Св. Прав. Иоанном Кронштадтским

На освящении храма в честь Рождества

Пресвятой Богородицы в селе Пенино

Гдовского уезда, С.-Петербургской

Губернии

 

Сегодня совершилось, благодатию Божиею, освящение сего, вновь созданного благолепного храма в честь и славу рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Возблагодарим Господа, давшего сердце пространное, щедрое и рачительное к славе Божией — создателям храма сего, непощадившим вещественных средств для его построения и украшения. Такой храм был бы и в столице одним из лучших. Это истинно небесе подобный храм. Благодарение Святителю, подвигшемуся из столицы в эту глухую местность для святого дела; спасибо и всей освященной братии, выразившей свое усердие к сослужению с Архипастырем. При молитвах, священнодействиях и положении св. мощей на святом престоле совершилось вхождение в сей храм Господа неба и земли (Деян. 17, 24). Для чего созидаются и освящаются храмы Божии на земле, когда Вышний, по слову Писания, не в рукотворенных храмах живет: ибо небо престол Его, а земля – подножие ног Его (Деян. 7, 49) и небо небес вмещает Его (3Цар. 8, 27). Храмы рукотворенные созидаются и освящаются по повелению Божию для того, чтобы в них освящались, и, яко камение живо созидались (1 Петр. 2, 5) в храмы Божии люди и делались храмами нерукотворенными, живыми и одушевленными. Человек сотворен по образу Божию, по образу святости и правды Его. Господь, по своей неизреченной благости, хочет жить в нем, но человек грешен, а Бог свят. Какое же общение света со тьмою, правды с беззаконием? (2 Кор. 6, 14)? Чтобы Бог мог обитать в человеке, человек должен очиститься, покаяться, примириться с Богом, получить прощение грехов, чрез уполномоченное от Него освященное лице, вступит в живое общение чрез причастие св. Его Таин. – И вот для этого-то и нужен храм, – такое место, где Бог мог из Своей безконечности приблизиться к человеку, сделаться как бы осязаемым и удобоприступным. Храм и устрояется и приспособляется именно для этого общения человека с Богом. Тут проповедуется Слово Божие, как свет жизни нашей и стезям нашим духовным; тут совершается Боголепное Богослужение и поставление в священные степени; тут священнодействуются таинства: крещение, миропомазание, покаяние; тут священнодействуется Божественная Литургия и преподаются Животворящие Тайны Тело и Кровь Христова. Чрез все эти таинства мы возрождаемся, очищаемся, освящаемся, обновляемся, вступаем в живой союз с Богом и делаемся живыми храмами Его, если с верою и благоговением их принимаем. Вот для чего нужны храмы: они нужны для нашего поучения, просвещения, молитвы, утешения, духовного питания, врачевания, освящения, утверждения и соединения с Богом. Разве вы не знаете, что вы храм Божий, говорит апостол, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16). Храмы Божии своим украшением и иконным благолепием напоминают нам об украшении душ наших христианскими добродетелями, и о нашем непрестанном общении с небесною Церковию или со всеми святыми, которые суть члены Тела Христова и наши сочлены и ходатаи о нас пред Богом. Все святые сделались одушевленными храмами Божиими – где? В храме. Сама Пресвятая Богородица высшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, где уготовила Себя в святое жилище Бога-Слова? В храме – трехлетней отроковицей будучи, Она введена во храм и там духовно воспиталась, упражняясь в молитве, Богомыслии, чтении Слова Божия, и в рукоделии свойственном женскому полу, – от руки Ангела небесного Она принимала хлеб небесный. В храме особенной благодатью почивает Бог и храм называется селением славы Божией, домом Божиим и вратами небесными (Быт. 28, 16 – 17). В Ветхом Завете храмы устроялись по особенному повелению Божию и по образцу, указанному Самим Богом. Так были устроены Скиния Свидения и храм Соломонов. В Новой благодати храмы были всюду созидаемы Богодухновенными Апостолами, и ими освящались, а Апостолы передали это дело и власть Архиереям. Без храма земного никто не войдет в небесный нерукотворенный храм. Да помнят это раскольники и сектанты, наши пашковцы, толстовцы, штундисты, отвергающие храмы и таинства, св. иконы. Храм есть дом молитвы, славословия, благодарения. Дом Мой дом молитвы есть (Лук. 19, 46), говорит Господь. В храме мы особенно собираемся для торжеств, церковных и гражданских – для совершения праздников Господних и Богородичных и Святых, праздников величайших благодеяний Божиих и спасительных событий – в жизни Спасителя и Богоматери; во храмах совершаем торжества по случаю радостных событий в отечественной Церкви и царском Доме; в храме собираемся на молитву во дни общей радости и печали. В храме мы все имеем общение друг с другом, как дети общего Отца небесного, как братья и сестры по духу веры. Слава Богу нашему, подающему нам радость бывать часто в доме славы Его, в этом жилище Божием на земле. Аминь[237].

 

 

Священник Симеон Фомич Никольский (Некролог)[238].


 


1901

П. Долоцкий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: