Сын священника погоста Пенино Стефана Покровского

 

Два сына священника Стефана Покровского, Александр и Григорий, стали так же священниками, и поочередно были настоятелями в Доложском пог., в месте служения дьячком их деда, Тихона Евфимиевича.

Александр, сразу после назначения в погост младшим священником, издал в 1861 г. 2 небольших книги, одна из которых носила название «Беседа священника Доложской Успенской церкви Гдовского уезда при вступлении в должность церковного пастыря»[256], вторая – «Воспоминания торжественного празднества и Крестного хода в селе Доложском»[257]. Последняя книга была посвящена истории погоста, при котором издавна была известна Св.-Успенская пещера на р. Долгой.

Единственный, очевидно, в России экземпляр книги «Воспоминания торжественного празднества и Крестного хода в селе Доложском» был обнаружен мною в Исторической библиотеке в Москве в 2001 г. Он имеет именную печать, и, потому, не относится к числу т.н. «обязательных экземпляров». Кстати, в библиотеках С.-Петербурга этой книги нигде не обнаружено.

Не знал о ней ничего и епархиальный редактор И.В. Попов, автор первого обстоятельного очерка по истории Пенино, который был опубликован в газете «Средняя Рогатка»:

 

«Неподписанная книга А.С. Покровского о Доложском пог. (1861), между тем, содержала несколько знаковых иллюстраций и даже рисованную карту, которую «составил» С.Е. Лебедев, строитель храма и впоследствии первый глава Доложской волости [с 1863 г. – Константиновской волости].

Сегодня с полным основанием можно предположить, что подготовительные рисунки к изданию и даже саму карту мог сделать Ефим Андреев, профессиональный художник, о мастерстве которого свидетельствуют сохранившиеся до сего дня иконы, принадлежащие его кисти»[258].

Ефим Андреев в то время как раз трудился на строительстве доложского храма в качестве маляра-высотника, и красил на храме купола, крышу и шпиль.

Всего сегодня известны 3 иконы работы Ефима Андреева. Одна из них находится в частном собрании в Германии, вторая – в алтаре Св.-Георгиевского храма в г. Тарту (Эстония), а третья – выкуплена в 2015 г. депутатом ЗАКСа, бизнесменом В.С. Петровым и поднесена в дар в день Св. Успения Б.М. (28.08.2015) храму во имя Св. Серафима Саровского (Сланцы). Надо напомнить так же, что Ефим Андреев написал и небольшую заметку о пог. Пенино, которую назвал – «округ Самро».

Священник о. Александр (Покровский) инициировал создание в Доложске приходской библиотеки:

 

«В 2012 г. в ЦГИА С.-Петербурга Г.М. Степановой было найдено и скопировано Дело об учреждении в пог. Доложском церковной библиотеки. Оно представляется интересным во всех отношениях. – На базе библиотеки здесь формировалась церковная книжная лавка, а так же собрание книг для Доложского училища и школ округи. В Деле, кроме того, были учтены расходы Строительной комиссии и частных лиц по изданию книг священника А.С. Покровского, печатавшихся в пользу новостроящегося храма.

В 1861 г. в связи с назначением в церковь нового настоятеля в Доложске образовалась группа единомышленников, которая решила взять на себя просветительскую миссию, – обеспечение прихода книгами религиозно-нравственного содержания, а так же обеспечение местных школ учебной литературой. Члены группы предоставили в распоряжение руководителей личные денежные средства, составившие к 10.05.1861 г. общественный фонд в 119 руб. Эти деньги были обращены в книги, которые приобреталась в С.-Петербурге. О дороговизне денег в то время говорит тот факт, что 100 букварей в Синодальной лавке столицы стоили тогда – 6 руб.

В найденном Г.М. Степановой Деле приведен список лиц, которые дали деньги для создание доложской церковной библиотеки, первой на Северной Гдовщине.

В рапорте благочинного дается [при этом] лестная характеристика священника А.С. Покровского. – Он так же объясняет владыке цели и задачи нового начинания:

 

«Его Преосвященству Преосвященнейшему Леонтию Епископу Ревельскому и Викарию Санкт-Петербургской Епархии и Кавалеру.

 

Благочиннаго Гдовскаго уезда

Священника Церкви села Осьмина

Александра Троицкаго

27мая / 28

 

Покорнейший Репорт

 

Некоторыи из благомыслящих прихожан Доложской Успенской церкви и других лиц, при проявляющейся, особенно в настоящее время между крестьянами желания учиться грамате, для распространения между ими Слова Божия, и здравых понятий о вере и нравственности, пожелали, чтобы при их Церкви под распоряжением местнаго священника Александра Покровскаго была учреждена Приходская библиотека, состоящая из книг Священнаго писания, преимущественно в русском переводе, и из сочинений духовно-нравственнаго содержания, чему они будут содействовать посильными приношениями денгами и книгами по выбору Священника. Книги этой библиотеки предполагается: а, продавать достаточным по той цене, за какую они куплены; б, раздавать для чтения с возвращением; в, дарить, преимущественно книги Св. Писания, особенно усердным читателям; и г, раздавать в поощрение детям, обучающимся в Приходском училище. С глубочайшею покорностию донося о сем Вашему Преосвященству, осмеливаюсь испрашивать, во первых, Архипастырскаго, Вашего Преосвященства благословения сему первому в нашем краю благому начинанию, и во вторых дозволить Священнику иметь шнурованную книгу, для записывания прихода и расхода денег и книг, и представлять особую отчетность исключительно по сему предмету, не смешивая оной с отчетностию по церкви. Священник Александр Покровский, распоряжению котораго прихожане и другие лица желают вверить это дело, хотя поступил к Доложской Церкви только в августе прошлаго 1860 года, но прекрасным примером доброй нравственности, и усердным проповеданием Слова Божия, заслуживший полное доверие и уважение прихожан и других лиц имевших случай узнать его, изъявили полную готовность принять на себя осуществление сего желания прихожан. Церковный староста крестьянин Сергей Лебедев, будет ему усердный и полезный помощник в собирании средств к умножению библиотеки; впрочем и самая мысль об учреждении оной имиже и внушена прихожанам. В настоящее время они уже имеют довольно значительный выбор книг собразных назначению марта 20го дня 1861 года

 

Благочинный Священник

Александр Троицкий»[259].

 

«Священник А.С. Покровский, талантливый автор и проповедник, при вступлении в должность имел обширные планы, которые в содружестве с имевшейся [в Доложске] группой активных прихожан намеревался воплотить в жизнь. – Судьбе, однако, угодно было распорядиться по-иному. – Он умер 18.11.1864 г., совсем молодым, прослужив Православной Церкви немного[260].

Незадолго до его кончины состоялось освящение нового храма, в деле строительства которого он принял деятельное участие. – Он первым при этом изложил Православную историю Доложска, и в этом его большая, во многом неоцененная заслуга.

О семье А.С. Покровского известно лишь, что она со временем перебралась в с. Ям-Ижоры, невдалеке от столицы, а затем в С.-Петербург. Скорбная летопись ее на протяжении десятилетий бесстрастно фиксировалась Клировыми ведомостями:

(1881) «Сиротствующие. Умершего сей церкви Священника Александра Покровскаго жена, вдова Елена Васильева, получила просфорническое место при церкви в Селе Ям Ижоры Царскосельскаго уезда.

Лета от рождения 40.

Ни с кем не в родстве не состоит.

Дети ее: Иаков, уволен из Александра-Невского Духовного Училища 21 год, Мария, обучается в Царскосельском для девиц Духовного звания училище, 16 лет»[261].

(1900) «Вдова Священника Елена Васильева Покровская – 59 л.

Состоит просфорней при Синодальном подворье в С.Петербурге.

При ней дочь Мария – 35 л.

Священник Александр Покровский

состоял на службе по Духовному ведомству 5 лет»[262].

Если бы о. Александр не скончался скоропостижно в 1864 г., мы бы имели сегодня несколько его книг богословского и исторического содержания.

 

 


 

Воспоминания торжественного празднества

и Крестного хода в селе Доложском.

Вид Св.-Успенской Пещеры на р. Долгой.

 

 

Воспоминания торжественного празднества

и Крестного хода в селе Доложском.

Крестный ход в Доложске.

.


Доложск


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: