Концепция, ориентированная на спрос

Это, как справедливо замечают специалисты, и есть, собственно, маркетинговая концепция Она утверждает: цели организации будут достигнуты, если правильно определить нужды и потребности целевых рынков и удовлетворить их более эффективными и более продуктивными чем у конкурентов, способами. Суть концепции маркетинга определяется в этом случае выражением "отыщите потребности и удовлетворите их в нужное время и в нужном месте". В отличие от сбытовой концепции маркетинга, характеризуемой сосредоточенностью на нуждах продавца. концепция маркетинга, ориентированного на спрос, преследует, прежде всего, интересы потребителей. Можно утверждать, что российские предприниматели делают в данном направлении лишь первые робкие шаги.

5. Концепция социально-этического маркетинга

Она возникла и развивается при участии и/или под ощутимым давлением прогрессивной общественности и связана, главным образом, с социальной ответственностью товаропроизводителей за результаты своей хозяйственной и коммерческой деятельности. Дело в том, что производство многих продуктов связано с использованием ценных (часто исчерпаемых!) природных ресурсов, сопряжено с воздействием на животный и растительный мир, несет в себе во многих случаях нежелательные последствия, а то и чревато экологическими бедствиями и природными катаклизмами. Особую опасность для человека представляет использование атомной энергии, достаточно вспомнить печальные последствия чернобыльской трагедии. Речь. таким образом, идет о такой работе по выявлению нужд и удовлетворению потребностей и интересов целевых потребителей, которая позволяла бы сочетать производство необходимых продуктов с укреплением благосостояния и благополучия отдельных групп потребителей и общества в целом. В России на этот счет, как и в ряде высокоразвитых стран, — непочатый край работы. Касается это и производства экологически чистых продуктов, и социально выверенных научно-технических идей и экологии отечественной культуры.

Ошибочно полагать, что охарактеризованные концепции касаются исключительно сферы практического маркетинга. Как раз наоборот, нужен комппексный подход к разработке маркетинговых концепций, одинаково важных как для практиков российского рынка, так и для научных работников, а также преподавательского корпуса, формирующего сознание специалиста современной формации.

Возвращаясь к мысли о неадекватности американской и российской моделей развития маркетинга, подчеркнем, что существующие в этой области несовпадения объясняются, главным образом, значительным отставанием и российской практики и российской науки от достижений наших западных коллег. Российским маркетологам приходится овладевать всеми пятью концепциями одновременно. Таково состояние постсоветской отечественной экономики. Не проще и маркетологам-ученым, вынужденным наверстывать упущенное, одновременно внедряясь в совершенно противоположные по своей сущности и содержанию маркетинговые системы деятельности и управления. Но, пожалуй, в самом сложном положении оказываются преподаватели, читающие курсы маркетинга, и студенты, их изучающие. Последним приходится овладевать наукой, едва успевшей получить в родном отечестве необходимое признание.

 

2.6. Чем, в принципе, отличается деятельность на основе маркетинга от обычной производственной деятельности?

Прежде всего следует сказать о самих принципах маркетинга, под которыми принято понимать наиболее важные требования и правила маркетинговой деятельности. Название отдельных принципов и их сущностный смысл приведены в таблице 4.

Название принципа Смысл и значение требований
1. Опора на спрос потребителей   Предлагать потребителям то, в чем они нуждаются, что они хотят и могут приобрести.
2. Приспособление производства к условиям рынка   Исследование рынка, его сегментация. Выявление неудовлетворенных потребностей. Определение потенциального спроса. Учет рыночных факторов.
3. Комплексный подход   Тесная увязка всех элементов маркетинговой деятельности. Оптимальное сочетание функций и методов.
4. Научный подход   Опора на выводы и достижения науки. Инновационный подход к делу. Научное прогнозирование.
5. Ориентация на результат   Достижение долговременных целей Получение реальной прибыли. Наиболее полное удовлетворение потребностей населения.
6. Маневренность и адаптация к условиям рынка Гибкость системы производства. Мобильность системы сбыта. Подвижность каналов распределения.
7. Дифференцированный подход к потребителям Анализ рыночных возможностей. Сегментация рынка по ряду признаков. Удовлетворение потребностей различных групп потребителей.
8. Планомерность и систематичность Долговременный характер планов. Конъюнктурное прогнозирование. Последовательность решений. Опора на достигнутые результаты. Постоянный анализ сделанного.
9. Правовая обеспеченность Деятельность в рамках законов. Соблюдение прав потребителей. Юридическая ответственность.
10. Социальная ответственность   Соблюдение моральных норм. Соблюдение административной этики. Деловой этикет персонала.

 

Более полное представление о сущности и преимуществах маркетинговой ориентации производственной деятельности дает сравнительный анализ, приведенный в таблице 5.


Таблица %

№№ позиций Признаки и характеристики Маркетинговая ориентация Производственно-сбытовая
1. Исходные ориентиры руководства фирмы   Потребности покупателей (реальные и потенциальные) Потребности производства
2. Политику фирмы делают Специалисты (экономисты, менеджеры, маркетологи), отвечающие за сбыт Руководители и специалисты, отвечающие за производство продукции
3. Фирма производит То, что ждет рынок То, что удается произвести фирме
4. Ассортимент выпускаемой продукции Широкий, разнообразный Узкий, однообразный
5. Факторы, лежащие в основе целей деятельности фирмы Сумма всех факторов, внутренних и внешних Внутрипроизводственные факторы
6. Тип планирования Долгосрочное Краткосрочное
7. Главные усилия концентрируются Вокруг запросов реальных и потенциальных потребителей Вокруг проблем себестоимости продукции
8. Направленность научных изысканий На рынок, его изучение и исследование На совершенствование технологий и средств производства
9. В основе ценовой политики Коньюктура рынка Себестоимость продукции и действующие прейскуранты
10. Основа (база) для разработки новых товаров Поведение и ожидание потребителей Возможности функционирующего производства
11. Характер процесса производства Гибкий, эластичный Жесткий, регламентирующий в известных пределах
12. Отношение к упаковке Как элемент ФОС Как способ хранения и транспортировки
13. В основе конкуренции Цена потребления Продажная цена
14. Отношение к рекламе Социально ответственные Средство сбыта во что бы то ни стало
15. Философия деятельности фирмы Производить то, что продается Продавать то, что производится




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: