Законотворческий процесс в РФ: понятие и основные стадии

Законотворческий процесс – главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов, продукцией законотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Законотворчество – сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

Законодательная инициатива – закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его – право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч.1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ;

Обсуждение законопроекта – важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, что бы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

Принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона – главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии: принятие закона Государственной Думой;одобрение закона Советом Федерации;

 подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

4) Опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации.

В юридической литературе выделяют следующие основные отличительные признаки нормативного правового акта: а)государственно – властный характер – он издается либо непосредственно компетентным государственным органом, либо с санкции государства общественными организациями; б) является результатом сложного правотворческого процесса; в) разрабатывается, принимается и опубликовывается в строго установленном порядке; г) имеет четко определенную форму и реквизиты, является официальным актом – документом; д) содержит нормы права, общеобязательные правила поведения обращенные к широкому кругу лиц; е)образует на ряду с иными нормативными актами иерархическую систему.

Нормативного правового акта,  под которым понимается официальный акт – документ, издаваемый в строго установленном порядке непосредственного государством или с его разрешения (санкции) общественными организациями, содержащий нормы права и находящийся в иерархической связи с другими актами.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

Конституция (закон законов) Федеральные конституционные законы Федеральные законы Законы субъектов федерации

Виды подзаконных актов:Указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);Постановления и распоряжения Правительства РФ – акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;Решения и постановления местных органов государственной власти;Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;Локальные нормативные акты – это нормативные предписания на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:нормативные акты государственных органов;нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ);нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:общефедеральные;нормативные акты субъектов РФ;нормативные акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты;

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: нормативные акты неопределенно – длительного действия; временные нормативные акты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: