Умственная отсталость имеет различную этиологию. Все причинные факторы, приводящие к умственной отсталости, условно можно разделить на две группы:
1)эндогенные (внутренние);
2)экзогенные (внешние).
Эндогенные причины.
1)различные наследственные заболевания родителей. По наследству, на генетическом уровне передается около 50—70% форм умственной отсталости;
2)хромосомные нарушения. В настоящее время установлено, что одной из частых причин умственной отсталости являются хромосомные нарушения, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом (хромосомные аберрации). Они составляют около 15% от всех случаев. Среди хромосомных аномалий чаще других встречается аберрация, вызывающая синдром Дауна;
3)нарушения обмена веществ. При большинстве наследственных нарушениях обмена имеет место поражение ЦНС, что приводит к возникновению так называемого сложного дефекта, т, е. к различным сочетаниям интеллектуальной недостаточности с поражениями двигательной системы, с недоразвитием речи, нарушениями зрения, слуха, с эмоционально-поведенческими расстройствами.
|
|
Наиболее часто встречается такой вид генетически обусловленного нарушения обмена, как фенилкетонурия. При этом заболевании врожденное отсутствие определенного фермента приводит к накоплению в организме токсических продуктов. С данными нарушениями связано возникновение тяжелых форм умственной отсталости.
Экзогенные причины
-В пренатальный (внутриутробный) период:
1)хронические заболевания матери;
2)инфекционные болезни, перенесенные матерью в период беременности;
3)интоксикация, прием матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов;
4)курение, употребление алкоголя и наркотиков матерью.
-В натальный (родовой) период:
1)родовые травмы;
2)инфицирование плода;
3)асфиксия (удушье) плода.
-В постнатальный период (после рождения, примерно до трехлетнего возраста):
1)остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний;
2)различные травмы головы;
3) интоксикации, перенесенные ребенком.
Причиной неблагоприятных последствий для психофизического развития плода или ребенка после его рождения может быть и влияние повышенной радиоактивности биосферы (атмосферы, воды, почвы и др.).
К экзогенным причинам возникновения легких форм умственной отсталости можно отнести также неблагоприятные условия социальной среды и психическую депривацию (недостаточное удовлетворение важных психологических потребностей) ребенка в раннем детстве. Часто неблагоприятные наследственные факторы выступают в сложном взаимодействии с факторами внешней среды, т. е. наблюдается сочетание различных патологических факторов — полиэтиология. Противопоставление экзогенных и эндогенных причинных факторов, ведущих к умственной отсталости, является неправильным. Знание причин умственной отсталости важно не только для диагностики, но и прогнозирования динамики заболевания у конкретного ребенка в дальнейшем, что необходимо для решения вопросов его комплексной психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной интеграции.
|
|
ВОПРОС
Дайте сравнительную характеристику олигофрении и деменции
Олигофрения (малоумие) — это врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, проявляющееся в недоразвитии всей психики, но главным образом, интеллекта. Причины олигофрении различны. Умственная отсталость-задержка или неполное развитие психики, которое обнаруживается в возрасте до 3 лет, но нередко к младшему школьному возрасту. Деме́нция (лат. dementia — безумие) — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. В отличие от умственной отсталости(олигофрении), слабоумия врождённого или приобретённого в младенчестве, представляющей собой недоразвитие психики, деменция — это распадпсихических функций, происходящий в результате поражений мозга, наиболее часто — в старости (сенильная деменция; от лат. senilis — старческий, стариковский). В народе сенильная деменция носит название старческий мара́зм.
ВОПРОС
Раскройте классификацию умственной отсталости по МКБ10
Приказом Министерства здравоохранения России № 311 от 26.08.1999 были утверждены «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств». За основу классификации в этой модели была взята Международная классификация болезней (МКБ – 10) от 1992 года. В разделе /F70 – F79/ «Умственная отсталость» рекомендуется использовать следующие рубрики:
· умственная отсталость легкой степени (F-70);
· умственная отсталость умеренная (F-71);
· умственная отсталость тяжелая (F-72);
· умственная отсталость глубокая (F-73).
Одной из актуальных проблем изучения умственной отсталости в настоящее время является сопоставление клинических проявлений интеллектуального дефекта с фенотипическими особенностями ребенка, неврологическими и соматическими отклонениями, оценкой эмоционально-поведенческих особенностей, речевых и двигательных нарушений. Это позволяет дифференцировать различные формы олигофрении и выделять так называемые синдромальные формы как генетической, так и экзогенной этиологии.
ВОПРОС И 51 ВОПРОС ОДИНАКОВЫЕ