что] для приобщения больного его сына Ивана[,] имевшего от роду 15-ть лет[,] он[,] священник Михайлу Иванов Васильков[,] прибыл[,] но сын ево уже был умерши[.] и денег [при этом] с него 25-ко[пееек][,] а равно и ни с кого другого за приобщение [священник никогда] не требовал[,] [и] ноне [он] о сем ни от кого не слыхал[,] [в чем] и подписуется [лично] Меркулов Гаврил.

3. Гаврила Леонтьев[.] от роду ему 32-й год[,] показал [по делу практически] тоже самое[,] что и крестьянин Исак Трифонов[,] без всякой отмены и дополнений[,] с тем [и] подписую [за] Леонтия Дмитриева.

4. Дмитрий Кириллов[,] от роду ему 40-к лет[,] показал тоже самое[,] что и крестьянин Исак Трифонов[,] без всякой [на то] отмены и дополнений[,] с тем и подписую [за] Кирила Трифонова.

5. Трифон Ефимов[,] от роду ему 55-й год – показал тоже самое[,] что и крестьянин Исак Трифонов[,] без всякой [на то] отмены и дополнений[,] с тем [и] подписую [за] Филиппова[.]

По их самоличному прошению за неумением их грамоте того же правления … помощник Павел Федоров руку приложил.

При сих допросах [присутствовал] за болящего депутата был и села Осмина священник Николай …»[15].

 

«1812-го года майя, 22 дня Па силе Его Императорского Величества Указа Санктпетербургской Духовной Консистории минувшего апреля 11-го дня за № 1099-м к Гдовскому Духовному Правлению Гдовского уезда церкви Рождества Божией Матери Пенинскаго погоста дьячек Стефан Ефимов в нижеследующем до прошен [был] и показал

 

К сему

 

Что он никогда пьянством ни занимался; кроме как только по случаю на отправлении празднуему [дню], в приходе молебнами из части оными мало[,] чему иногда занят был, но не так[,] как Священник Михаил Иоанов[,] [который] показал [на него, что он, дьячек Стефан Ефимов,] всегда занимался пьянством; в каковом виде [хоть он и бывал, но] он никакому ни зделал [при этом] в приходе обиды[,] и жалобы на него в сем [пьяном деле] нигде [никогда] не было.

К отправлению [же] служб церковных в должное время он[,] дьячек[,] являлся, которую [службу] со всякою и исправностию и рачением [всегда] исправлял

 

Допрос

 

[сей] без всякой остановки, утверждаю в чем [в подтверждение всего, мною сказанного, можно] ссылаться на церковного старосту и близживущих к Святой церкви прихожан, а к сему и показал [я] Самую Сущею Правду[,] к тому и подписуится, погоста [Пенино] церкви Божия Матери дьчек Стефан Ефимов руку приложил (Подпись)»[16].

 

«Гдовской округи Господину Земскому исправнику м шеикелберху

 

Села Заянья священника и депутата Ивана антонова

Натакова … Вашего Высокоблагородия [повестка, повествующая] о прибытии мне в [квартиру земского исправника в] деревню Дретно для изследования [во]обще с вами [дела] о священно церковно служителях Пенинского погоста[,] сим честь имею Дать Знать, что по причине приключившейся во мне болезни[,] я для сего прибыть не могу[,] а [потому Вы можете] [со]благоволить [для] сего потребность поблизости того погоста села Песья благочинного их священника антипа сергеева [вызвать и допросить] [.] августа 9-го дня 1812 года[.]

Села Заянья С[вя]щенник Афанасий Антонов»[17].

 

«Присяга

 

Я нижеименованный обещаюсь и клянусь Всемогущим богом пред святым его Евангелием и животворящим крестом в том, что о чем у меня при… обыск … будет о том, ничего показать Святую Сущую правду … дружбы[,] вражды[,] родства или каких либо подарков[,] а так как стать мне на страшном праведном суде христове[,] в заключении сей моей клятвы, целую слова искрен[н]е … (Подпись М. Штакельберга)

 

По сей присяги присягали крестьяне Иван Терентьев[,] …[,] … Филиппов[,] … Панкратов»[18].


 

 

Пенино.

Иордань – часовня во имя Св. Вмч. Параскевы над Св. источником.

 


 



1833


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: