Концептуально-полифонический тип отображения

Большое значение для выявления полифонического принципа отображения имело теоретико-онтологическое обоснование диалогической природы мышления человека, проведенное в литературоведении и лингвистике М.М. Бахтиным, в философии В.С. Библером и Г. Бушем, а в психологии А.М. Матюшкиным и его сотрудниками [3]. Положение о диалогичности мышления может быть развернуто не только в своей непосредственной теоретико-онтологической, но и косвенной, методологической функции.

Принцип полифонического отображения мыслительного процесса и его механизма позволяет реализовать именно методологическую функцию этого положения, т.е. дает возможность по-новому концептуально отобразить мыслительный процесс. Уровневая концептуальная модель мышления И.Н. Семенова использовалась при этом как прототипная. Новая модель, разработанная совместно с ним, позволяет отображать мышление как гетерархическую систему (ансамбль) компонентов, изменяющую свою структурную организацию в различные фазы постановки и решения задачи, а динамику этого процесса - как полифонию (многоголосье, полилог) взаимодействующих разнокачественных подструктур, составляющих в целом механизм функционалгенеза (микроразвития) мышления в проблемно-конфликтной ситуации [7].

Схема компонентно-полифонического способа отображения приводится на рис.2 [2]. В верхней его части представлены линии функционалгенеза каждого из компонентов так, если бы они осуществлялись отдельно, т.е. монофонически В средней части отображена полифония взаимодействия всех компонентов сразу. абстракция же от конкретных динамических составляющих процесс, дает общий динамический профиль интенсивности мыслительной активности субъекта с рельефами доминации функционалгенеза отдельных компонентов в различные моменты решения (см. нижний фрагмент рис.2).


Рис.2
Полипроцессуальный тип отображения мышления

Полипроцессуальная модель позволяет проинтерпретировать осуществленную мыслительную активность и целом как динамическое пространство, а отдельные ее составляющие как подпространства. Высота подъема линии, очерчивающей границу (под-)пространства над осью абсцисс, обозначает интенсивность функционалгенеза мышления или его подструктур. Протяженность (под-)пространства - продолжительность его разворачивания, а также момент начала и завершения «работы» каждого компонента. Галочка на каждой оси абсцисс - центр процесса функционалгенеза каждого компонента или познавательной активности в целом. Вертикальная прямая внутри подпространства - положение центра участка наиболее активного осуществления подструктур мышления относительно центра всего процесса решения задачи. Кривизна граничной линии (под-) пространства - неравномерность развития всех этих процессов во времени: выпуклая часть линии означает зону интенсивного функционалгенеза, а вогнутая - зону сниженной активности подструктуры. Все эти динамические характеристики на основе метода содержательно-смыслового анализа мышления могут рассчитываться как соответствующие его показатели с помощью ЭВМ [2].

Процедуры этого метода позволяют определить функцию того или иного высказывания в процессе дискурсивного разворачивания (функционалгенеза) познавательной активности, а тем самым - установить соответствие между какой-либо ее подструктурой и этим высказыванием как функциональным элементом, реализующим ее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: