Эволюция подходов, школ, теорий мотивации труда

Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влияния на мотивацию. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:

 

· теория иерархии потребностей (А.Маслоу),

· теория ERG (К.Альдерфер),

· теория приобретенных потребностей (Д.Макклелланд),

· теория двух факторов (Ф.Герцберг).

Основой психологического подхода к мотивации труда явились разработки психологов, которые специализировались в психологии личности. Одной из главных тем, которой интересуется психология личности, является мотивация. В существующих теориях личности представлены две основные модели мотивации. Редукционистская модель предполагает, что физиологические потребности индивида создают напряжение и это заставляет его искать разрядки путем удовлетворения данных потребностей. Модель мотивации компетентностью основана на стремлении человека овладевать окружающей средой и на жажду получения нового опыта с целью наслаждения. Концепция самоэффективности относится к умению людей осознавать свои способности выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации. Люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных задач, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях.

24. Мотивация и стимулирование в ГМУ при изучении мотивации государственных и муниципальных служащих необходимо учитывать такие факторы как:

· – демографические особенности работников, в частности, пол и возраст;

· – содержание выполняемых трудовых функций;

· – позиция в иерархической структуре;

· – национальная специфика,

В государственном секторе более важное значение имеет внутренняя мотивация, а государственные и муниципальные служащие более склонны поддерживать баланс между работой и семьей, отказываясь от погони за высокими зарплатами и быстрым карьерным ростом.

25. Понятие стратегического управления Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

26. Цель и задачи стратегического управления, его содержание, средства. Цель: обеспечение стратегической конкурентоспособности организации в условиях изменяющейся внешней среды. Достижение названной цели возможно в результате решения след задач:

· Формирование стратегического видения и миссии организации

· Определение корпоративных и функциональных целей

· Разработка корпоративных и функциональных стратегий для достижения определённых выше целей

· Внедрение и реализация стратегии

 

· Оценка реализации стратегии, изучение новых тенденций и осуществление корректирующих действий.

Содержанием стратегического менеджмента (управления) являются:

· - определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;

· - анализ внешней среды фирмы;

· - анализ ее внутренней обстановки;

· - выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) фирмы;

· - анализ портфеля диверсифицированной фирмы;

· - проектирование ее организационной структуры;

· - выбор степени интеграции и систем управления;

Средствами реализации государственного стратегического управления являются органы власти и управления разного уровня. Содержание их деятельности по стратегическому планированию определяется необходимостью разработки и реализации планов антикризисных мероприятий.

К ним относятся:

· - практическое осуществление планирования стратегии государственного управления,

· - принятие стратегических решений по смене курса управления и реорганизации органов власти и управления,

· - руководство подготовкой квалифицированных кадров для осуществления антикризисного управления,

· - мобилизация населения на преодоление кризисной ситуации,

· - руководство органами власти и управления в ходе реализации антикризисной программы.

 

27. Стратегический подход к муниципальному управлению    На выработку целей муниципальной деятельности и формирование муниципальной политики влияют:

· - приоритеты региональной политики;

· - деятельность хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования и преследующих свои корпоративные цели;

· - жители и различные местные структуры гражданского общества, также преследующие свои, зачастую противоречивые цели;

· - эффективность работы органов местного самоуправления.

Стратегический подход к муниципальному управлению означает взаимоувязанное управление состоянием и изменением (развитием). Сущность стратегического подхода к муниципальному управлению составляет переход от приоритета краткосрочных целей к приоритету долгосрочных, от ориентации на решение текущих задач к ориентации на решение перспективных проблем.

28. Понятие «эффективность управления». Основные показатели эффективности. Эффективность управления — это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), имеющих как количественные, так и качественные характеристики. Оценка эффективности аппарата управления и её система показателей может быть классифицирована следующим образом:

 

I. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации, и затраты на управление. При оценках эффективности на основе показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации в качестве эффекта, обусловленного функционированием или развитием системы управления, могут рассматриваться: прибыль; фактический чистый доход.

II. Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные ре-зультаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления и т.п.

III. Группа показателей характеризует рациональность организационной структуры и её организационно-технический уровень. К структурам относятся звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированносгь распределения прав и ответственносги.

29. Эффективность социального управления    Три подхода к оценке результативности, эффективности социального управления на основе: 1) социальной эффективности – реализация принципа социальной справедливости как соотношения социальной роли и социального положения людей, групп, их прав и обязанностей, деятельности и оценки ее результатов: создание равных возможностей в реализации потенциала человека, территории, общества; соблюдение социальных прав личности, группы, общества; справедливое распределение социальных благ (более равномерное, чем то, что создает рыночная экономика); 2) экономической эффективности – соотношение затрат (финансовых, кадровых, материальных, информационных ресурсов) и результатов: ограниченное применение; длительный временной лаг в получении конечного результата; 3) социально-политической эффективности – возможности реализации интересов, удовлетворения потребностей различных политических групп: соотношение целей, осуществляемых в государственном управлении, с целями, которые объективно определены общественными запросами; реализация социально-политических функций социального управления; степень участия большого числа людей, групп, организаций в социальном управлении.

30. Сущность качества управления и особенности его оценки Качество управления - это эффективная система управления организацией, высокий уровень квалификации высшего и среднего управленческого звена, адекватность функционирования системы управления персоналом целям и задачам организации. Качество управления можно оценить по следующим параметрам:

  1. Скорость принятия важных решений.
  2. Обоснованность принятия важных решений.
  3. Реальное делегирование полномочий.
  4. Возможность делегирования полномочий. Здесь проводится оценка возможности высшего руководства делегировать полномочия. Реального делегирования может не быть на данном этапе развития предприятия, но оно будет необходимо при дальнейшем развитии.
  5. Контроль над выполнением решений.
  6. Система поощрений и наказаний.
  7. Проходимость информации «вниз». Эффективность выполнения заданий руководства на всех уровнях иерархии напрямую зависит от качества и количества информации, поступающей вплоть до нижнего уровня. Как минимум, должна проходить информация, что делать (на практике бывает не всегда) в нормальном режиме и зачем делать. Сознательное выполнение поручения персоналом на основе собственных представлений о его цели повышает вероятность достижения положительного результата. Причем надо иметь в виду, что собственные представления о цели поручения у персонала есть всегда, насколько они верны, зависит от поступающей «вниз» информации.
  8. Проходимость информации «вверх».
  9. Кадровая политика
  10. Качество планирования деятельности. Лидерство. Восприятие персоналом высшего руководителя как лидера, за которым стоит идти, способность руководителя увлечь за собой. В значительной мере определяет возможность нововведений.

31. Управление по результатам Управление по результатам — это управленческий цикл, в рамках которого определяются целевые значения в области эффективности и результативности; менеджеры обладают возможностями для их достижения; проводится измерение и отчет о достигнутых результатах, а затем эта информация используется при решениях о финансировании, структуре, функционировании программ, а также при решениях о поощрении и санкциях.

Основными инструментами управления по результатам в госсекторе являются:

· - доклады о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД), в которых содержатся стратегические цели, тактические задачи и показатели результативности деятельности

· - государственные программы Российской Федерации и муниципальные программы (с 2010 года по н.вр.)

· - приоритетные проекты

· - национальные проекты (с 2018 года по н.вр.)

32. Факторы и показатели эффективности государственного и муниципального управления Общесистемные факторы эффективности государственного управления (на уровне подсистем - экономической, социальной, политической, правовой) можно свести к четырем группам:

· - базовые ценности, стратегические цели государства, легитимные концепции и модели развития общественной системы; политический курс;

· - организация системы государственной власти и управления и ее функционирование как единого организма; единые политическое и правовое пространства;

· - состояние государственного аппарата, его приоритетные формы, методы и стиль управляющей деятельности; профессионализм; уровень доверия населения к властям и участия в управлении государством;

· - экономическая, политическая, социальная стабильность (или нестабильность) общества.

Система показателей эффективности и результативности деятельности органов власти должна включать следующие группы. Показатели непосредственного результата. В отчетах о деятельности органов власти и структурных подразделениях уже содержится перечень определенных результатов. Содержание результатов административной деятельности определяется как вопросами компетенции, так и характером тех функций, которые ими выполняются. Показатели конечного эффекта. Показатели эффекта характеризуют изменения в объекте управления, характер воздействия деятельности на целевую группу позволяет указать на конечный эффект от деятельности исполнительного органа. Показатели непосредственных процессов связаны с характером функционирования, административными процессами, требованиями к ним. Показатель может формулироваться в виде доли операций или процедур, соответствующих стандартам или требованиям, предъявляемым к работе.

33. Организационные структуры в системе государственной власти  Организационная структура (механизм) государственного управления - органически единая и постоянно действующая на профессиональной основе система государственных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и властных структур местного самоуправления, с помощью которых государство реализует свои полномочия по управлению делами общества.

Механизм демократического государственного управления функционирует на основе принципов законности; приоритета прав и свобод человека и гражданина; разделения власти; федерализма; гласности; профессионализма; гуманизма и нравственности. В Российской Федерации перечисленные принципы закреплены конституционно и это во многом определяют признаки этого механизма:

· Целостность и организационная упорядоченность. Механизм государственного управления - это целостная, функционально и во многом иерархически упорядоченная система государственных органов организаций, предприятий и учреждений, которая обеспечивается единством государственной власти, единым правовым полем и едиными принципами организации и деятельности всех входящих в нее структур, едиными задачами и стратегическими целями;

· Наличие властных полномочий.

· Базовая структурная составляющая механизма государственного управления - государственный орган.»;

· Наличие ресурсов, средств и орудий обеспечения, необходимых для эффективной управленческой деятельности, прежде всего, материально-финансовой базы из средств государственного бюджета.

34. Организационные структуры в системе муниципальной власти Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления.

Факторы, влияющие на формирование конкретной организационной структуры местной администрации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: