Это, как справедливо замечают специалисты, и есть, собственно, маркетинговая концепция Она утверждает: цели организации будут достигнуты, если правильно определить нужды и потребности целевых рынков и удовлетворить их более эффективными и более продуктивными чем у конкурентов, способами. Суть концепции маркетинга определяется в этом случае выражением "отыщите потребности и удовлетворите их в нужное время и в нужном месте". В отличие от сбытовой концепции маркетинга, характеризуемой сосредоточенностью на нуждах продавца. концепция маркетинга, ориентированного на спрос, преследует, прежде всего, интересы потребителей. Можно утверждать, что российские предприниматели делают в данном направлении лишь первые робкие шаги.
5. Концепция социально-этического маркетинга
Она возникла и развивается при участии и/или под ощутимым давлением прогрессивной общественности и связана, главным образом, с социальной ответственностью товаропроизводителей за результаты своей хозяйственной и коммерческой деятельности. Дело в том, что производство многих продуктов связано с использованием ценных (часто исчерпаемых!) природных ресурсов, сопряжено с воздействием на животный и растительный мир, несет в себе во многих случаях нежелательные последствия, а то и чревато экологическими бедствиями и природными катаклизмами. Особую опасность для человека представляет использование атомной энергии, достаточно вспомнить печальные последствия чернобыльской трагедии. Речь. таким образом, идет о такой работе по выявлению нужд и удовлетворению потребностей и интересов целевых потребителей, которая позволяла бы сочетать производство необходимых продуктов с укреплением благосостояния и благополучия отдельных групп потребителей и общества в целом. В России на этот счет, как и в ряде высокоразвитых стран, — непочатый край работы. Касается это и производства экологически чистых продуктов, и социально выверенных научно-технических идей и экологии отечественной культуры.
|
|
Ошибочно полагать, что охарактеризованные концепции касаются исключительно сферы практического маркетинга. Как раз наоборот, нужен комппексный подход к разработке маркетинговых концепций, одинаково важных как для практиков российского рынка, так и для научных работников, а также преподавательского корпуса, формирующего сознание специалиста современной формации.
Возвращаясь к мысли о неадекватности американской и российской моделей развития маркетинга, подчеркнем, что существующие в этой области несовпадения объясняются, главным образом, значительным отставанием и российской практики и российской науки от достижений наших западных коллег. Российским маркетологам приходится овладевать всеми пятью концепциями одновременно. Таково состояние постсоветской отечественной экономики. Не проще и маркетологам-ученым, вынужденным наверстывать упущенное, одновременно внедряясь в совершенно противоположные по своей сущности и содержанию маркетинговые системы деятельности и управления. Но, пожалуй, в самом сложном положении оказываются преподаватели, читающие курсы маркетинга, и студенты, их изучающие. Последним приходится овладевать наукой, едва успевшей получить в родном отечестве необходимое признание.
|
|
2.6. Чем, в принципе, отличается деятельность на основе маркетинга от обычной производственной деятельности?
Прежде всего следует сказать о самих принципах маркетинга, под которыми принято понимать наиболее важные требования и правила маркетинговой деятельности. Название отдельных принципов и их сущностный смысл приведены в таблице 4.
№ | Название принципа | Смысл и значение требований |
1. | Опора на спрос потребителей | Предлагать потребителям то, в чем они нуждаются, что они хотят и могут приобрести. |
2. | Приспособление производства к условиям рынка | Исследование рынка, его сегментация. Выявление неудовлетворенных потребностей. Определение потенциального спроса. Учет рыночных факторов. |
3. | Комплексный подход | Тесная увязка всех элементов маркетинговой деятельности. Оптимальное сочетание функций и методов. |
4. | Научный подход | Опора на выводы и достижения науки. Инновационный подход к делу. Научное прогнозирование. |
5. | Ориентация на результат | Достижение долговременных целей Получение реальной прибыли. Наиболее полное удовлетворение потребностей населения. |
6. | Маневренность и адаптация к условиям рынка | Гибкость системы производства. Мобильность системы сбыта. Подвижность каналов распределения. |
7. | Дифференцированный подход к потребителям | Анализ рыночных возможностей. Сегментация рынка по ряду признаков. Удовлетворение потребностей различных групп потребителей. |
8. | Планомерность и систематичность | Долговременный характер планов. Конъюнктурное прогнозирование. Последовательность решений. Опора на достигнутые результаты. Постоянный анализ сделанного. |
9. | Правовая обеспеченность | Деятельность в рамках законов. Соблюдение прав потребителей. Юридическая ответственность. |
10. | Социальная ответственность | Соблюдение моральных норм. Соблюдение административной этики. Деловой этикет персонала. |
Более полное представление о сущности и преимуществах маркетинговой ориентации производственной деятельности дает сравнительный анализ, приведенный в таблице 5.
Таблица %
№№ позиций | Признаки и характеристики | Маркетинговая ориентация | Производственно-сбытовая |
1. | Исходные ориентиры руководства фирмы | Потребности покупателей (реальные и потенциальные) | Потребности производства |
2. | Политику фирмы делают | Специалисты (экономисты, менеджеры, маркетологи), отвечающие за сбыт | Руководители и специалисты, отвечающие за производство продукции |
3. | Фирма производит | То, что ждет рынок | То, что удается произвести фирме |
4. | Ассортимент выпускаемой продукции | Широкий, разнообразный | Узкий, однообразный |
5. | Факторы, лежащие в основе целей деятельности фирмы | Сумма всех факторов, внутренних и внешних | Внутрипроизводственные факторы |
6. | Тип планирования | Долгосрочное | Краткосрочное |
7. | Главные усилия концентрируются | Вокруг запросов реальных и потенциальных потребителей | Вокруг проблем себестоимости продукции |
8. | Направленность научных изысканий | На рынок, его изучение и исследование | На совершенствование технологий и средств производства |
9. | В основе ценовой политики | Коньюктура рынка | Себестоимость продукции и действующие прейскуранты |
10. | Основа (база) для разработки новых товаров | Поведение и ожидание потребителей | Возможности функционирующего производства |
11. | Характер процесса производства | Гибкий, эластичный | Жесткий, регламентирующий в известных пределах |
12. | Отношение к упаковке | Как элемент ФОС | Как способ хранения и транспортировки |
13. | В основе конкуренции | Цена потребления | Продажная цена |
14. | Отношение к рекламе | Социально ответственные | Средство сбыта во что бы то ни стало |
15. | Философия деятельности фирмы | Производить то, что продается | Продавать то, что производится |
|
|