Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды

Отличительные признаки закона:

Он принимается только представительными органами государственной власти.

Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами Федерального Собрания РФ.

В идеале он должен выражать волю и интересы народа.

Он обладает высшей юридической силой по отношения ко всем иным нормативным правовым актам государства.

Он регулирует наиболее важные, ключевые сферы общественной жизни – экономическую, политическую, социально – культурную и т. д.

Итак, в развернутом виде можно дать следующее определение закона как нормативного правового акта, принимаемого исключительно представительными (законодательными) органами власти или народа на референдуме в особом процессуальном порядке, установленном Конституцией РФ, обладающего высшей юридической силой и направленного на урегулирование наиболее важных общественных отношений.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям: по сфере действия (общефедеральные законы и законы субъектов Федерации);по субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органам);по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т. п.); по сроку действия (постоянные законы и временные);

Особый интерес для теории государства и права имеет деление законов на виды в зависимости от степени их значимости, от места, занимаемого законом в системе нормативных правовых актов. Так, на основе данного критерия выделяют конституционные и текущие (обычные) законы.

Конституционные законы представляют собой законы, наделенные наивысшей юридической силой, принимаемые в усложненном порядке и направленные на закрепление основ государственного и общественного строя.К их числу относятся:Основной Закон страны – Конституция РФ Конституционные федеральные законыЗаконы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию РФ

Текущие федеральные законы

Кроме того, в юридической литературе в качестве особых групп законов выделяют: законы о ратификации и денонсации международных договоров; модельные законы (носят рекомендательный характер и служат своеобразным ориентиром для законодательства ряда государств); делегированное законодательство (предусматривает делегирование полномочий и используется, например, в Италии, ФРГ, Швеции и других странах) и законы субъектов Федерации (издаются представительными органами субъекта и распространяют свое действие только на его территории).

Действие нормативных правовых актов во времени.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно, например, ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечению 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актам палат не установлен другой порядок вступления их в силу».

Возможны следующие случаи вступления нормативного правового акта в действие:с момента его принятия или подписания;с момента официального опубликования;по истечении определенного времени с момента официального опубликования;с момента, непосредственно указанного в самом нормативном акте;с момента получения нормотивного акта адресатом.

На определение срока вступления нормативного правового акта в действие оказывает влияние целый ряд обстоятельств. Определяющими из них являются социальная значимость и содержательно – структурная сложность нормативного акта. Как правило, для наиболее важных и сложных актов устанавливаются более длительные сроки введения их в действие, так как для ознакомления и изучения подобных нормативных актов требуется проведение ряда подготовительных мероприятий и соответственно большее количество времени и условий (например, для ознакомления с содержанием кодифицированных актов – кодексов – предоставляется срок не менее 6 месяцев).

Здесь также важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т. е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

Если в самом законе об этом сказано;Если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:по истечении срока действия акта, на который он был принят;в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Наиболее распространенным способом отмены устаревших актов является указание о подобной отмене во вновь принимаемом и вступающих в силу нормативном правовом акте. Довольно часто новый акт отменяет одновременно целый устаревший массив законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: