Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влияния на мотивацию. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:
· теория иерархии потребностей (А.Маслоу),
· теория ERG (К.Альдерфер),
· теория приобретенных потребностей (Д.Макклелланд),
· теория двух факторов (Ф.Герцберг).
Основой психологического подхода к мотивации труда явились разработки психологов, которые специализировались в психологии личности. Одной из главных тем, которой интересуется психология личности, является мотивация. В существующих теориях личности представлены две основные модели мотивации. Редукционистская модель предполагает, что физиологические потребности индивида создают напряжение и это заставляет его искать разрядки путем удовлетворения данных потребностей. Модель мотивации компетентностью основана на стремлении человека овладевать окружающей средой и на жажду получения нового опыта с целью наслаждения. Концепция самоэффективности относится к умению людей осознавать свои способности выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации. Люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных задач, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях.
|
|
24. Мотивация и стимулирование в ГМУ при изучении мотивации государственных и муниципальных служащих необходимо учитывать такие факторы как:
· – демографические особенности работников, в частности, пол и возраст;
· – содержание выполняемых трудовых функций;
· – позиция в иерархической структуре;
· – национальная специфика,
В государственном секторе более важное значение имеет внутренняя мотивация, а государственные и муниципальные служащие более склонны поддерживать баланс между работой и семьей, отказываясь от погони за высокими зарплатами и быстрым карьерным ростом.
25. Понятие стратегического управления Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
26. Цель и задачи стратегического управления, его содержание, средства. Цель: обеспечение стратегической конкурентоспособности организации в условиях изменяющейся внешней среды. Достижение названной цели возможно в результате решения след задач:
|
|
· Формирование стратегического видения и миссии организации
· Определение корпоративных и функциональных целей
· Разработка корпоративных и функциональных стратегий для достижения определённых выше целей
· Внедрение и реализация стратегии
· Оценка реализации стратегии, изучение новых тенденций и осуществление корректирующих действий.
Содержанием стратегического менеджмента (управления) являются:
· - определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
· - анализ внешней среды фирмы;
· - анализ ее внутренней обстановки;
· - выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) фирмы;
· - анализ портфеля диверсифицированной фирмы;
· - проектирование ее организационной структуры;
· - выбор степени интеграции и систем управления;
Средствами реализации государственного стратегического управления являются органы власти и управления разного уровня. Содержание их деятельности по стратегическому планированию определяется необходимостью разработки и реализации планов антикризисных мероприятий.
К ним относятся:
· - практическое осуществление планирования стратегии государственного управления,
· - принятие стратегических решений по смене курса управления и реорганизации органов власти и управления,
· - руководство подготовкой квалифицированных кадров для осуществления антикризисного управления,
· - мобилизация населения на преодоление кризисной ситуации,
· - руководство органами власти и управления в ходе реализации антикризисной программы.
27. Стратегический подход к муниципальному управлению На выработку целей муниципальной деятельности и формирование муниципальной политики влияют:
· - приоритеты региональной политики;
· - деятельность хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования и преследующих свои корпоративные цели;
· - жители и различные местные структуры гражданского общества, также преследующие свои, зачастую противоречивые цели;
· - эффективность работы органов местного самоуправления.
Стратегический подход к муниципальному управлению означает взаимоувязанное управление состоянием и изменением (развитием). Сущность стратегического подхода к муниципальному управлению составляет переход от приоритета краткосрочных целей к приоритету долгосрочных, от ориентации на решение текущих задач к ориентации на решение перспективных проблем.
28. Понятие «эффективность управления». Основные показатели эффективности. Эффективность управления — это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), имеющих как количественные, так и качественные характеристики. Оценка эффективности аппарата управления и её система показателей может быть классифицирована следующим образом:
I. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации, и затраты на управление. При оценках эффективности на основе показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации в качестве эффекта, обусловленного функционированием или развитием системы управления, могут рассматриваться: прибыль; фактический чистый доход.
II. Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные ре-зультаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления и т.п.
|
|
III. Группа показателей характеризует рациональность организационной структуры и её организационно-технический уровень. К структурам относятся звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированносгь распределения прав и ответственносги.
29. Эффективность социального управления Три подхода к оценке результативности, эффективности социального управления на основе: 1) социальной эффективности – реализация принципа социальной справедливости как соотношения социальной роли и социального положения людей, групп, их прав и обязанностей, деятельности и оценки ее результатов: создание равных возможностей в реализации потенциала человека, территории, общества; соблюдение социальных прав личности, группы, общества; справедливое распределение социальных благ (более равномерное, чем то, что создает рыночная экономика); 2) экономической эффективности – соотношение затрат (финансовых, кадровых, материальных, информационных ресурсов) и результатов: ограниченное применение; длительный временной лаг в получении конечного результата; 3) социально-политической эффективности – возможности реализации интересов, удовлетворения потребностей различных политических групп: соотношение целей, осуществляемых в государственном управлении, с целями, которые объективно определены общественными запросами; реализация социально-политических функций социального управления; степень участия большого числа людей, групп, организаций в социальном управлении.
30. Сущность качества управления и особенности его оценки Качество управления - это эффективная система управления организацией, высокий уровень квалификации высшего и среднего управленческого звена, адекватность функционирования системы управления персоналом целям и задачам организации. Качество управления можно оценить по следующим параметрам:
|
|
- Скорость принятия важных решений.
- Обоснованность принятия важных решений.
- Реальное делегирование полномочий.
- Возможность делегирования полномочий. Здесь проводится оценка возможности высшего руководства делегировать полномочия. Реального делегирования может не быть на данном этапе развития предприятия, но оно будет необходимо при дальнейшем развитии.
- Контроль над выполнением решений.
- Система поощрений и наказаний.
- Проходимость информации «вниз». Эффективность выполнения заданий руководства на всех уровнях иерархии напрямую зависит от качества и количества информации, поступающей вплоть до нижнего уровня. Как минимум, должна проходить информация, что делать (на практике бывает не всегда) в нормальном режиме и зачем делать. Сознательное выполнение поручения персоналом на основе собственных представлений о его цели повышает вероятность достижения положительного результата. Причем надо иметь в виду, что собственные представления о цели поручения у персонала есть всегда, насколько они верны, зависит от поступающей «вниз» информации.
- Проходимость информации «вверх».
- Кадровая политика
- Качество планирования деятельности. Лидерство. Восприятие персоналом высшего руководителя как лидера, за которым стоит идти, способность руководителя увлечь за собой. В значительной мере определяет возможность нововведений.
31. Управление по результатам Управление по результатам — это управленческий цикл, в рамках которого определяются целевые значения в области эффективности и результативности; менеджеры обладают возможностями для их достижения; проводится измерение и отчет о достигнутых результатах, а затем эта информация используется при решениях о финансировании, структуре, функционировании программ, а также при решениях о поощрении и санкциях.
Основными инструментами управления по результатам в госсекторе являются:
· - доклады о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД), в которых содержатся стратегические цели, тактические задачи и показатели результативности деятельности
· - государственные программы Российской Федерации и муниципальные программы (с 2010 года по н.вр.)
· - приоритетные проекты
· - национальные проекты (с 2018 года по н.вр.)
32. Факторы и показатели эффективности государственного и муниципального управления Общесистемные факторы эффективности государственного управления (на уровне подсистем - экономической, социальной, политической, правовой) можно свести к четырем группам:
· - базовые ценности, стратегические цели государства, легитимные концепции и модели развития общественной системы; политический курс;
· - организация системы государственной власти и управления и ее функционирование как единого организма; единые политическое и правовое пространства;
· - состояние государственного аппарата, его приоритетные формы, методы и стиль управляющей деятельности; профессионализм; уровень доверия населения к властям и участия в управлении государством;
· - экономическая, политическая, социальная стабильность (или нестабильность) общества.
Система показателей эффективности и результативности деятельности органов власти должна включать следующие группы. Показатели непосредственного результата. В отчетах о деятельности органов власти и структурных подразделениях уже содержится перечень определенных результатов. Содержание результатов административной деятельности определяется как вопросами компетенции, так и характером тех функций, которые ими выполняются. Показатели конечного эффекта. Показатели эффекта характеризуют изменения в объекте управления, характер воздействия деятельности на целевую группу позволяет указать на конечный эффект от деятельности исполнительного органа. Показатели непосредственных процессов связаны с характером функционирования, административными процессами, требованиями к ним. Показатель может формулироваться в виде доли операций или процедур, соответствующих стандартам или требованиям, предъявляемым к работе.
33. Организационные структуры в системе государственной власти Организационная структура (механизм) государственного управления - органически единая и постоянно действующая на профессиональной основе система государственных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и властных структур местного самоуправления, с помощью которых государство реализует свои полномочия по управлению делами общества.
Механизм демократического государственного управления функционирует на основе принципов законности; приоритета прав и свобод человека и гражданина; разделения власти; федерализма; гласности; профессионализма; гуманизма и нравственности. В Российской Федерации перечисленные принципы закреплены конституционно и это во многом определяют признаки этого механизма:
· Целостность и организационная упорядоченность. Механизм государственного управления - это целостная, функционально и во многом иерархически упорядоченная система государственных органов организаций, предприятий и учреждений, которая обеспечивается единством государственной власти, единым правовым полем и едиными принципами организации и деятельности всех входящих в нее структур, едиными задачами и стратегическими целями;
· Наличие властных полномочий.
· Базовая структурная составляющая механизма государственного управления - государственный орган.»;
· Наличие ресурсов, средств и орудий обеспечения, необходимых для эффективной управленческой деятельности, прежде всего, материально-финансовой базы из средств государственного бюджета.
34. Организационные структуры в системе муниципальной власти Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления.
Факторы, влияющие на формирование конкретной организационной структуры местной администрации