Каковы особенности моторики детей с умственной отсталостью

       Умственно отсталые дети и младенческого, и более позднего дошкольного возраста характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, пытаясь достать ее, а также позднее начинают сидеть, стоять, передвигаться в пространстве ползком, ходить. Замедленное развитие двига­ тельной сферы существенно снижает возможности ребенка знакомиться с окружающим его предметным миром, ориентироваться в пространстве.

       Движения умственно отсталых дошкольников отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, им­ пульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение про­ стейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду.

       В дошкольном возрасте многие умственно отсталые дети, с которыми спе­ циально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и растегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно специально отрабатываются в учебных учреждениях с использованием тренажеров.

       Неловкость движений умственно отсталых дошкольников обнаруживается

входьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая ком­ натные растения, они расплескивают воду или льют ее в слишком больших ко­ личествах.

       Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности ум­ ственно отсталых детей. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми ли­ ниями, отдаленно передающими контур предмета.

       Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свой­ ственные умственно отсталым детям нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и руч­ ной деятельности дошкольников, находят свое отражение и в их речевой дея­ тельности.

       В школьные годы недостатки моторики умственно отсталых детей суще­ ственно сглаживаются под влиянием коррекционно-воспи-тательнойработы, систематически осуществляемой на всех уроках и во внеурочное время. Дви­ жения учеников постепенно приобретают четкость, координированность и плав­ ность. К старшим годам обучения многие школьники легко и красиво ходят, тан­ цуют, бегают на лыжах, играют в мяч, выполняют довольно сложные трудовые задания как бытового, так и производственного характера.

 

ВОПРОС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: