Методические средства полифонического отображения мышления

Дадим операционально-методические определения таким понятиям, как «динамическое пространство» и «подпространство», так как это необходимо для уяснения логики построения формул вычисления и отображения значений динамических показателей.

Пространство (ПР) — это объем протокола, исчисляемый количеством выделяемых в нем функций высказываний. Величина пространства определяется числом входящих в него единиц. За единицу пространства принимается минимальная единица анализа речевой продукции — функциональный элемент, т.е. функция одного высказывания. Подпространство (ППР) — это ряд номеров функций от первой функции интересующего нас компонента до последней. Подпространства различаются по объему, по симметричности относительно центра пространства, по равномерности распределения в них функциональных элементов и т.д. Все эти различия и определяются с помощью описываемых ниже показателей динамики мышления, разработанных нами совместно с Е.Р. Новиковой.

Показатель объема динамического подпространства характеризует относительный объем подпространства, т.е. отношение расстояния между первой и последней функциями подпространства, а вернее количества включенных в подпространство функциональных элементов, в том числе и граничных, к числу всех функций входящих в пространство протокола. Величину подпространства по обсолютному значению находим с помощью формулы: М=Мм—М 1+1, где Мм — номер последней функции подпространства, М 1 номер его первой функции. Тогда формула нахождения относительного объема динамического подпространства примет следующий вид: B=M/N × 100, где N — число функциональных элементов в протоколе в целом. Эта формула обладает следующими свойствами: В= 100 %, если M=N; B=50 %, если M= 0,5× N; В= 0 %, если М= 0 %, т.е. если в протоколе нет ни одной функции интересующего нас типа компонента.

Показатель локализации подпространства вычисляется по формуле: C=((M 1 +Мm–N –1) × 100/(N– 1)+100)/2, где используются те же условные обозначения, что и в предыдущей формуле. Этот показатель характеризует величину и направление сдвига подпространства относитель центра пространства в целом следующим образом: С=0 %, если подпространство локализуется в самом начале протокола; С=50 %, если оно не сдвинуто ни к началу, ни к концу мыслительного поиска; С=100 %, если оно состоит всего из одной функции и она является последней в протоколе.

Показатель смещения подпространства позволяет высветить гот факт, что функции могут быть распределены в подпространстве неравномерно, образуя на отдельных участках протокола скопления. Показательным при этом является положение срединной точки, которая определяется по аналогии с медиальной (Меd}. Положение этой точки в пространстве выясняется через определение разницы между Меd и центром пространства, деленной на расстояние от начала пространства до его центра:

К =[ (Med— N— 1) × 100/(N — 1) + 100]/2,

где дополнительные числовые преобразования связаны с приведением значений данного показателя к более удобному виду. Математические свойства этой формулы аналогичны свойствам предыдущей формулы.

Показатель плотности рассчитывается по следующей формуле:

Р= 100/(Мn—M 1+1),

где m - количество функций, относящихся к анализируемой подструктуре познавательной активности, а остальные обозначения аналогичны прежним. Свойства этой формулы подобны свойствам формулы показателя объема подпространства: 0 % ≤ Р ≤ 100%. Показатель плотности позволяет количественно оценить среднюю величину расстояний между актуализировавшимися функциональными элементами, относящимися к определенному компоненту познавательной активности. Большое значение данного показателя свидетельствует о том, что функционирование и развитие анализируемой подструктуры было очень интенсивным. Так, 100%-ное значение показателя плотности для какого-либо компонента говорит о том, что доминация этой подструктуры была подавляющая, т.е. больше никакие компоненты познавательной активности не функционировали. Меньшее значение свидетельствует и о меньшей интенсивности функционирования данной подструктуры.

Показатель неравномерности функционирования какой-либо подструктуры рассчитывается по формуле среднего квадратического отклонения:

где D - число расстояний между функциональными элементами интересующей нас подструктуры,
U - сумма квадратов расстояний между этими элементами,
а Т - сумма расстояний между ними.

Свойства этой формулы аналогичны свойствам любой формулы среднеквадратического отклонения. Из формулы понятно, что показатель неравномерности дает возможность количественно оценивать, насколько сильно варьировались расстояния между анализируемыми элементами определенной подструктуры познавательной активности. Чем больше значение этого показателя, тем соответственно больше неравномерность, несистематичность актуализации функции в данном подпространстве. Иначе говоря, чем больше нерегулярность функционирования компонента в процессе решения творческой задачи. Меньшее же значение этого показателя указывает на обратную динамическую характеристику осуществления этой подструктуры. С помощью всех эти с динамических показателей удается отобразить полипроцессуальность функционалгенеза познавательной активности подобно тому, как это показано на рис.2.

Компонентно-полифоническая модель позволяет отображать не только развитие отдельных составляющих монологического (индивидуального) мыслительного процесса, но и полифонию голосов (процессов мышления) участников диалогического (диадического или даже полилогического (группового, коллективного) решения задач, а также отображать взаимодействие различных его подструктур [2].

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. М., 1982.

2. Дьячко А.Г., Марков А.В., Марков М.Н Найденов М.И., Найденова Л.А., Семенов И.Н Ссорин Ю.А., Степанов С.Ю. Расчет показателей творческого мышления учащихся при групповом решении задач. М., 1987. ОФАП Минвуза СССР. Инв. № М87071.

3. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психол. 1982. №4. С.5-18

4. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. М., 1983. 336 с.

5. Семенов И.Н. Методологические проблемы системного изучения организации мыслитель ной деятельности // Системные исследования (Ежегодник). 1982. М., 1982. С.301-319

6. Семенов И.Н., Зарецкий В.К. Динамика оперативной деятельности в стрессогенных условиях // Тезисы международной конференции стран-членов СЭВ по эргономике. М., 1978 С.73-75

7. Степанов С.Ю. Мышления динамика / Словарь разработчика систем «человек - ЭВМ» / Под ред. Ю.А. Ссорина. М., 1987. ОФАП Минвуза СССР. Инв. № М87150. С.386-427

8. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981. 400 с.

Поступила в редакцию 4.III 1988г.

[1] В работе [6] в отличие от указанных трех типов психологических моделей мыслительного процесса выделяются: факторно-процессуальный и структурно-динамический; первый из которых сопоставим с линейно-этапным способом отображения, а второй - со структурно-уровневым, а лабиринтная модель, сопоставимая с граф-блочной, анализируется в работе [5].
[2] Конструктивность использования этого способа отображения для интерпретации экспериментальных данных, полученных в проведенном совместно с нами и И.И. Семеновым исследовании особенностей индивидуального и группового мышления, впервые показана Л.А. Найденовой и М.И. Найденовым.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: