Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов

Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Систематизация – это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Выделяют такие виды систематизации, как:

Инкорпорация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства РФ, ко второй – сборники нормативных материалов по отрасли права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения;

Консолидация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование);

Кодификация – форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечиваются их согласованность, логичность. Кодификация – способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации.

Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства.

Право, кроме внешней формы, имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение. Система права – это внутренняя структура права,состоящая извзаимосогласованных норм, субинститутов, институтов, подотрослей и отраслей права.

Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образования, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи.

Системная организация права имеет важное значение как для законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично «включить» его в существенную систему права, не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (системный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Существенно влияние системности права и на процесс систематизации (упорядочения) законодательства.

Черты системы права:

 ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли; ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство;она обусловлена социально – экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Предмет правового регулирования – это те общественные отношения, которые право регулирует.

Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.

Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение.

Однако данные понятия необходимо различать по следующим основаниям:

Если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства – нормативный акт;Если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства – в качестве формы;Если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от законодателя;Если система права имеет первичный характер, то система законодательства – производный (первая служит исходной базой для второй);Если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства – ещё и вертикальное (федеративное, иерархическое).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: