Метод проектов как технология в системе образования

 

Метод проектов как технология Почему нужно переходить на метод проектов?

  1. Метод проектов как технология

 

Под методом проектов понимается система обучения, при которой студенты приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

Метод проектов как форма учебной работыполучил распространение в первой трети XX века. В основу метода проектов положены взгляды американского философа Дж. Дьюи. Он считал особым способом обучения исследование окружающей жизни в проектной форме. Последователем Дж. Дьюи стал В.Х. Килпатрик, он считал, что целью обучения должно стать вооружение учащихся методами решения проблем, поиска, исследования.

Как считает Т. А. Зерщикова[2], метод проектов позволяет решать многообразные задачи: обеспечение системного мышления, стремления студентов к добыванию знаний, навыков самостоятельного их приобретения и теоретического анализа литературных или опытных данных; обучение применению познаний для решения практических или иных задач, самооценке, развитию коммуникативных и исследовательских умений. Последние предполагают разноплановое и многообразное общение, аналитическую деятельность, выявление проблем, построение гипотез, планирование и проведение эксперимента, наблюдение за результатами и их анализ, обобщение, выводы, доклады на различных конференциях и т.д. [2, с. 79-82.].

  1. Почему нужно переходить на метод проектов?

Критерием успешности для будущего специалиста становится не столько результативность в изучении учебных дисциплин, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами, выработка у студентов стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания. При традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения ориентированных на классно - урочную форму занятий это невозможно. Необходимо вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным из всех технологий является метод проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студента на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системе образования. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

· необходимость не столько передавать студентам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

· актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умение работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);

· актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

По мнению Г.Д. Бухаровой, суть педагогического проектирования состоит в том, что создаются предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозируются ее результаты.

 

Успешность реализации проекта

 

Успешность реализации проекта предполагает следующее:

1. Создание определенного центрального руководства с достаточными полномочиями на принятие решений, способного действовать энергично и целеустремленно.

2. Определение и четкую формулировку целей, выделение различий между старым и новым. Описание механизма реализации проекта.

3. Оценку экономии, которая должна быть достигнута.

4. Своевременное обучение лиц, выделенных для работы над проектом, желательно провести обучение еще до начала реализации проекта.

5. Выделение необходимых кадровых и финансовых ресурсов для осуществления планируемых изменений (лучше специалистов).

6. Обеспечение в проекте таких аспектов, которые заинтересовали бы всю организацию.

7. Информирование коллектива относительно реализации проекта путем подробной информации (периодических сообщений, наглядной агитации, связи с общественностью, средств массовой информации).

8. Обеспечение наличия консультационной и информационной сети.

9. Постоянный контроль за эффективностью мероприятий, проводимых в рамках проекта и быстрое реагирование на возникающие сложности.

10. Постоянную коррекцию хода реализации проекта (планирование, согласование, информацию и обучение).

11. Коррекцию временного графика.

 

Основные понятия: инновация, инновационный проект, инновационный процесс, инновационная деятельность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: