Иоанн Кронштадский в погосте Пенино

Сколько раз Иоанн Кронштадский бывал в Пенино, сказать сложно. Утвердительно, он бывал здесь 2 раза, в 1900 г. на освящении главного престола Св.- Рождественского храма (16.08 – 17.08), и в 1901 г. (20 – 21.08), на освящении боковых приделов и часовни на источнике Св. вмч. Параскевы (Пятницы).

Первый приезд его в 1901 г. описал в своей корреспонденции студент С.-Петербургской Духовной академии П.Я. Яновский, который был очевидцем события. Он же дал и корреспонденцию о втором приезде Иоанна Кронштадского в Пенино, но она была значительно меньше первого сообщения. Очевидно, вторая корреспонденция была писана с чужих слов.

Видимо, для батюшки была подготовлена уже в первый приезд его 16.08.1900 г. в соседней д. Кошелевичи специальная комната и молельня, обитая «голубым шелком с белой кисеей» в доме зажиточного крестьянина Федосеева. – Крестьянин этот выстроил в родном селе не только замечательный дом на высоком цоколе, но так же соорудил в 1890-е гг. красивую часовню, которая стоит здесь без кровли уже много лет, и в принципе находится в хорошем состоянии.

В храм же, сооруженный вскладчину местными купцами, зажиточными крестьянами, и простыми прихожанами, он внес самый большой вклад, о чем писал особо бывший на освящении сын доложского священника П.Я. Яновский:

«Иконостас, весь золоченый, стоимостью свыше 10 т. р.; св. престол металлический, высеребренный, чеканной работы, – жертва местного прихожанина Федосеева»[231].

Священнодейство в пог. Пенино в тот день свершал преосвященный Никон (Софийский), епископ нарвский, викарий С.-Петербургский[232], которого впоследствии убьют изуверы в Тифлисе.

Ему сослужил, как известно, Иоанн Кронштадский, которого с Гдовщиной связывали родственные узы.

Жена о. Иоанна, Елизавета Константиновна Несвицкая, родилась в гдовском пог. Кярово, старинной вотчине дворян Коновницыных, недалеко от уездного г. Гдова, где ее отец, протоиерей Константин Несвицкий, был настоятелем храма. Впоследствии он будет настоятелем гдовского храма во имя Вмч. Дмитрия Солунского и благочинным округа.

Он прославился в 1846 г. переносом древней местночтимой иконы Св. Иоанна Предтечи из упраздненного Гдовского Николаевского монастыря. Она имела происхождение из часовни пог. Кушела, упомянутого в Псковской летописи под 1341 г. Константин Несвицкий на свои средства устроил на иконе Св. Иоанна Предтечи серебряную ризу и перелил соборный стопудовый колокол из старого, меньшего веса[233].

Он отпевал и провожал в последний путь героя войны 1812 г. П.П. Коновницына, дети которого были связаны с антигосударственным масонским заговором 1825 г.

Из воспоминаний местных жителей известно, что батюшка Иоанн, якобы, совершил в 1900 или в 1901 гг. поездку в Доложский пог. Крестьяне, воодушевленные вниманием батюшки к их Святыням, во время проезда его по дороге Старополье – Доложск, сажали здесь ближе к Св.-Успенской пещере березы.

Кучер о. Иоанна, вспоминали старики, был одет во все черное и возил батюшку исключительно быстро. Дело в том, что если бы экипаж Иоанна Кронштадского передвигался бы медленно, истовые верующие запросто могли бы его остановить, вцепившись в спицы колес. – Все хотели, чтобы о. Иоанн мог их выслушать и благословить.

Кстати, обеспечивал передвижение о. Иоанна по столице и за ее пределы один из петербургских купцов.

17.08.1900

П.Я. Яновский

Корреспонденция из пог. Пенино.

Гдовского уезда

(Освящение нового храма)

 

17 августа текущего года, в погосте Пенино, Гдовского уезда, преосвященным Никоном, епископом нарвским, при участии протоиерея И.И. Сергиева (Кронштадтского) совершено освящение новоустроенного, каменного храма.

Приезд apxиepeя, архиерейское богослужение – в деревенской глуши, разумеется, целое событие. Понятно поэтому, как были обрадованы жители нашей гдовско-ямбургской окраины, когда стало известным, что освящение нового храма в Пенинском погосте будет совершено архиерейским священнодействием, многими еще ни разу в жизни невиданным, что на торжестве освящения будет присутствовать и сам о. Иоанн Кронштадтский.

Толпы богомольцев с отдаленных мест Гдовского и Ямбургского уездов двинулись в пог. Пенино еще с 15-го августа; больные и недужные, во множестве, за несколько десятков верст, спешили в пог. Пенино увидать великого молитвенника, доблестного о. Иоанна и попросить его молитв об исцелении своих недугов.

Чрезвычайно трогательную и умилительную картину представлял момент приезда о. Иоанна в пог. Пенино. Накануне освящения [16.08.1900], около 5 час. дня, тысячная толпа уже стояла близ церкви, ожидая прибытия дорогого батюшки. Невозможно описать восторг и радость народа, когда вдалеке показался экипаж о. Иоанна. Мужчины и женщины – все бросились на встречу любимого православным народом пастыря, хватались за колеса его коляски, стремились облобызать хотя край его одежды; повсюду слышались возгласы: «батюшка, благослови», «батюшка, помолись!» Наблюдая этот энтузиазм народный, невольно убеждаешься, какую горячую любовь, какое необыкновенное уважение питает наш православный русский народ к смиренному кронштадтскому пастырю.

О. Иоанн проследовал, прямо в алтарь новой церкви, а в 6 час. вечера в церковь прибыл преосвященнейший Никон, епископ нарвский и у западных врат храма торжественно был встречен всем собравшимся многочисленным духовенством; началось всенощное бдение, владыка выходил на литию и величание и сам помазывал св. елеем до конца всенощной многочисленных богомольцев. На другой день, в 9 часов утра apxиepeйским служением, при участии всего прибывшего на торжество духовенства, совершено было освящение св. храма, после чего началась божественная литургия, совершенная преосвященным Никоном, в сослужении о. И.И. Сергиева, ризничего Александро-Невской лавры архимандрита Гедеона, управляющего Киновиею Адександро-Невской лавры игумена Тихона и 16-ти священников окрестных сел Гдовского и Ямбургского уездов, прибывших на торжество освящения вместе со своими благочинными свящ. Н.М. Павским и И.В. Осьминским. Apxиепископское богослужение, чудное пение митрополичьего хора и могучий голос протодиакона В.Н. Малинина надолго оставят в сердцах всех присутствовавших неизгладимое впечатление. На литургии было совершено рукоположение во диакона, сельскими жителями дотоле невиданное; вместо запричастного стиха одушевленное слово произнёс местный священник А.П. Ванчаков, а после «буди имя Господне» досточтимый о. Иоанн Кронштадтский обратился к народу с поучением о значении для православного христианина св. храма. Перед благодарственным молебном депутацией от прихожан был поднесён главному деятелю по построению новоосвящённого храма С.-Петербургскому купцу С.Г. Гаврилову св. образ в сребропозлащённой ризе и соответствующий адрес. После богослужения в нарочито устроенном помещении всем участникам и почетным гостям торжества была предложена трапеза, на которой, после обычных тостов, о. И.И. Сергеевым была возглашена здравица за русских воинов, находящихся в Китае.

В Пенинском погосте уже несколько столетий существовало преемственно несколько храмов во имя Рождества Пресвятой Богородицы[234]. Последний храм, сохранившийся до ныне, построен еще в прошлом столетии; он деревянный, двухэтажный и для прихода, состоящего из 5 тысяч душ, – малопоместительный. В большие праздники церковь далеко не могла вместить в ce6е всех желавших молиться. В 1893 году среди прихожан Пенинской церкви явилась мысль устроить новый обширный, каменный храм; благое дело создания храма благодаря сознательности прихожан, – большая часть которых занимается торговым промыслом в Петербурге, – быстро пошло вперед; почти исключительно на свои средства прихожане выстроили храм, обошедшийся свыше 150 тыс. руб.; 75 тыс. руб. из своих личных средств пожертвовал на построение церкви местный церковный староста С.Г. Гаврилов[235].

Храм в пог. Пенино по своему наружному виду и по художественности внутренней отделке справедливо может быть назван первым в уезде. Все церковное здание во всех мельчайших подробностях представляет образец строго-выдержанного древне-русского зодчества; он – трехпридельный: главный придел во имя Рождества. Пресвятой Богородицы; боковые – во имя Сретения Господня и св. Александра Невского; в храме 5 глав луковицею; шпиц церкви, тоже увенчанный главою, достигает 30 саж. вышины; на колокольне – прекрасный, гармоничный подбор колоколов, из коих большой весит 305 пудов. Внутри вся церковь расписана стенною живописью и орнаментами в древнерусском стиле; в куполе находится довольно значительных размеров изображение Господа Саваофа – копия со стенных росписей московского Успенского собора. Иконостас, весь золоченый, стоимостью свыше 10 т. р.; св. престол металлический, высеребренный, чеканной работы, – жертва местного прихожанина Федосеева; св. сосуды, напрестольный крест и евангелие – стоимостью в 1800 р. – пожертвованы управляющим Киновиею Ал.-Нев. Лавры, игуменом Тихоном.

Пока освящен только главный придел; в непродолжительном времени, по совершении окончательной внутренней отделки боковых алтарей, последует освящение и остальных приделов.

 

П. Ян – ский[236]



17.08.1900

Слово, произнесенное


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: