Литературный калейдоскоп

 

Цель. Порадовать детей, повторяя с ними знакомые произведения художественной литературы; совершенствовать диалогическую речь, ее

интонационную выразительность; вызвать желание участвовать в драматизациях.

Ход занятия

Воспитатель читает детям стихотворения об осени и зиме (знакомые произведения), например, «Осень наступила…» А. Плещеева, «Мама! Глянь‑ка из окошка…» А. Фета и «Улицей гуляет…» С. Дрожжина.

Затем интересуется, кому какое стихотворение понравилось и почему. Если на вторую часть вопроса у ребенка ответа нет, следует зачитать строчки из стихотворения, которые явно придутся ему по душе, и восхититься необычностью сравнения или сопоставления.

«А мне, – сообщает педагог, – очень нравится стихотворение «Зашумела, разгулялась…» И. Никитина. Даже в названии (повторяет его) ощущается какая‑то сила, буйство». Он просит у детей позволения прочитать стихотворение.

Далее воспитатель, используя фланелеграф (магнитную доску) и набор картинок, предлагает детям выполнить ряд заданий:

• определить, в каких произведениях встречается медведь, лиса, комар, заяц и т. д.;

• подобрать картинки так, чтобы изображенные на них персонажи были из одной сказки. Например, щука и Емеля, волк у проруби

и баба с ведрами и т. д.;

• определить, к какому произведению относится рисунок, и вспомнить соответствующий отрывок из сказки (рассказа, стихотворения).

Далее педагог предлагает разыграть сценку из сказки «Три поросенка».

Примерный сценарий:

«Два поросенка поют, пляшут, шумят. Слышны их реплики: „Ну какие тут могут быть волки! Вот мы его схватим за нос, будет знать!“. От их визга и хрюканья просыпается волк: „Что за шум?“ – и направляется к поросятам.

Поросята продолжают резвиться. Вдруг они замечают волка. Поросята застывают на месте.

Волк готовится схватить поросенка.

Поросята визжат и убегают прочь, волк за ними.

Зрители негромко исполняют песню поросят: „Нам не страшен серый волк…“».

Драматизация повторяется 2–3 раза.

 

Старшая группа

(от пяти до шести лет)

 

Дети 5–6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Дошкольники способны восхищаться описанием природы (стихотворения И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, С. Есенина и других русских поэтов).

Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Он включает песенки и заклички, но интерес детей к ним уже не так ярко выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато популярны считалки, скороговорки, загадки, волшебные сказки.

Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

В программу включены авторские сказки (А. Пушкин, Д. Мамин‑Сибиряк, Н. Телешов, В. Катаев, П. Бажов, М. Горький, X. К. Андерсен, Р. Киплинг, О. Пройслер, Т. Янссон и др.); рассказы о детях, их поступках и переживаниях (В. Дмитриева. «Малыш и Жучка»; А. Гайдар. «Чук и Гек»; Л. Толстой. «Косточка»); произведения о взаимоотношениях в мире людей, животных (Л. Толстой. «Лев и собачка»; Г. Снегирев. «Отважный пингвиненок» и др.); юмористические рассказы (В. Драгунский, Н. Носов, К. Паустовский, Л. Пантелеев, С. Георгиев и др.).

Как и прежде, читать детям надо ежедневно. Это правило не должны нарушать и родители в выходные дни, а также в те периоды, когда ребенок не посещает детский сад.

Желательно, чтобы родители, воспользовавшись услугами районной (поселковой, школьной) библиотеки и рекомендациями воспитателей, прочли детям книги, главы из которых им читают (читали) в дошкольном учреждении: А. Гайдар. «Чук и Гек»; В. Дмитриева. «Малыш и Жучка»; Л. Пантелеев. «Рассказы о Белочке и Тамарочке»; Т. Александрова. «Домовенок Кузька»; А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»; Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга», пер. с нем. Ю. Коринца и др.

Уже в средней группе вводится чтение «толстой» книги по главам (чтение с продолжением). У старших дошкольников интерес к «толстой» книге устойчивее. Читая главу за главой, нужно интересоваться, что детям запомнилось и есть ли у них желание послушать, что еще ждет героев книги (А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»; Т. Александрова. «Домовенок Кузька»; Л. Пантелеев. «Рассказы о Белочке и Тамарочке» и т. п.).

Воспитателю необходимо готовиться к общению с детьми посредством художественного произведения, так как тексты стали значительно сложнее.

Педагогу необходимо:

• прочесть произведение до того, как читать его детям, что позволит лучше осмыслить его, интонационно верно расставить акценты;

• продумать вопросы, которые помогут детям понять суть произведения (2–3 вопроса);

• выделить отрывки с яркими описаниями персонажа, его поступков, явлений, чтобы позже прочесть их детям.

Подготовка детей к восприятию нового произведения может осуществляться непосредственно перед чтением или же накануне, при этом используются самые разные приемы.

• В книжный уголок помещают новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации, пробуют определить жанр произведения (сказка, рассказ, стихотворение), о чем оно. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, называет произведение.

• Воспитатель показывает предметы, о которых упоминается

в произведении и которые дети не знают, называет их, объясняет назначение. Например, перед чтением сказки Н. Телешова «Крупеничка» предлагает рассмотреть гречку (крупу и картинку с изображением этого растения; лучше во время цветения и с уже созревшими плодами‑семенами).

• Воспитатель предлагает, ориентируясь на название, высказать предположения относительно содержания книги. Например: «Новая сказка Б. Заходера называется „Серая звездочка“. Как думаете, про кого она? (Ответы детей.) А вообще‑то эта сказка про жабу. Почему вы нахмурились и руками замахали?»

Непосредственно после чтения (или через некоторое время) необходимо побеседовать с детьми. Лучшему усвоению содержания способствуют перечисленные ниже приемы.

• Вопросы воспитателя.

• Рассматривание иллюстраций к произведению.

• Демонстрация рисунков и панно, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды. Например, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить козлика из сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Затем он показывает рисунок. «Это не он, – говорят дети, – у сказочного козлика на правой передней ноге серебряное копытце, ножки тоненькие, головка легонькая, на рожках по пять веток». Воспитатель еще раз просит детей закрыть глаза и заменяет прежний рисунок новым (козлик с серебряным копытцем, из‑под которого разлетаются драгоценные камни).

• Словесные зарисовки. Педагог предлагает детям вообразить себя художниками‑иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки к произведению они нарисовали бы. Выслушивая высказывания, воспитатель задает уточняющие вопросы.

• Чтение отрывков из текста по просьбе детей.

Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности жанра, языка произведения, воспитатель может предложить им:

• рассказать о самом смешном (самом грустном, самом страшном и т. п.) эпизоде. Затем зачитываются соответствующие отрывки;

• рассказать об одном из эпизодов (по выбору педагога) подробнее. Потом воспитатель зачитывает текст, а дети договаривают концовки предложений: «Марьюшка была хороша – красавица писаная, и от доброты… (краса ее прибавлялась)» («Финист – Ясный сокол», русская народная сказка). Или: «Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся… (добрым людям на радость)\ А ты, гречка, выцветай, созревай, завивайся – будь ты… (всем людям на угоду)\ (Н. Телешов. «Крупеничка».);

• драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают. Например, разговор Наташи с домовенком Кузей (по мотивам произведения «Домовенок Кузька» Т. Александровой).

Домовенок. Дряпать тоже не будешь?

Наташа. А что такое дряпать?

Домовенок (смеется, прыгает, веселится). Дряпать – это царапаться.

Наташа. Не буду царапаться. Я ведь человек, а не кошка.

Домовенок. А свориться не будешь?

Наташа. Свориться – это что?

Домовенок (прыгает, пляшет, причитает). Ах, беда‑беда‑огорчение! Что ни скажешь – не по разуму, что не молвишь – все попусту, что не спросишь – все без толку!..

Сценка репетируется заранее. Потом желающие могут сыграть ее на прогулке или в группе в часы свободной деятельности детей, а если в этом будет необходимость, то и на праздниках. Как ни странно, исполнители роли Домовенка очень радуются, натянув лохматый парик. Он помогает им войти в роль.

Необходимость в беседе по прочитанному очевидна, ибо любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Но нельзя забывать и о том, что ребенок прежде всего должен насладиться услышанным. Подробный анализ может принести больше вреда, чем пользы. Если произведение детям читают не на занятии, следует лишь помочь им понять мотивы поступка героя, попросив подумать, поразмышлять на досуге, что побудило его принять то или иное решение. Или можно уточнить, почему именно так называется произведение. Например: «Как вы думаете, почему сказка, в которой заяц проявил храбрость, спасая ворону, все же названа „Заяц‑хвастун“?» (русская народная сказка, обр. О. Капицы).

Беседуя по прочитанному на занятии и задавая вопросы, требующие размышлений и доказательств, педагог, выслушав детей, должен зачитывать отрывок (отрывки) из произведения. Важно, чтобы дети чаще слышали текст, нежели рассуждения о том, что и почему случилось‑приключилось.

Чтение русских народных сказок целесообразно начинать с присказки: «Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки. На море‑океане, на острове Буяне…».

Рассказывание сказок следует завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:

 

Так они живут,

Пряники жуют,

Медом запивают,

Нас в гости поджидают.

И я там был,

Мед, пиво пил,

По усам бежало,

В рот ни капли не попало.

 

Или концовкой из сказок А. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!».

Детей старшей группы знакомят с некоторыми обрядовыми песнями, прибаутками, докучными сказками, небылицами (народными и авторскими).

К небывальщине и нелепицам дети испытывают особое тяготение. У дошкольников уже имеются четкие реалистические представления об окружающем мире. В небылицах‑перевертышах развиваются события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Все действия – сплошная логическая ошибка. И детям нравится оперировать неосязаемыми сущностями, легко переставляя их в уме и ощущая себя значимыми и компетентными.

 

…Среди моря овин горит,

По чисту полю корабль бежит…

 

В списках литературы много замечательных стихотворений, посвященных природе в разное время года. Их надо неоднократно читать детям на занятиях и в повседневной жизни (полностью, отрывки), особенно тогда, когда лучше и сказать трудно.

 

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом облака.

 

И. Бунин. Первый снег

 

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

 

А. Пушкин. Евгений Онегин

В списке программных произведений перечислены стихи, рекомендованные для заучивания, для чтения в лицах.

Занятия по заучиванию стихотворений строятся следующим образом: чтение без установки на заучивание; чтение с установкой на заучивание, последовательный анализ логически завершенных отрывков; подведение детей к тому, как правильнее прочесть определенную часть стихотворения; упражнения в декламации отрывка (3–5 человек); чтение воспитателем стихотворения целиком.

Прежде чем прочесть очередной отрывок, педагогу следует проговорить предыдущий, а затем новый, чтобы ребенок как можно чаще слышал текст. Не надо призывать детей читать стихотворение хором. При индивидуальном чтении важно обращать внимание не на громкость речи, а на ее выразительность и естественность интонаций.

Каждое занятие по ознакомлению с произведениями художественной литературы нужно начинать с повторения, чтобы дети не забывали пройденный материал: «Сегодня я познакомлю вас с новым стихотворением Самуила Яковлевича Маршака. А какие его стихи и сказки вы уже знаете?».

Следует также чаще напоминать детям отрывки из знакомых программных произведений на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. В конце каждого месяца целесообразно проводить литературные викторины, литературные калейдоскопы. В этой возрастной группе они уже могут быть тематическими: «Волшебные сказки», «Сколько в сказках, рассказах, стихах котов и котят (лис, медведей)!», «Книги любимого писателя», «Какие удивительные эти животные!», «Небывальщина да неслыхалыцина», «Веселые стихи» и. т. д.

В планы занятий можно включить:

• викторины («Из каких произведений отрывки?»);

• драматизации небольших отрывков из 1–2 произведений (готовятся заранее);

• выступления поющих героев произведений. Они встречаются

в русских и особенно часто в зарубежных авторских сказках (выступления должны быть подготовлены заранее при участии музыкального работника);

 

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати.

 

Сестрица Аленушка и братец Иванушка, русская народная сказка

 

Мойся, Ворчунишка,

Косолапый Мишка,

Чтобы Мишка чистым был,

Надо, чтобы Мишка мыл

Коготки и пятки,

Спинку, грудь и лапки.

 

Т. Энгер. Приключения в лесу Елки‑на‑Горке

• чтение взрослым отрывков из любимых детьми произведений (по заявкам детей);

• конкурс на лучшего исполнителя роли (гнома, домового, Царевны‑лягушки, Винни Пуха и т. п.).

Такой набор заданий вполне подходит и для вечеров досуга. На таких вечерах уместно также разыграть (в свободной интерпретации) отрывок из какого‑либо произведения, обучая детей импровизации при активном участии взрослых. Например, при драматизации отрывка из сказки К. Чуковского «Муха‑цокотуха» детям предлагают изображать жуков, тараканов, бабочек, сверчков.

Появляется Муравей.

Муравей. Ой, не могу! Вот новость так новость! Муха… Она… Муха…

Все. Что случилось? Какая муха? Что с ней? Да говори ты толком!

(Все насекомые толкуют об одном и том же, но всяк по‑своему.)

Муравей. Фу‑у! Дайте отдышаться! Муха по полю пошла.

Все. Что? Эка невидаль – муха по полю пошла. Пусть идет.

Муравей. Муха по полю пошла. Муха денежку нашла.

Все. Да? Чего нашла? Говорит, что нашла денежку. А что это такое‑денежка? Может быть, бомба? Ой, куда бежать‑то?!

Муравей. Пошла муха на базар и купила самовар.

Все. Куда пошла? Что купила? Са‑мо‑вар! Вон оно что!

Муравей. А вон и она.

Муха еле тащит здоровенный самовар (воображаемая ситуация), утирает пот со лба.

Муха. Приходите, дорогие, я вас чаем угощу.

Все. Это хорошо! Это замечательно! Повезло‑то нам как! Надо собираться, надо наряжаться.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: