Побудителями поведения ребенка и одним из значимых критериев соци альной активности личности являются его интересы. Мотивационно-потребностная сфера умственно отсталых дошкольников находится на начальной ста дии становления. Их интересы тесно связаны с занимательностью выполняе мой деятельности, мало интенсивны, неглубоки, односторонни, ситуативны, недиф-ференцированныи неустойчивы, вызываются преимущественно физиоло гическими потребностями. Дети руководствуются, как правило, ближайшими мотивами. Многие исследователи отмечают как характерную черту умственно отсталого ребенка отсутствие у него интереса к учебе, познанию. Импульсив ные реакции такого ребенка, конечно, не могут быть оценены как интерес к тому или иному объекту.
Умственно отсталые дошкольники характеризуются сниженностью интере са к ближайшему предметному окружению. Возбудимые дети хватают все, что попадает в поле их зрения, не задумываясь о том, можно ли это делать. Одна ко ими руководит не интерес, а присущая им импульсивность. Они тут же бро сают взятое, поскольку предмет сам по себе для них не интересен. Заторможенные олигофрены как бы не замечают того, что вокруг них находится. Ничто не привлекает их внимания. Дети с сохранным поведением ведут себя несколь ко более адекватно. Привлекаемые яркой окраской или новизной, они берут предмет в руки, некоторое время смотрят на него, однако настоящего интереса к объекту не проявляют. Они редко задают взрослым вопросы, не пытаются
самостоятельно узнать о предмете что-тоновое. Их действия с предметом со стоят в том, что они пытаются засунуть его в рот или стучат им по столу или по лу.
Нередко дошкольники безжалостно ломают новые игрушки, разбивают и уничтожают их.
Такая деятельность не представляет собой попытку практического анализа предмета, осуществления желания выяснить присущие ему качества и свой ства. Это всего лишь следствие неправильного воспитания, отсутствия коррек ционной работы с ребенком.
Развитие умственно отсталого школьника, в частности становление внима ния, тесно связано с формированием у него разнообразных интересов, по скольку только на основе этого возможно активное и разностороннее знаком ство с окружающей жизнью. Интересы человека формируются в процессе его жизнедеятельности под влиянием воспитания и обучения, их становление во многом зависит от социального окружения, от активности человека, от харак тера деятельности.
Умственно отсталым детям в первые дни обучения в школе свойственно почти полное отсутствие каких-либоинтересов, или их интересы малоинтен сивны, неглубоки, односторонни, неустойчивы. Отмечается диффузность, ма лая дифференцированность и недостаточная осознанность интересов. Личные интересы преобладают над всеми остальными.
Познавательный интерес, определяющий в норме направленность ребенка на учебную деятельность, у умственно отсталых учащихся обнаруживается лишь как реакция на отдельные занимательные факты, события, которая не перерастает в интерес к предмету как к области знаний. Дети-олигофрены,осо бенно младших классов, обычно пассивно относятся к учебным занятиям, тре бующим мыслительной деятельности. На начальных этапах школьного обуче ния интересы умственно отсталых учеников часто связаны с занимательностью учебного материала, яркостью его подачи. У умственно отсталых детей значи тельно позже, чем у их нормальных сверстников, появляется интерес к содер жанию учебного материала или к самому процессу учения. Особенно с большим трудом формируются у них познавательные интересы при выполне нии сложной для олигофренов деятельности (чтении, письме, решении задач и примеров). Однако наряду с безразличием большинства умственно отсталых учеников к учебе на начальном этапе школьного обучения наблюдаются случаи положительного отношения детей к новым для них занятиям, в частности к уро кам по трудовому обучению. Даже целиком не осмысливая задания, не пред ставляя способов его выполнения, порядка операций, ученики вспомогатель ной школы активно и с большой охотой берутся за выполнение трудового зада ния. А по мере овладения способами действий и осознания результатов дея тельности интерес и внимание к ней со стороны ребенка возрастают, становят ся более мотивированными.
Умственно отсталые дошкольники совершенно недостаточно направлены на школьное обучение. Если они живут в неблагополучных семьях, то к 7 годам мало что знают о школе и не готовы поступить в нее. Если дети посещают спе циальный детский сад или живут в заботливых семьях, где прилагаются усилия к тому, чтобы продвинуть их в плане общего развития, то у них оказываются сформированными некоторые необходимые для школы умения и интересы. Однако в силу недостаточности интеллектуальной и личностной сферы они мало интересуются предстоящим поступлением в школу. А если и говорят об этой перспективе, то лишь эпизодически, в связи с возникшим разговором окру жающих или по случайным ассоциациям. Тем не менее специальные школы и классы ждут поступления детей. Учителя готовятся работать с ними. В отдель ных, немногочисленных случаях с умственно отсталыми дошкольниками педа гог-дефектологсистематически занимается в домашних условиях, что дает раз личные результаты, зависящие от многих условий, в первую очередь от глуби ны нарушения развития ребенка, от структуры его дефекта и, конечно, от ква лификации учителя.
Специально организованный педагогический процесс предусматривает формирование у умственно отсталых учеников младших классов различных ин тересов, в том числе и познавательных. Это необходимо для расширения об щего кругозора школьников, для их ориентации в социальном окружении. Вме сте с тем известно, что, недостаточно осознавая поставленную учителем зада чу и не проявляя к ней должного интереса, ученик выполняет ее, поскольку вы нужден это делать, но относится к ней формально. Важно побудить его рабо тать руководствуясь не только необходимостью, но и собственными потребно стями и интересами.
У подростков основные интересы связаны уже не со школьными занятия ми. Они перемещаются в сферу внешкольной деятельности. К старшему школьному возрасту отмечается положительная динамика, как в формирова нии познавательных интересов умственно отсталых учащихся, так и в появле нии интересов к определенным видам практической деятельности в свободное от учебы время (вязание, шитье, выпиливание, работа с бисером и др.). В про цессе обучения в специальной школе ее воспитанники не изолированы от воз действия окружения, многообразных внешкольных отношений, имеющих суще ственное значение для возникновения и развития тех или иных интересов и склонностей.
ВОПРОС