Каковы особенности восприятия детей с умственной отсталостью

       Процесс познания мира ребенком начинается и проис­ходит в течение всей жизни благодаря ощущениям и вос­приятию. Эти процессы представляют собой отражение окружающей действительности, информация о которой поступает к нам через органы чувств. У умственно от­сталых детей в несколько раз чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников, наблюдаются нарушения ор­ганов слуха и зрения. Это часто ведет к появлению недо­статков их восприятия.

       Однако даже в тех случаях, когда анализаторы со­хранены, восприятие умственно отсталых нарушено и от­личается рядом особенностей. К ним относятся:

нарушения обобщенности;

замедленный темп восприятия;

узость объема восприятия;

малая дифференцированность;

пассивность восприятия.

       Главным недостатком является нарушение обоб­щенности восприятия. Это проявляется в неумении вы­делять главное, существенное в объекте. Так, при вос­приятии текста, сюжетного изображения умственно от­сталый ребенок не может выдетхить основную мысль, установить причинно-следственные связи. Отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными деть­ми.     Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Умственно отсталые испытывают серьезные затруднения при дифференциро­вании цвета (особенно оттенков), величины, формы объек­та, они не различают выражения лиц людей, изображен­ных на картинке.

       Отмечается также узость объема восприятия. Ум­ственно отсталые выхватывают отдельные части в обо­зреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания ма­териала. Таким образом, пассивность процесса воспри­ятия является еще одной его характерной особенностью. Глядя на какой-нибудь предмет, умственно отсталый ре­бенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он до­вольствуется при этом самым общим узнаванием предме­та. Умственно отсталые дети не умеют самостоятельно рассматривать, всматриваться, им необходимо постоян­ное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что умственно отсталые без стимулирующих воп­росов педагога практически не могут выполнить доступ­ное их пониманию задание.

       Кроме перечисленных особенностей, восприятие при умственной отсталости недостаточно устойчиво, хаотич­но, с нарушенными целенаправленностью и целостно­стью. У умственно отсталых отмечаются трудности в вос­произведении образов восприятия — представлений. На­блюдается нарушение представлений о себе, ближайшем окружении, о пространстве и времени и др. Для пред­ставлений детей этой категории характерны недиффе-ренцированность, фрагментарность, поверхностный ха­рактер и уподобление образов. Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и зна­ний — основные средства улучшения качества вос­приятий и ощущений.

 

ВОПРОС

       Каковы особенности памяти детей с умственной отсталостью

Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) у умственно отсталых детей имеют свои специфические особенности, так как формируются в усло­виях аномального развития.

Продуктивность процессов памяти снижена, при этом они характеризуются:

       запоминание — недостаточной полнотой и точно­ стью, замедленностью;

       сохранение — неосмысленностью и непрочностью;

       воспроизведение — низким объемом, искажениями материала, привнесениями.

       Произвольное запоминание формируется позже, чем у сверстников. При этом если у нормально развивающихся школьников замечено значительное преимущество произ­вольного запоминания над непроизвольным, то у умствен­но отсталых нет существенных различий между продук­тивностью этих двух видов запоминания.

       Лучше всего такие дети запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Причем наиболее полно, точно и прочно запоминаются реальные объекты, менее успешно — их изображения и еще с более низким результатом слова, их обозначающие. Опосредо­ванная смысловая память у умственно отсталых развита слабо. Наибольшие трудности возникают при запоминании и воспроизведении текстовой информации. При этом они могут запомнить определенный, довольно ограниченный объем материала. При запоминании и осмыслении матери­ала не могут пользоваться логическими приемами. Над ло­гической памятью у них преобладает механическая.

       Наибольшие трудности вызывает воспроизведение сло-ш»сного материала. Воспроизводимые умственно отсталыми тексты сжаты, непоследовательны, фрагментарны, содер­жат неточности, пропуски, замены, привнесения. Следует также отметить недостаточный объем воспроизводимого материала. При организации процесса обучения умственно отсталых большое значение имеет повторение материала. Исследования памяти детей с умственной отсталостью по­казали, что им требуется значительно большее количество повторений, чем для нормально развивающегося ребенка. Но даже при повторении материала они часто совершают одни и те же ошибки. Необходимо указать и на такую осо­бенность памяти этих детей, как эпизодическая забывчи­вость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за ее общей слабости.

 

ВОПРОС

       Каковы особенности мышления детей с умственной отсталостью

Для мышления умственно отсталых детей характерно:

нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщения и абстрагирования);

сниженная активность мыслительных процессов;

наиболее сохранный вид мышления — наглядно-дей­ ственный;

неосознанность и хаотичность действий в процессе решения;

некритичность мышления;

слабая регулирующая роль мышления;

низкая мотивация мыслительной деятельности.

Мышление является главным инструментом познания.

       Оно протекает в форме таких операций, как анализ, син­тез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.

Анализ у таких детей характеризуется недостаточной полнотой и точностью, бессистемностью и непоследова­тельностью, хаотичностью. При анализе объекта они вы­деляют лишь отдельные, хорошо им знакомые, наиболее заметные части объекта, не стремятся произвести деталь­ный анализ, пропускают ряд важных свойств. Из-за не­совершенства анализа затруднен синтез предметов. Вы­деляя в предметах отдельные их части или свойства, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудня­ются составить представление о предмете в целом. Ярко проявляются специфические черты мышления у умствен­но отсталых в операциях сравнения. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто — по несоотноси-мым (например, цвет одного объекта и форму другого). При сравнении более успешно выделяют признаки раз­личия, чем сходства.

       В наибольшей степени страдает такая мыслительная операция, как обобщение. У умственно отсталых оно так­же основано на выделении несущественных, второстепенных свойств объектов. При обобщении такие дети опираются на внешние наглядные свойства, функциональные или ситу­ативные признаки. Развитие различных видов мышления

своеобразно по сравнению с нормой. Наиболее нарушен­ным является словесно-логическое мышление, а наибо­лее сохранным — наглядно-действенное. В школьном воз­расте у таких учащихся преобладающим является на­глядно-образный вид мышления, но для него характер­ны недостатки при оперировании образами. У детей от­мечается малая динамичность образов, их фрагментар­ность. Отличительной чертой мышления умственно от­сталых детей является некритичность, неспособность са­мостоятельно оценить свою работу. Они, как правило, не проводят проверки решения задания, часто не замечают своих ошибок.

       При решении мыслительных задач отмечается не­достаточность ориентировки, отсутствие планирования. Умственно отсталые обьгано начинают работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Мотивация мышле­ния у них снижена: привлекают легкие задания, не требу­ющие мыслительного напряжения и преодоления препят­ствий. Возможно совершенствование мышления умственно отсталых детей при грамотном построений процесса обуче­ния с опорой на его сохранные стороны.

 

 

ВОПРОС




double arrow
Сейчас читают про: