Классификация проектов

 

В системе образования используются различные виды проектов, их классификации могут быть представлены по разным основаниям (предметно-содержательной области, характеру контактов, количеству участников проекта, продолжительности выполнения проекта и другим). Наиболее распространенными могут быть такие виды, как творческие, информационные, ролевые, то есть игровые, исследовательские и другие.

Е.С. Полат выделила типологические признаки проекта, на основании которых предложенную автором классификацию можно представить в таблице (Таблица 1):

 

Таблица 1 – Типологические признаки проекта

Типологические признаки проекта Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности

исследовательский
поисковый
творческий
ролевой (игровой)
прикладной (практико-ориентированный),
ознакомительно-ориентировочный (информационный)

По предметно-содержательной области

монопроект (в рамках одной области знаний)
межпредметный (в рамах нескольких областей знаний)

По характеру координации проекта

непосредственный (явный характер участия в проекте педагога или специалиста в той области знаний, которая подлежит изучению)
скрытый (неявный, имитирующий характер участи в проекте)

По характеру контактов

внутренние или региональные (в пределах одной страны)
международные (представители разных стран)

По количеству участников проекта.

личностные (между двумя партнерами, находящиеся в разных школах, регионах, странах)
парные (между парами участников)
групповые (между группами участников)

По продолжительности выполнения

проектов

краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы)
средней продолжительности (от недели до месяца)
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

 

В доминирующем проекте деятельности можно наметить следующие типы проекта:

Исследовательские

Этот тип проектов полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинными научными исследованиями. Он предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования. Например, исследовательский проект на тему: «Интернет как среда общения современных студентов». В ходе его реализации предполагается изучить особенности общения студентов в сети Интернет.

Творческие

Такие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, плана сочинения, статьи и пр. Например, тема творческого проекта «Создание видеофильма о взаимодействии родителей и педагогов в детском саду».

Ролевые, игровые

Структура таких проектов только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце.

Ознакомительное - ориентировочные (информационные)

Этот тип направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенный для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их ограниченной частью, модулем.

Практико – ориентированные

Они отличаются четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования).

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным способом.

По М.Б. Лебедевой проектный метод – это система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения практических заданий проблемного характера.

Повышение внимания к проектной деятельности связанно с тем, что этап проектирования более чем на 70% определяет качество обученности.

В последнее время усилился интерес к применению проектного обучения в высших учебных заведениях. В данных работах представлена общая характеристика проектной модели обучения в вузе. Подчеркивается, что это неклассическая модель, которая предполагает практико-ориентированное, проектное образование, прикрепление студентов к кафедральным проектам, выстраивание индивидуальных траекторий.

Таким образом, в системе образования используются различные виды проектов, их классификации могут быть представлены по разным основаниям (предметно-содержательной области, характеру контактов, количество участников проекта, продолжительность выполнения проекта и другие). Наиболее распространенными могут быть такие виды, как творческие, информационные, ролевые, то есть игровые, исследовательские и другие.

 

Основные понятия: проект, проектирование, проектная деятельность.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое проект?

2. Какие виды проектов Вы знаете?

3. Что такое проектирование?

4. Как описывается актуальность проекта?

5. Назовите признаки проектов по А.В. Сухомлинову.

6. По каким показателям классифицируются проекты?

Список литературы:

1. Ворошилова А. Начнем с проекта [Об обучении учителей проектной деятельности] // Первое сентября. 2000. №41. С.3.

2. Ивасенко, А.С. Управление проектами: учебное пособие / А.С. Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Каркавин. – Ростов/Дону: Феникс, 2009. – 330 с

3. Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности. Метод проектов в России и за рубежом / В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко и др. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. –  №4. июль-август. – С. 20-26.

4. Новиков, А.М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: «Эгвес», 2004. – 120 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М., 2003. – 272 с.

5. Чечель, И.Д. Целевое педагогическое проектирование / И.Д. Чечель // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. – С. 48-82.

Электронные ресурсы:

1. Лебедева, М.Б. Информационные технологии как средство реализации взаимосвязи технологий обучения / М.Б. Лебедева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ito.edu.ru/2003/II/3/II-3-1794.html.

2. Понятие проекта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gosup.ru/topic283.html.

3. Сухомлинов, А. Основные характеристики проекта / А. Сухомлинов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kiev-market.com/article/project010.htm.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: