Позиция правозащитника

 

13 июля парламент Словакии ввел уголовную ответственность за публичное отрицание преступлений фашистских и коммунистических режимов против человечества, против прав и свобод граждан.

Не увидеть прямого родства между коммунизмом и фашизмом может только слепой или один из родственников, обуреваемый завистью, ревностью или мечтой о наследстве. Советский коммунизм и немецкий нацизм как самые яркие представители тоталитарного семейства были настолько сходны по своей сути, что, казалось, сама история обрекла их быть заклятыми друзьями. Они то дружили против всего мира до потери пульса, то воевали друг с другом до смертельного конца. Вместе делили Европу, вместе принимали военный парад в Бресте в первые дни Второй мировой войны, вместе проклинали американский и английский империализм. Каждый строил свой социализм: Гитлер - национальный, Сталин - интернациональный. В соответствии с этими различиями нацисты уничтожали в основном другие народы; коммунисты, по большей части, свой собственный. Жертвами строительства этих социализмов стали десятки миллионов людей...

Сегодня в Европе нацизм и коммунизм проклинаемы в равной мере. И это справедливо. Однако проклятия не остаются только предметом общественных дискуссий и темой школьных уроков. Преобразуясь в нормы закона, они перекочевали в уголовные кодексы некоторых демократических стран. И тут рождается смутное подозрение - а не усваивает ли уголовное законодательство этих стран те принципы, которыми руководствовались сами человеконенавистнические идеологии?

Дальше последуют не очень политкорректные рассуждения. Рафинированных европейцев прошу отложить дальнейшее чтение до лучших времен. Однако судите сами. Новый словацкий закон предусматривает для граждан, публично выражающих симпатии к коммунистическим или фашистским режимам, наказание в виде лишения свободы на срок от шести месяцев до трех лет. Аналогичный закон в Польше за пропаганду нацизма, фашизма и коммунизма, а также за участие в организациях, исповедующих эти идеи, обещает до двух лет тюрьмы. В Венгрии за то же самое, а еще и за отрицание Холокоста можно получить три года. В Чехии поклонников тоталитаризма ждет от трех до восьми лет лишения свободы. Только за сомнения в том, что преступления нацизма или коммунизма вообще совершались, можно схлопотать до шести лет.

"Дело заключается в том, чтобы гарантировать, что никому не сойдет с рук отрицание зверств, совершенных коммунистами и фашистами", - пояснил лидер Словацкой консервативной партии П. Заяц после принятия нового закона. Обратим внимание: речь идет не о самих зверствах, а о комментариях по их поводу. Эти совсем не слабые тюремные сроки предусмотрены не за насилие, воровство или шпионаж, а за публично высказанное мнение. Точно так же за "идеологически неправильные" высказывания при Сталине могли приговорить по 58-й статье УК к 10 годам лагерей или расстрелу, а в нацистской Германии, где для вынесения приговора и вовсе не всегда пользовались уголовным кодексом, - также расстрелять или отправить в концлагерь. Позже в Советском Союзе за отрицание успехов социализма давали до трех или до семи лет лишения свободы.

Парадоксально, но факт: в освободившихся от коммунизма восточно-европейских странах воспроизводятся нормы тоталитарного законодательства, правда, с противоположным идеологическим знаком. Но разве дело в знаке? Ограничение свободы слова - это уже и есть идеология, и, пожалуй, весьма далекая от демократии и либерализма. Как далеко можно зайти на этом пути? Не до образца ли Москвы или Берлина 1930-х гг.?

Здоровое общество осуждает фашизм и коммунизм. Но только больное или мечтающее заболеть посылает своих оппонентов на нары. Только нездоровое общество отказывается от дискуссии, запрещает ее и оформляет этот запрет законодательно...

В основе таких мер лежит глубокое недоверие законодателя к обывателю, который якобы не способен самостоятельно разобраться, что хорошо, а что плохо. Недоверие к собственным гражданам - один из столпов тоталитарной системы. Навязывание государственного мнения силой - фирменный знак тоталитаризма.

Возможно, обыватель действительно слишком легко усваивает идеи ксенофобии и национального превосходства. Ну так вступите в дискуссию и докажите свою правоту! Неважно, касается это истории или сегодняшней жизни. А коли правоту доказать не сумели, отступитесь от несогласных. Если 99 человек из ста высказывают правильную точку зрения, значит ли это, что один оставшийся не имеет права высказать свою точку зрения, ошибочную? Да еще под страхом тюремного наказания!

Нам, пережившим советский коммунизм, пересидевшим его, перемучившимся им, отрадно сегодня слышать правду о тоталитаризме. Мы рады судебному возмездию, которое хоть и редко, но все же настигает палачей коммунистического режима. Мы готовы сделать все, чтобы прошлое не повторилось. Ни в каком виде. Даже под предлогом защиты демократии от исторического кощунства. В ответ на слово - только слово.

Да не уподобимся мы тем, кого осуждаем*(102).

 

(Александр Подрабинек)

 

Вопросы

 

1. Согласны ли вы с автором в том, что с тоталитарной идеологией нужно бороться только словом?

2. Распространяется ли свобода мысли и слова в том числе на фашистские взгляды и убеждения?

3. Согласны ли вы с автором в том, что уголовная ответственность за отрицание преступлений фашизма и коммунизма - рецидив тоталитарного мышления?

 

27. Судить Горбачева!

 

Предложение В. Буковского судить М. Горбачева за преступления советского режима было встречено с почти всеобщим осуждением... Напомню вкратце для тех, кто не знает или не помнит. Речь идет о трагических эпизодах последних лет СССР, когда против мирного населения использовалась армия. О подавлении народных протестов в апреле 1989 г. в Тбилиси и штурме Баку советскими войсками в январе 1990 г. Об использовании армии против гражданского населения в 1990 г. в Душанбе и в 1991 г. в Вильнюсе и Риге. Жертвами армейского и милицейского насилия стали тогда гражданские лица. В Тбилиси погибло 19 человек и 250 было ранено; в Баку - около 100 погибших и более 1 тыс. раненых; в Душанбе - 25 убитых и 565 раненых, в Вильнюсе - 15 убитых и 600 раненых, в Риге - 5 погибших. За всеми этими операциями советской армии, МВД и КГБ СССР стоял Генеральный секретарь ЦК КПСС и (с марта 1990-го) Президент СССР М. Горбачев. Он был верховным главнокомандующим и первым лицом уже дышащего на ладан, но все еще тоталитарного государства. Кто как не он должен в первую очередь отвечать за эти конкретные преступления советского режима?

И что же говорят его оппоненты из той самой интеллектуальной и совестливой части? Основной их аргумент - отсутствие аргументов! Они с Буковским не спорят, они его укоряют и клеймят. Они не говорят о погибших в той резне, об ответственности преступников, которых надо найти и судить. Они Горбачеву эти жертвы милостиво простили. Весь их пафос направлен на обличение Буковского и возвеличение Горбачева независимо от того, чего требует один и в чем повинен другой...

Испытывая острый дефицит доводов, оппоненты Буковского вовсю резвятся на ниве демагогии и передергиваний. Владислав Быков и Ольга Деркач, кажется, просто веселятся, задаваясь риторическими вопросами. А что это Буковский начал с Горбачева - только потому, что в отличие от Хрущева, Брежнева и Ельцина он еще жив? А почему остались в стороне 200 с лишним стран мира? Почему самый травоядный правитель страны должен ответить за всю ее кровавую историю? А почему это Буковский 20 лет думал и наконец решился?..

А. Скобов благодарен Горбачеву за то, что тот освободил политзаключенных. "И это искупает многое", - убежден Скобов. А я хочу сказать Скобову, тоже бывшему политзаключенному, что каждый раз, когда он с благодарностью вспоминает о Горбачеве, пусть также вспоминает и политзаключенных, погибших в тюрьмах и лагерях в то время, когда Горбачев был властителем страны. Напомню специально для А. Скобова только о двух погибших в это время - В. Стусе и А. Марченко. О тех, кто безвинно погиб в лагерях, когда Горбачев карабкался вверх по партийной лестнице и был членом ЦК и Политбюро (тоже, кстати, не последние должности в государстве), я уж напоминать не буду. И если вы скажете мне, что не он же лично убил их, то я вам отвечу, что и освобождал политзаключенных тоже не он лично. Освободил их в 1987 г. досрочно Президиум Верховного Совета СССР, и только тех, кто написал в ПВС прошение о помиловании. Самых упрямых пришлось освободить годом позже. "Блаженны освободившие узников", - восторженно пишет Скобов о Горбачеве. А убивавшие их? Они тоже блаженны? Судя по довольной физиономии Горбачева на юбилейной церемонии в Лондоне, вполне.

Слава Богу, нашелся один сильный голос, напомнивший Горбачеву и всем нам, что массовые расправы с гражданским населением в советских городах в конце 1980-х - начале 1990-х гг. не забыты. Жертвы - не забыты. Преступники - не наказаны. И какой же дружный хор осуждения - нет, не Горбачева, а Буковского - слышен оттуда, где о жертвах и палачах должны были бы помнить в первую очередь!..

Было бы несправедливо умолчать о немногочисленных взвешенных комментариях. Е. Калужская увидела за инициативой Буковского более общий вопрос - может ли лидер государства покушаться на жизнь и свободу граждан во имя "целостности страны" или любых других великих целей? Ничего нового в этом вопросе для России нет. Еще Достоевский устами своего героя вопрошал, стоит ли счастье человечества слезинки одного ребенка. Вопрос актуален до сих пор. Многие смиряются с тем, что ради демократических реформ проливается чужая кровь, гибнет невинная жизнь. Как правило, это люди, которые своей жизнью рисковать как раз не согласны.

О. Козырев, считая, что у Горбачева много заслуг, тем не менее убежден в необходимости суда, на котором "должны быть названы все факты, озвучены все палачи и названы все виновные. За все время советского строя".

Увы, таких публикаций немного. Большинство испытывает к Горбачеву чувство преданной благодарности за то, что он не залил страну кровью. Популярен тезис о том, что на совести каждого руководителя страны есть подобные грехи, это как бы общая беда. Да разве? На нашем европейском континенте правительства каких стран, кроме социалистических и фашистских, подавляли гражданские протесты танками? Нет, это не общечеловеческая беда, это характерный признак тоталитарных режимов...

Коммунизм рухнул не благодаря Горбачеву и даже не вопреки ему - он был слишком незначительной фигурой, несмотря на свои, казалось бы, большие возможности. Тирания была обречена, и Горбачев ничего с этим не смог бы сделать. Он попробовал - у него не получилось. Он послал танки в непокорные города и потерпел поражение. Оно обошлось в сотни человеческих жизней. Теперь за это надо отвечать.

На суде ему, может быть, зачтутся его заслуги - мог перестрелять всех, а перестрелял только некоторых. Зачтутся награды - Нобелевская премия мира и многочисленные ордена и звания. Хорошие адвокаты найдут смягчающие обстоятельства. Возможно, суд даже оправдает его, решив, как подсказывает А. Скобов, что это действительно "тот парень, который не стрелял". Но это вряд ли - слишком много доказательств вины. А возможно, гуманный суд ограничится наказанием, не связанным с лишением свободы. Неважно. Важно, чтобы человек, управлявший в то время страной, ответил за массовые убийства своих сограждан. Какие бы заслуги, реальные или мнимые, у него ни имелись*(103).

 

(Александр Подрабинек)

 

Вопросы

 

1. Как соотносятся юридическая, политическая и моральная ответственность? Нужен ли наряду с Уголовным кодексом РФ кодекс ответственности политиков?

2. Кто, по вашему мнению, М.С. Горбачев - преступник, герой, государственный деятель ушедшей эпохи?

3. Разделяете ли вы идею суда над М.С. Горбачевым?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: