Основные виды научно-исследовательских работ
Оформление научно-исследовательских работ
1. Кожухар В.М. Основы научных исследований. Учебное пособие Кожухар В.М. Дашков и К 2010 // ЭБС IPRbooks. – Режим доступа: http://iprbookshop.ru/
Проектно-исследовательская деятельность
Характерные черты проекта и сущность проектирования
Понятие проекта и его основные признаки ∙ Структура проекта ∙ Показатели результативности проекта ∙ Классификация проектов
Понятие проекта и его основные признаки
Слово проект заимствовано из латинского языка, которое буквально означает: “выброшенный вперед”, “выступающий”, “вытянутый”, “бросающийся в глаза”.
Проект – обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете поставленных задач с четко определенными целями.
Проект – ограниченное во времени, целенаправленное изменение образовательной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расходов и ресурсов и специфической организацией.
|
|
Проектирование – это создание субъектом мысленно предстоящей модели деятельности. Проектирование – это вид деятельности, дающий начало изменениям в образовательной среде.
Проектирование – это совместная деятельность взрослого и ребенка по созданию проекта.
Педагогическое проектирование понимается как:
- практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и и видов педагогической деятельности и как технология обучения.
По мнению Г. Д. Бухаровой, суть педагогического проектирования состоит в том, что создаются предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозируются ее результаты[1] [1, с. 307].
А.В. Сухомлинов выделил основные признаки проектов: направленность на достижение цели; координированное выполнение взаимосвязанных действий; динамичность; неопределенность; ограниченность средств. Рассмотрим каждый из этих признаков.
Направленность на достижение целей
Проекты нацелены на получение конкретных результатов. Именно эти цели являются движущей силой проекта, и важной чертой управления проектами является точное определение и формулирование целей.
Важной чертой управления проектами является точное определение и формулирование целей, начиная с высшего уровня, а затем постепенно опускаясь до наиболее детализированных целей и задач.
Координированное выполнение взаимосвязанных действий
Проекты включают в себя выполнение многочисленных взаимосвязанных действий. Поэтому проект - это система, то есть целое, складывающееся из взаимосвязанных частей, причем система динамическая, и, следовательно, требующая особых подходов к управлению.
|
|
Динамичность
Условия реализации проекта постоянно меняются. Поэтому, могут меняться как первоначально запланированные цели так и методы их достижения. При выполнении проектов должен осуществляться мониторинг внешних условий и определяться необходимость корректировки планов.
Неопределенность
Невозможно предсказать заранее все изменения условий, в которых проект выполняется.
Ограниченность средств
Средства для реализации проекта ограничены. Проект ограничен во времени, финансово, рамками законов государств, моральными принципами людей и законами природы.
Для удобства анализа проектов, систем управления проектами множество разнообразных проектов может быть квалифицировано по различным основаниям:
Тип проекта (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект): технический, организационный, экономический, социальный, образовательный, смещенный.
Класс проекта (по составу и структуре проекта и его предметной области): монопроект, мультипроект, мегапроект.
Масштаб проекта (по размерам самого проекта, количество участников и степени влияния на окружающий мир): мелкие проекты, средние проекты, крупные проекты, очень крупные проекты.
Длительность проекта (по продолжительности периода осуществления проекта): краткосрочные (до 3-х лет), среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет).
Сложность проекта (по степени сложности): простые, сложные, очень сложные.
Структура проекта
Структура проекта состоит, как правило, из следующих компонентов:
1. Название (идея) проекта.
2. Сведения об авторах проекта.
3. Обоснование актуальности проблемы.
4. Цели, задачи проекта.
5. Методы и методики исследования.
6. Механизм реализации.
7. Календарный план проекта.
8. Результаты.
9. Перспективы развития проекта.
10. Бюджет.
Название проекта должно отражать суть проблемы. Желательно, чтобы в названии использовались термины, свидетельствующие о предполагаемой деятельности, например: формирование, создание и т. д.
В сведениях об авторах указываются фамилия, имя, отчество, должность, название организации, в которой работают (или учатся) авторы проекта. Дополнительно можно указать ученую степень, ученое звание.
Актуальность проекта -это,по сути, ответ на вопрос «Почему именно Вы делаете этот проект именно сейчас и именно здесь?». Любое проектное предложение всегда начинается с объяснения причин, побудивших авторов к разработке проекта.
Для доказательства актуальности оценивается и описывается социальная ситуация, сложившаяся в конкретном сообществе, выделяется из круга наиболее актуальных проблем одна, которая заботит авторов больше всего и которую они намерены решить.
Актуальность должна быть основана на фактах: мнение признанных экспертов, фактические события, аналитические данные, социологические опросы.
Чем больше фактических подтверждений актуальности проблемы, тем больше поводов обратить внимания именно на Ваш проект. В описании стоит использовать только точные данные, но избегайте процентного выражения при формировании количественных показателей проблемы. В тех областях, где это возможно, используйте числовые показатели. В случае с социологическими опросами или другой аналитикой, где определенный срез принимается как мнения всей аудитории, используя процентное отношения, указывайте число опрошенных респондентов, с которыми работали и только потом переходите к процентам.
Наиболее важными компонентами являются цели и задачи проекта.
|
|
Цель – это осознанное представление итогового результата деятельности по проекту. Формулировка цели должна соответствовать заявленной проблеме. Цель должна быть реалистичной, ранжируемой, диагностируемой, то есть иметь определенные измерители.
Задачи проекта:
1. Действия, которые предпринимаются, чтобы достичь цели проекта.
2. Поручение, задание, вопрос, требующие решения по известным данным с соблюдением условий.
3. Формулировки задач начинаются с глаголов совершенного вида: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, создать, обеспечить, апробировать, разработать.
Приведем пример формулировки темы, цели и задач проекта:
Тема: « Формирование готовности студентов-волонтеров к осуществлению профессиональной деятельности».
Цель проекта: способствовать формированию готовности студентов-волонтеров к осуществлению профессиональной деятельности в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Задачи проекта:
- изучить теоретические основы оказания психологической помощи и поддержки людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- оказывать научно-методическую помощь социальным учреждениям города и их специалистам в работе с людьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- развивать формы оказания волонтерской помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- развивать профессионально-ориентированные личностные качества волонтеров.