Причины умственной отсталости

       Умственная отсталость имеет различную этиологию. Все причинные факторы, приводящие к умственной отсталости, условно можно разделить на две группы:

       1)эндогенные (внутренние);

       2)экзогенные (внешние).

Эндогенные причины.

       1)различные наследственные заболевания родителей. По наследству, на генетическом уровне передается около 50—70% форм умственной отсталости;

       2)хромосомные нарушения. В настоящее время установлено, что одной из частых причин умственной отсталости являются хромосомные нарушения, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом (хромосомные аберрации). Они составляют около 15% от всех случаев. Среди хромосомных аномалий чаще других встречается аберрация, вызывающая синдром Дауна;

       3)нарушения обмена веществ. При большинстве наследственных нарушениях обмена имеет место поражение ЦНС, что приводит к возникновению так называемого сложного дефекта, т, е. к различным сочетаниям интеллектуальной недостаточности с поражениями двигательной системы, с недоразвитием речи, нарушениями зрения, слуха, с эмоционально-поведенческими расстройствами.

       Наиболее часто встречается такой вид генетически обусловленного нарушения обмена, как фенилкетонурия. При этом заболевании врожденное отсутствие определенного фермента приводит к накоплению в организме токсических продуктов. С данными нарушениями связано возникновение тяжелых форм умственной отсталости.

 

       Экзогенные причины

-В пренатальный (внутриутробный) период:

1)хронические заболевания матери;

2)инфекционные болезни, перенесенные матерью в период беременности;

3)интоксикация, прием матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов;

4)курение, употребление алкоголя и наркотиков матерью.

 

-В натальный (родовой) период:

1)родовые травмы;

2)инфицирование плода;

3)асфиксия (удушье) плода.

 

-В постнатальный период (после рождения, примерно до трехлетнего возраста):

1)остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний;

2)различные травмы головы;

3) интоксикации, перенесенные ребенком.

       Причиной неблагоприятных последствий для психофизического развития плода или ребенка после его рождения может быть и влияние повышенной радиоактивности биосферы (атмосферы, воды, почвы и др.).

       К экзогенным причинам возникновения легких форм умственной отсталости можно отнести также неблагоприятные условия социальной среды и психическую депривацию (недостаточное удовлетворение важных психологических потребностей) ребенка в раннем детстве. Часто неблагоприятные наследственные факторы выступают в сложном взаимодействии с факторами внешней среды, т. е. наблюдается сочетание различных патологических факторов — полиэтиология. Противопоставление экзогенных и эндогенных причинных факторов, ведущих к умственной отсталости, является неправильным. Знание причин умственной отсталости важно не только для диагностики, но и прогнозирования динамики заболевания у конкретного ребенка в дальнейшем, что необходимо для решения вопросов его комплексной психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной интеграции.

 

 

ВОПРОС

Дайте сравнительную характеристику олигофрении и деменции

       Олигофрения (малоумие) — это врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, проявляющееся в недоразвитии всей психики, но главным образом, интеллекта. Причины олигофрении различны. Умственная отсталость-задержка или неполное развитие психики, которое обнаруживается в возрасте до 3 лет, но нередко к младшему школьному возрасту. Деме́нция (лат. dementia — безумие) — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. В отличие от умственной отсталости(олигофрении), слабоумия врождённого или приобретённого в младенчестве, представляющей собой недоразвитие психики, деменция — это распадпсихических функций, происходящий в результате поражений мозга, наиболее часто — в старости (сенильная деменция; от лат. senilis — старческий, стариковский). В народе сенильная деменция носит название старческий мара́зм.

 

ВОПРОС

Раскройте классификацию умственной отсталости по МКБ10

       Приказом Министерства здравоохранения России № 311 от 26.08.1999 были утверждены «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств». За основу классификации в этой модели была взята Международная классификация болезней (МКБ – 10) от 1992 года. В разделе /F70 – F79/ «Умственная отсталость» рекомендуется использовать следующие рубрики:

· умственная отсталость легкой степени (F-70);

· умственная отсталость умеренная (F-71);

· умственная отсталость тяжелая (F-72);

· умственная отсталость глубокая (F-73).

 

       Одной из актуальных проблем изучения умственной отсталости в настоящее время является сопоставление клинических проявлений интеллектуального дефекта с фенотипическими особенностями ребенка, неврологическими и соматическими отклонениями, оценкой эмоционально-поведенческих особенностей, речевых и двигательных нарушений. Это позволяет дифференцировать различные формы олигофрении и выделять так называемые синдромальные формы как генетической, так и экзогенной этиологии.

 

ВОПРОС  И 51 ВОПРОС ОДИНАКОВЫЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: