Николай Александрович Скроботов

 

Между тем, для нашего повествования несомненный интерес представляет племянник о. Федора (Скроботова) – петербургский корреспондент, историк и многолетний редактор газеты «Петербургский листок» Николай Александрович Скроботов, который был близко знаком с Иоанном Кронштадским, и как сын священника – был к тому же и церковным публицистом. – Он в принципе многие годы писал на темы отечественной истории, которая в его понимании была неразрывно связана с церковной историей.

Он же был автором известного справочника по биографиям выпускников С.-Петербургской Духовной семинарии, которым все исследователи пользуются до сих пор[278]. Фактически он напечатал в виде книги свою рабочую картотеку исследователя и корреспондента, что доказывает основательность его интересов в отношении церкви.

Будучи еще молодым автором, он в 1872 г. и, впрочем, в другие годы приезжал в северогдовский пог. Доложск, который в то время был широко известен на всем северо-западе России, в том числе, в виду проводившихся там 4-х «богородичных» ярмарок.

В пог. Пенино ярмарки проводились 2 раза в год, и, видимо, не с той помпой и размахом, как это делалось в Доложске. Конкретно в Пенино ярмарки бывали в т.н. «Ильинскую пятницу», и в день Воздвижения Креста Господня, т.е. ежегодно 13.09 старого стиля или 27.09 нового стиля.

По теме Доложска Н.А. Сроботов под псевдонимом «Ругодивцев»  дал в издании «Гдовско-Ямбургский листок» соответствующий очерк «Погост Долоцкое»[279], оттиск которого впоследствии в 1873 г. вышел отдельной книгой под названием «Погост Долоцко в Гдовском уезде»[280]. В ней автор ссылается на использованные материалы. Среди них есть известная книга Е.А. Андреева «Исторические записки и предания о погосте Доложском», написанная в 1863 г.

Об этом Скроботов в книге своей и в очерке соответственно пишет:

 

«Кроме собственных заметок, сделанных во время [моих] поездок в погост Долоцко, и собранных на месте преданий, материалами для моего очерка послужили: 1) Исторические записки и предания о погосте Доложском, Гдовского уезда. Крестьянина Е. Андреева. 2) Торжество освящения храма в Доложском погосте см. журнал «Духов[ная] Беседа», 1865 год, № 8».

 

Последний материал о строительстве и освящении храма в Доложском пог., видимо, писал строитель доложского храма – Сергей Ефимович Лебедев, уроженец д. Лужки, председатель Строительной комиссии и первый волостной старшина Доложской, впоследствии – Константиновской волости.

 

Н.А. Скроботов в течение жизни несколько раз менял газетные свои псевдонимы. Известно, между тем, что в еженедельнике «Гдовско-Ямбургский листок» он писал чаще под псевдонимом «Ругодивцев», что отображало «географическую составляющую» места его рождения и исторические приоритеты. Псевдоним «Ругодивцев» при этом Скроботов в других изданиях не использовал, и в современном Словаре псевдонимов его нет[281].

 

 

Н.А. Скроботов.

 

В принципе, он хорошо знал историю г. Нарвы и старался по мере возможности осветить статистику и историю Гдовского и Ямбургского уездов.

У него даже был план соответствующего издания, в котором он хотел осветить историю и статистику «Гдовско-Ямбургской окраины», но этот план его не был осуществлен.

Если бы он осуществил этот план, и издал соответствующие книги, мы бы считали его сегодня зачинателем местного краеведения. – К сожалению, книжный проект Н.А. Скроботова по изданию книг по истории «Гдовско-Ямбургской окраины» (его термин) не был реализован.

Между тем, библиография Н.А. Скроботова в издании «Гдовско-Ямбургский листок» составляет сегодня весьма внушительный список, с которым еще предстоит работать:

 

«Ругодивцев» – литературный псевдоним Н.А. Скроботова, сына протоиерея А.Н. Скроботова (ок. 1817 – 21.01.1880), настоятеля Преображенского собора в г. Нарве[282].

Н.А. Скроботов, в прошлом – известный историк Нарвы, а так же Гдовского и Ямбургского уездов С.-Петербургской губернии, был прекрасным корреспондентом и публицистом. В 1872 – 1873 гг. он много печатался в еженедельнике князя В.В. Оболенского «Гдовско-Ямбургский листок». После смерти редактора Листка В.К. Тихомирова (17.04.1872) он короткое время редактировал еженедельник. В интернете имеются блестящие характеристики его таланта…»[283]

 

Не вдаваясь в подробности творческого пути Скроботова редактора и корреспондента, скажем только, что он снискал на «газетной ниве» заслуженную славу и почет. Достаточно сказать, что в день юбилея его лично в редакции газеты посетил Иоанн Кронштадский. Это явилось значимой оценкой его труда на ниве духовного просвещения. Надо учесть, что Николай Александрович в своем издании дал масштабную ретроспективу об о. Иоанне: 

 

«Свою журналистскую деятельность Н.А. Скроботов начал в газете «Русский инвалид» (1866), публиковался в газетах «Петербургская газета», «Петербургские ведомости» (редактор В. Корш), «Москва» (редактор И. Аксакова), «Биржевые ведомости» (редактор К. Трубников), «Голос», «Московский листок». В политико-литературной газете-журнале «Гражданин» в 1873 г. он дал описание новой Памятной книжки по С.-Петербургской губернии А.Ф. Елачича…[284]

А.Н. Скроботов много лет сотрудничал в газете «Петербургский листок», ставшей для него родным домом. На посту редактора (с 1886 г.) он снискал заслуженную известность. Газету читали в народе, читали ее и в священнических кругах[285].

Исчерпывающая информация о Н.А. Скроботове содержится в материале О.В. Быстровой, посвященная «духовной проблематике» «Петербургского листка»[286]. На юбилей литературной деятельности Н.А. Скроботова в его адрес пришло множество поздравительных телеграмм. Посетил и благословил его в этот день Иоанн Кронштадский, жизни и деятельности которого «Петербургский листок» уделял неослабное внимание. Достаточно вспомнить, что газета по случаю 35-летия священствования о. Иоанна Кронштадского дала ретроспективу о нем биографа-миссионера А.А. Зыбина (1890)[287]:

«Как выпускник Санкт-Петербургской духовной семинарии и собиратель материалов по ее истории[288], он [Н.А. Скроботов] пользовался уважением многих выдающихся священнослужителей того времени. Именно ему основатель приходской благотворительности в Петербурге, священник А.В. Гумилевский[289], незадолго до смерти передал свой архив. Одна из книг Скроботова о Гумилевском в 1871 г. вышла в качестве бесплатного приложения для подписчиков «Петербургского листка»[290]. Сохранились свидетельства дружеских взаимоотношений Скроботова с протоиереем Сретенским, священником Казанского собора Ф.Н. Орнатским (сотрудником газеты в 1890 гг.)[291], протоиереем Богословским, протоиереем Вишняковым[292].

В 1891 г. по случаю 25-летия литературной деятельности Скроботову было преподано благословение члена Святейшего Синода, протопресвитера А.А. Желобовского: «Благодарю Вас за честное отношение (которым отличалась вся ваша многолетняя деятельность) к духовно-учебным заведениям и служителям Веры и Церкви Православной … Слово обличения растворяйте любовью, и будете много-любимы … И вам, и супруге – Божье благословенье»[293]. Высокое внимание к редактору «мелкой газеты» вызвало настороженность к ней цензуры. «Много ли может успеть ведомство печати в противодействии нашей развратительной литературе при таком отношении к ней даже светильников нашей Церкви? Оправданию Засулич рукоплескали высшие государственные чины, а Скроботову преподают свое благословление выдающиеся пастыри Церкви», – недоумевал член Совета Главного управления по делам печати Ф.П. Еленев[294]. Однако отношения Скроботова с отцом А.А. Желобовским сохранялись в течение многих лет[295].

В годы редакторства Скроботова духовная компонента стала одной из главных основ проблемно-тематического комплекса «Петербургского листка». Появился регулярный раздел «Церковный листок», но разработка темы этим не ограничивалась. Публикации «Петербургского листка» охватывали широкий спектр вопросов духовной жизни: реформирование богословского языка, благотворное влияние религиозно-нравственного просвещения на «озорной народ» (т.е. фабричных рабочих), монашество, церковные праздники, сектантство, злоупотребления в римско-католической церкви и проч. Интенсивное внимание к вопросам духовной жизни общества редакция мотивировала их «огромной важностью … при современных нравственных колебаниях и шатаниях в религиозных делах»[296].

Эта практика расширяла аудиторию «Петербургского листка». Отражение в газете деятельности Русской православной церкви способствовало ее распространению среди крестьянского населения[297]. Возрастало число постоянных читателей среди духовенства. Например, на протяжении многих лет подписчиками «Петербургского листка» были митрофорный протоиерей, настоятель Исаакиевского собора И.А. Соболев, настоятель церкви Охтинского кладбища, протоиерей Д.М. Муретов[298], протоиерей Серафим Архангелов. Последний в 1909 г. охарактеризовал газету как «интереснейшую для духовенства», читаемую «от владычьих палат до квартиры причетчика»[299]. Архимандрит Александро-Невской лавры Митрофан отзывался о «Петербургском листке» как об издании, «отражающем свет и тени церковно-общественной жизни Северной столицы»[300].

Духовная проблематика в «Петербургском листке» интересовала и светскую публику и упоминалась подписчиками в числе наиболее привлекательных сторон его содержания[301]. Один из читателей, личный почетный гражданин Петербурга купец А.И. Шадрин, трактовал секрет успеха «Петербургского листка» так: «…ежедневно даете в вашей популярной газете материал духовный и новости дня сообразно просвещению, познаниям и вообще спросу разнообразной читающей публики»[302]. Благодаря вниманию редакции к деятельности религиозных объединений, аудитория газеты пополнялась их представителями[303].

…По воспоминаниям сотрудников, Скроботов «уделял особое внимание вопросам чисто церковным и религиозно-нравственным, приобретя в разработке их почетную и заслуженную известность»[304]. В 1891 г., в день профессионального юбилея, Скроботова посетил и благословил отец Иоанн Кронштадтский. Вероятно, их личное знакомство состоялось еще в 1850 – 1860 гг. при посредничестве священника А.В. Гумилевского, бывшего однокурсником отца Иоанна в Санкт-Петербургской духовной академии. История взаимоотношений Н.А. Скроботова с отцом Иоанном, по словам его биографа, миссионера А.А. Зыбина, развивалась следующим образом: «Когда разнеслась весть о добрых делах, подвигах милосердия известного кронштадтского пастыря … вызвавшая оппозицию не только среди светских людей, но со стороны некоторых духовных лиц, тогда … [Н.А. Скроботов] первый выступил в защиту истины»[305]. Известно также, что в 1889 г. редакция «Петербургского листка» публично возразила против обвинения отца Иоанна и его почитателей в фанатизме.

В декабре 1890 г., по случаю 35-летия священствования отца Иоанна Кронштадского, в «Петербургском листке» был опубликован цикл очерков А.А. Зыбина, которые знакомили читателей с биографией отца Иоанна, его деятельностью как священника и педагога, подвигами милосердия и благотворительности, свидетельствовали о строгой религиозности пастыря»[306].


 

Пог. Сура Архангельской губернии.


В Суре на родине

Иоанна Кронштадского

 

Из литературы об Иоанне Кронштадском известно, что на его родине в селении Сура Архангельской губернии подвизалась в Сурском монастыре сестра Наталья Шурякова, которая происходила из кресьян пог. Рудно Гдовского уезда. Родная же сестра же Натальи Шуряковой была насельницей в Св.-Иоанновском монастыре в С.-Петербурге.

Родилась Наталья в 1872 году. Год скончания ее не известен. Грамоте обучалась в церковно-приходской школе, очевидно, в Рудно. став одной из первых насельниц Сурского Иоанно-Богословского монастыря, она несла послушание при свечном ящике и в настоятельских келиях.

 

«Первые послушницы Сурского монастыря были приняты самим отцом Иоанном Кронштадским и отданы под духовное руководство Леушинской игумении Таисии». В их числе и была Наталья Шурякова. В 1913 году в Сурской обители было 17 монахинь, а в 1914-м появилось еще 7. Было несколько инокинь из Кронштадта и одна из Ямбургского уезда С.-Петербургской губернии.

 

 

Сурский Иоанно-Богословский монастырь.

Просфорня.

 

 

Сурский Иоанно-Богословский монастырь.

Трапеза.

 

Начиная с 1888 года о. Иоанн ежегодно посещал Суру. 8.07.1888 г. им в сослужении с местным духовенством был заложен каменный храм во имя святителя и Чудотворца Николая. Освящение состоялось 27, 28 и 29 июня 1891 года. В 1893 году открыли устроенную о. Иоанном же церковно-приходскую школу. 30.05.1894 года заложили новую каменную школу. В 1897 году о. Иоанн освятил 2 храма в Веркольском монастыре (верхний и нижний). В 1899 году, 13 июня, о. Иоанн осмотрел и благословил место будущей Сурской обители. С 18 по 20 июня 1900 года о. Иоанн прибыл на открытие и освящение Иоанно-Богословской Сурской обители. В посещение 1901 года о. Иоанн благословил место для будущей обители в Летовской роще. Освящение престола этого храма произошло 14.06.1902 года. В мае 1907 года о. Иоанн присутствовал при закладке каменной колокольни в монастыре.

 

 

Сурский Иоанно-Богословский монастырь.

Насельницы с настоятельницей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: