Об оплате коммунальной услуги за муниципальную квартиру без счетчика

 

Определение Верховного Суда РФ от 24 октября 2019 г. N 304-ЭС19-13264

"Штрафной" повышающий коэффициент к нормативу потребления, начисляемый за отсутствие ИПУ в муниципальной квартире, оплачивает собственник жилья - муниципалитет, а не наниматель, который не обязан установить ИПУ и потому не должен нести неблагоприятные последствия того, что его жилье не оборудовано ИПУ (он оплачивает норматив).

Водоканал требовал из казны города более ста тысяч рублей "накопленного" за год повышающего полуторного коэффициента - за городские квартиры без ИПУ воды (жители квартир уплатили по нормативу потребления).

Суд первой инстанции удовлетворил требования РСО, но в апелляции и кассации решение "не устояло":

- именно истец (а не ответчик - город) должен доказать наличие технической возможности установить ИПУ, чего сделано не было,

- расходы на коммунальные услуги собственник жилого помещения несет только до заселения этих помещений нанимателями;

- коэффициент нельзя взыскивать с города, потому что он, во-первых, не потреблял услуги, во-вторых, Правила N 354 не разрешают "дробить" плату за комуслугу, а в-третьих, потому что в казне на эти цели денег не предусмотрено, и выплата спорного коэффициента означает нецелевое расходование бюджетных средств, порядка расчета;

- начисление "штрафного" коэффициента возможно только собственникам жилья, только когда они являются одновременно его потребителями, а в данной ситуации взыскивать нужно в жителей муниципальных квартир.

Верховный Суд РФ отменил постановления апелляционной и кассационной инстанций, отметив следующее:

- действующее законодательство обязывает собственника помещения в МКД оборудовать его ИПУ, независимо от того, частное оно или государственное, и независимо от того, кто им пользуется (собственник или наниматель) и пользуется ли вообще;

- Правила N 354 обязывают - если ИПУ нет, а обязанность по его установке есть, - считать плату за комуслугу исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента 1,5;

- значит, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления обусловлено двумя факторами - обязанностью поставить ИПУ и отсутствием этого ИПУ при наличии техвозможности. А раз так, то доказывать отсутствие техвозможности ставить счетчик должен город, а не водоканал;

- жилищное законодательство запрещает возлагать на нанимателей неблагоприятные имущественные последствия (применение повышающего коэффициента) за несовершение действий по оборудованию квартиры счетчиками ресурсов, ведь наниматели не управомочены на самостоятельное решение вопроса об оснащении этих помещений приборами учета и не обязаны этого делать.

 

Ирина Разумова,

эксперт компании "Гарант"

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: