Анализ безопасности труда при эксплуатации технических устройств, задействованных в одной из функциональных областей

 

Персональный компьютер - это, конечно, не токарно-винторезный станок. Он не требует от работающего на нём человека столько внимания к собственной безопасности, как какое-либо опасное оборудование. Но определённую технику безопасности при работе на ПК нужно соблюдать. Соблюдать ТБ при работе на компьютере нужно не только потому, что в противном случае может пострадать ваше здоровье, но и потому, что от неправильных действий может пострадать сам компьютер.

Если раньше компьютер был редкостью, то сегодня компьютеры стоят во многих организациях и практически в каждой квартире. Независимо от того, где используется компьютер (дома или на работе), требования к работе на нём не отличаются. В домашних условиях соблюдение этих правил даже важнее, так как на работе охраной труда занимаются специалисты и контролирующие органы. Любое пользование компьютером это работа. Причём, серьёзная работа и для глаз, и для рук, и для спины, и для психики.

Несоблюдение требований техники безопасности при работе за компьютером приводит к тому, что через некоторое время человек, начинает испытывать определённый дискомфорт: головные боли, резь в глазах, боли в спине и в суставах кистей рук. Он устаёт и становится раздражительным. Может нарушится сон, ухудшится зрение, будут болеть руки, голова, шея и поясница. Зачастую эти проблемы связаны с:

недостаточной площадью и объёмом рабочего места;

несоблюдением температурного и влажностного режима в помещении;

низким уровнем освещённости в помещении и на рабочих поверхностях оборудования;

повышенным уровнем низкочастотных магнитных полей от мониторов;

произвольной расстановкой техники и нарушением требований организации рабочих мест;

несоблюдением требований к режимам труда и отдыха;

чрезмерной производственной нагрузкой работников;

отсутствием навыков по снижению влияния психоэмоционального напряжения.

Компьютеру издавна приписывают множество различных вредных факторов, якобы воздействующих на человека. На самом деле многие из них отсутствуют, а многие преувеличены. Например, девять пользователей из десяти расскажут вам о неких мощных излучениях, вредно влияющих на здоровье пользователя. Отчасти они правы, но не стоит вдаваться в панику: на самом деле не все так плохо. В принципе, вопрос о вреде компьютера из той же серии, что и "Вреден ли сотовый телефон?". Достоверных данных почти нет, а имеющиеся отстают от современности лет на 5-10. А ведь технологии развиваются ежедневно, и то, что использовалось при производстве компьютеров (или иной техники) вчера, сегодня уже занимает своё место в музее. Но лучше подстраховаться, чем недооценить возможный вред. Ибо: "Предупреждён - значит вооружён!".

Итак, какой же вред может принести компьютер человеку? Сегодня в этой связи обращают внимание на следующие факторы:

прямая и отраженная блесткость;

повышенное значение напряжения в электрической цепи;

статические перегрузки костно-мышечного аппарата;

перенапряжение зрительного анализатора;

умственное перенапряжение;

эмоциональные перегрузки;

монотонность труда.

Медики обобщили недомогания тех, кто весь рабочий день проводит за компьютером. В их список вошли:

головная боль (может развиться мигрень);

резь в глазах (может ухудшиться зрение);

тянущие боли в мышцах шеи, рук и спины;

зуд кожи лица и ладоней;

бессонница.

Большинство работающих на компьютере жалуются на боли (рези) в глазах. Это легко объяснимо. Ведь работая за компьютером человек часами смотрит в одну точку (вернее, точки) на мониторе, яркость которого сопоставима с яркостью настольной лампы. Человек не моргает и забывает делать перерывы в работе. Таким образом, глаза не только не отдыхают, но и даже не смачиваются слёзной жидкостью, в результате чего сохнет роговица и появляется ощущение, что в глаза насыпали песок.

Боли в спине, шее и суставах связаны с тем, что увлёкшись компьютером, человек не замечает, что давно сидит в неудобной, а часто и вовсе - в неестественной позе. Проведя таким образом много часов, дней и месяцев, человек "зарабатывает" болей в шее, спине и суставах. А обратившись к врачу, узнаёт о том, что у него имеются мышечно-скелетные нарушения.

При работе компьютера, вокруг некоторых его частей создаётся электромагнитное поле, создающее эффект микроволновки, негативно действуя на любые живые организмы. Волны электромагнитного поля компьютера бывают разной длины. И чем длиннее волна, тем более высокую проникающую способность она имеет. Так, волны миллиметрового диапазона поглощаются поверхностными слоями кожи человека, сантиметрового - кожей и прилегающими к ней тканями, дециметрового - проникают на глубину до 10 см. То есть, электромагнитные волны могут пройти человека насквозь. И это не так уж безвредно. Помните, как в микроволновке СВЧ-волны нагревают пищу? Здесь можно провести параллель. Электромагнитное поле влияет на клетки и ткани человека, приводя к нарушениям условно-рефлекторной деятельности, снижению биоэлектрической активности мозга и изменению межнейронных связей. Обычно это проявляется головной болью, утомляемостью, ухудшением самочувствия, гипотонией, брадикардией, изменением проводимости сердечной мышцы.

Воздействуя на человека, электромагнитное поле повышает температуру его тела, что приводит к избирательному нагреву тканей и органов. Самые незащищённые в данном случае следующие органы тела человека: печень, поджелудочная железа, мочевой пузырь, желудок. Их нагрев запросто может обострить хронические заболевания (язвы, кровотечения, перфорации).

Как повысить безопасность при работе за компьютером? Работа на персональных компьютерах относится к зрительно напряженным работам. Это означает, что в первую очередь при работе с компьютером страдают наши глаза. Именно этот вредный фактор присутствует в большинстве документов, регламентирующих труд работников с использованием ПЭВМ. Важно понимать, что вредное воздействие на глаза проявляется не в наличии каких-либо излучений, а лишь в необходимости постоянного напряжения глаз при считывании информации с экрана. Поэтому для профилактики негативных воздействий требуется соблюдать определенный режим работы и отдыха.

Согласно СанПиН, существует три группы работ с видеодисплейными терминалами и ПЭВМ, а также три категории сложности и напряженности работы. К первой группе работ (группа, А) относятся работы по считыванию информации с дисплея, ко второй (группа Б) - работы по вводу информации, к третьей (группа В) - интерактивная работа с компьютером. Очевидно, что труд офисного работника в большинстве случаев относится к группе В, так как требует интерактивной работы с различным программным обеспечением. Для этой группы устанавливаются следующие регламентированные перерывы:

при работе с компьютером не более 2 часов за смену (1-я категория сложности) - 2 перерыва по 15 минут через 2 часа после начала смены и через 2 часа после обеденного перерыва;

при работе с компьютером от 2 до 4 часов за смену (2-я категория сложности) - 2 перерыва по 15 минут через 2 часа после начала смены и через 1.5-2 часа после обеденного перерыва, либо перерывы по 10 минут после каждого рабочего часа;

при работе с компьютером от 4 до 6 часов за смену (3-я категория сложности) - 2 перерыва по 20 минут через 1.5-2 часа после начала смены и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва, либо перерывы по 15 минут после каждого рабочего часа.

Обратите внимание, что работа с ПЭВМ в течение более 6 часов за смену (при 8-мичасовой рабочей смене) не допускается.

Пара слов о требованиях к рабочему месту. К ним можно отнестятся требования к рабочему столу, посадочному месту (стулу, креслу), подставкам для рук и ног. Несмотря на кажущуюся простоту, обеспечить правильное размещение элементов компьютерной системы и правильную посадку пользователя чрезвычайно трудно. Полное решение проблемы требует дополнительных затрат, сопоставимых по величине со стоимостью отдельных узлов компьютерной системы, поэтому и биту и на производстве этими требованиями часто пренебрегают. Так, согласно Санитарным правилам и нормам (СанПиН) площадь одного рабочего места, оборудованного ПЭВМ, должна составлять не менее 6 м2, объем - не менее 20 м3. Для исключения воздействия повышенных уровней электромагнитных излучений расстояние между экраном монитора и работником должно составлять не менее 0.5 м (оптимальное 0.6-0.7 м), а сам монитор должен быть установлен прямо перед пользователем и не требовать поворота головы или корпуса тела. Рабочий стол и посадочное место должны иметь такую высоту, чтобы уровень глаз пользователя находился чуть выше центра монитора. На экран монитора следует смотреть сверху вниз, а не наоборот. Даже кратковременная работа с монитором, установленным слишком высоко, приводит к утомлению шейных отделов позвоночника. Если при правильной установке монитора относительно уровня глаз выясняется, что ноги пользователя не могут свободно покоиться на полу, следует установить подставку для ног, желательно наклонную. Если ноги не имеют надежной опоры, это непременно ведет к нарушению осанки и утомлению позвоночника. Удобно, когда компьютерная мебель (стол и рабочее кресло) имеют средства для регулировки по высоте. В этом случае проще добиться оптимального положения. Для обеспечения безопасности работников на соседних рабочих местах расстояние между рабочими столами с мониторами (в направлении тыла поверхности одного монитора и экрана другого монитора) должно быть не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями мониторов - не менее 1.2 м. Клавиатура должна быть расположена на такой высоте, чтобы пальцы рук располагались на ней свободно, без напряжения, а угол между плечом и предплечьем составлял 100° - 110°. При использовании обычныхшкольно-письменных столов добиться одновременно правильного " положения и монитора, и клавиатуры практически невозможно. Для работы рекомендуется использовать специальные компьютерные столы, имеющие выдвижные полочки для клавиатуры. Если такой полочки нет и клавиатура располагается на том же столе, что и монитор, использование подставки для ног становится практически неизбежным, особенно когда с компьютером работают дети. При длительной работе с клавиатурой возможно утомление сухожилий кистевого сустава. Известно тяжелое профессиональное заболевание - кистевой туннельный синдром, связанное с неправильным положением рук на клавиатуре. Во избежание чрезмерных нагрузок на кисть желательно предоставить рабочее кресло с подлокотниками, уровень высоты которых, замеренный от пола, совпадает с уровнем высоты расположения клавиатуры. При работе с мышью рука не должна находиться на весу. Локоть руки или хотя бы запястье должны иметь твердую опору. Если предусмотреть необходимое расположение рабочего стола и кресла затруднительно, рекомендуется применить коврик для мыши, имеющий специальный опорный валик. Нередки случаи, когда в поисках опоры для руки (обычно правой) располагают монитор сбоку от пользователя (соответственно, слева), чтобы он работал вполоборота, опирая локоть или запястье правой руки о стол. Этот прием недопустим. Монитор должен обязательно находиться прямо перед пользователем.

Работая за компьютером следите за освещением, осанкой, делайте перерывы - всё это поможет повысить трудоспособность и избавит вас от серьёзных болезней.



Заключение

 

События последнего десятилетия пытаются натолкнуть нас на мысль, что экономика меняется. Теперь центром внимания является не рабочая сила, не организация труда и даже не экономика предприятия. На смену всему этому приходят информационные технологии. Они непрерывно развиваются: появляются новые, более совершенные, заменяя собой устаревшие. Каких-то 15 лет потребовалось на то, чтобы наш мир изменился до неузнаваемости: появились персональные компьютеры, интернет, мобильные телефоны. Изменения не обошли стороной и корпоративный сегмент. Поток информации возрос и управлять им становится всё сложнее. Так, например, чтобы совершить сегодня крупную трансконтинентальную сделку требуется всего несколько миллисекунд. При таком потоке данных уже невозможно, да и просто непозволительно существовать в информационных джунглях. По своей сути эту проблему организации и управления информацией решают ERP-системы. Основной эффект этих систем заключается в том, что они значительно влияют на конкурентоспособность компаний. Выводя часть своего бизнеса в информационное пространство, компании добиваются сокращения издержек, улучшения обслуживания клиентов, консолидации информации для принятия важных решений и наведения порядка. Иными словами, реалии таковы, что ведение бизнеса без использования ERP, как минимум, затруднительно и малоэффективно. Не за горами тот день, когда каждой компании придётся переосмыслить смысл своего существования. Мир меняется, а вместе с ним должны меняться и мы. Отсутствие подобной системы на предприятии со временем неумолимо приведёт к потере конкурентных преимуществ и управляемости, причём, чем больше компания, тем быстрее это произойдёт. Те компании, которые сегодня позволят себе проигнорировать этот очевидный факт, завтра, вполне возможно, останутся в истории.

Самый трудный этап - первые 3-4 месяца после запуска системы в промышленную эксплуатацию. Именно в этот период многие системы останавливаются. Внедрение ERP-системы - это очень непростой и трудоёмкий процесс, требующий усилий и постоянного внимания к этому процессу со стороны первых лиц компании. По большому счету придётся менять (если не ломать) привычные стереотипы многих сотрудников компании, а с некоторыми, возможно, придётся даже расстаться. Если же внедрить систему управления предприятием удастся, то эффект может превзойти все ожидания, а компания начнёт работать как хорошо налаженный механизм.

В настоящий момент в компании ООО "Петромакс Спедиитори Петербург" ведётся лишь подготовка к крупномасштабному внедрению: закладывается основа для будущих бизнес-процессов, проходит обучение персонала и ведутся переговоры с консалтинговой компанией. Нет никаких сомнений в конечном успехе и значительном увеличении производительности предприятия в целом. Остаётся лишь только один вопрос: "Каков будет прирост?". На этот вопрос нет однозначного ответа, ведь, как известно, можно предсказать абсолютно всё, кроме будущего. Самое интересное заключается в том, что компании даже и не преследуют эту цель, потому что ERP внедряют не для увеличения объёмов производства и не для увеличения производительности. Всегда главная цель внедрения - это создания порядка в организации, а те компании, которые ошибочно полагаются на что-тодругое, ждёт провал. Но не всё так печально. За тридцать лет компания SAP рассчитала "средний градус по больнице" и пришла к выводу, что ERP способна оказать следующие воздействия [25]:

снижения операционных и управленческих затрат на 15%;

экономии оборотных средств на 2%;

уменьшения цикла реализации продукции на 25%;

снижения коммерческих затрат на 35%;

уменьшения дебиторской задолженности на 12%;

увеличения оборачиваемости средств в расчётах на 25%.

Всё это, конечно, приблизительные расчёты, которые будут меняться от предприятия к предприятию, но как видно даже эти данные очень впечатляют.

На чём действительно стоит сосредоточить внимание, так это на снижении затрат связанных с внедрением. Ещё не скоро изменится отношение к ERP. ERP-система всегда была уделом развитых и крупных компаний, но это должно в ближайшее время поменяться, а до тех пор многие средние компании, которые не достигли статуса Газпрома или Сбербанка, вынуждены при внедрении сводить концы с концами. Именно такая учесть постигла компанию "Петромакс Спедиитори". Ещё задолго до внедрения ERP руководство компании сосредоточилось над разработкой комплексных мер по сокращению затрат. Все исследования и разработки легли в основу и были развиты в данной работе. По результатам исследований ВКР применение таких инновационных методов, как облачные технологии, виртуализация, аутсорсинг позволяют сократить затраты на 50% и сэкономить 30 млн рублей в течении 5 лет. Разработанные методы и рекомендации навсегда изменять мир ERP. Отныне это не будет считаться роскошью крупных нефтегазовых компаний.

Компании сегодня развиты фрагментарно, цели бизнеса, процессы, результаты зачастую мало связаны между собой. Бизнес работает по инерции, мало кто задумывается над высокоуровневым пониманием своей компании. Но когда приходит время автоматизации - внедрить CRM или даже ERP систему всё-таки нужно начинать с самого верха. Автоматизация часто выступает в качестве толчка к выстраиванию целостной системы.

Для целостного понимания бизнес-системы в первую очередь нужно выяснить цели компании и её стратегию, как она намерена достигать этих целей. Здесь возможна ситуация, когда владельцы и руководство бизнеса разные люди и у каждого свои цели, свои "локальные" задачи и ни о какой стратегии речи не идёт. В таком случае и ни о какой ERP-системе также нельзя вести речь. Нужно запускать консалтинговый проект для руководства с целью формирования единого видения компании.

Также в компании должна быть чётко определена бизнес-модель компании, а именно:

направления деятельности;

предлагаемые преимущества;

отношения с клиентами;

сегменты клиентов;

денежные потоки;

каналы продаж;

основные ресурсы;

структура расходов;

основные партнёры.

Основа любой компании - люди. Нужно чётко представлять кадровую политику и принятую практику в коллективе. Социальная архитектура определяет состав персонала, навыки и умения, привычки в работе и в отношениях с клиентами, поставщиками и другими партнёрами, обратную связь между всеми уровнями управления и исполнения.

Логичная структура сети процессов и каждого отдельного процесса. Сотрудники должны понимать суть своих операций, связи и последствия своих действий на последующие звенья цепи. Нам нужно понять не столько как делаются те или иные операции, важнее понять почему они делаются и почему делаются именно они, потому как в будущей информационной системе ответ на вопрос "Как?" может быть совсем другим.

До начала проекта автоматизации важно знать "техническое состояние" объекта. Электро- и телекоммуникационные каналы, сервера, маршрутизаторы, провайдеры, далее смотрим на уровень выше - аппаратное обеспечение рабочих мест, операционные системы, базы данных, прикладное инфраструктурное ПО, далее прикладные бизнес системы, где на данный момент ведётся операционная деятельность и, наконец, средства коммуникации, с помощью чего сотрудники взаимодействуют между собой и окружающим миром.

Если на первом этапе с целями и стратегией всё в порядке, то здесь мы должны увидеть результат. Он соответствует этим целям? Мы точно делает то, что нам нужно, а главное нужно нашим клиентам. С первого этапа сюда спускаются KPI, здесь мы измеряем по определённым критериям то, что получили и транслируем на все предыдущие уровни - чтобы это получать нам необходимо и достаточно имеющейся системы на каждом уровне? Если ответ "Да", то никакая ERP-система нам не нужна, задумаемся об этом когда увидим или спрогнозируем реальное ограничение. Если ответ "Нет", инициируем проект по комплексной автоматизации, где наивысший приоритет у узкого места, а комплексный для того, чтобы изменения примерить на все составляющие бизнес-системы, чтобы не утратить целостное понимание компании.

В данной выпускной квалификационной работе были раскрыты основные идеи и проведены исследования наиболее важных проблем, касающихся ERP-систем при внедрении. В результате было достигнуто следующее:

раскрыто понятие информационной системы и ERP;

рассмотрены основные методологии и рекомендации, разработанные лидерами отрасли;

выработан ряд рекомендаций при подготовке и внедрении;

изучены сильные и слабые стороны ERP;

предложены пути решения и решены выявленные проблемы, связанные с высокой стоимостью внедрения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: