Социально-педагогическое проектирование как сфера деятельности в образовании

В настоящее время теоретическое обоснование социального проектирования позволило разработать эффективные модели вхождения учителя и ученика в социальное проектирование. Подтверждением этому являются труды Г.М. Беспаловой, Н.М. Виноградовой и др. Широко представлена методология проектирования образовательной деятельности для работников образования, руководителей, участвующих в инновационной деятельности в трудах Т.Г. Новиковой, А.С. Сиденко.

Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. Каждый социально-педагогический проект имеет свою общественную миссию (назначение). Он рождается на основе социального прогнозирования и предвидения, ориентированного на изменение окружающей социальной среды (социальных условий) и требующего самоопределения участников проекта относительно качества этой среды.

Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде. Специфический контекст социально-педагогического проекта формируют отношения социального партнерства. Под социальным партнерством в данном случае понимается добровольное и равноправное взаимодействие в проектной деятельности различных общественных и государственных сил, людей разных возрастов и социального статуса.

Педагогический потенциал данного вида проектов направлен на социализацию его участников, их осознанную адаптацию к существующим условиям; на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, улучшая его по мере своих сил и тем самым решая свои проблемы. По мере развития социально-педагогического проекта часто рождаются новые виды субъектов и инновационные формы социальной активности, что может служить показателем демократизации. Презентация хода и результатов проектной деятельности в рамках проекта, выходящего за пределы только образовательного пространства, может носить более широкий характер. Здесь уместно привлечение средств массовой информации и различного вида социальных и компьютерных сетевых связей.

Социально-педагогические проекты способны оказывать определенное позитивное влияние на среду, насыщая окружающее пространство педагогическими элементами, тем самым педагогизируя общественное сознание.

В последние годы проектирование получило широкое распространение в системе высшего профессионального образования. Большинство студентов выпускных курсов современных вузов выполняют свои дипломные проекты, которые по сути своей соответствуют признакам исследовательских проектов.

Проблема включения студенческой молодежи в социальное проектирование оказалась актуальной вдвойне – с одной стороны как один их методов, способствующий повышению качества их образования с другой стороны как метод позволяющий выпускникам вузов стать конкурентоспособными специалистами на рынке услуг.

Социальное проектирование как сфера деятельности, предполагающая сотрудничество педагогов и студентов может найти широкое применение в различных областях образовательно-воспитательной деятельности вуза, среди которых значительное место занимает участие студентов в волонтерском движении, конкурсах инновационных проектов, форумах, выставках педагогического мастерства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: