Александр Сергеевич Пушкин

 

Цель. Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения А. С. Пушкина.

Ход занятия

Педагог читает детям 2–3 фрагмента из произведений А. Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье…» (из стихотворения «Осень»), «Буря мглою небо кроет…» (из стихотворения «Зимний вечер»), «У лукоморья дуб зеленый…» (из поэмы «Руслан и Людмила»).

Воспитатель спрашивает у детей, не знают ли они автора этих поэтических строк. Интересуется, что они знают об Александре Сергеевиче Пушкине?

Воспитатель рассказывает детям о великом русском поэте: «В нашей стране нет человека, который не читал бы произведения Пушкина… Многие из вас уже слышали сказки о попе и работнике его Балде, о мертвой царевне и о семи богатырях, о золотом петушке, о Руслане и Людмиле. Эти сказки вы услышите еще не раз, так как их часто читают по радио, играют в театрах. По произведениям Александра Сергеевича Пушкина созданы мультфильмы и фильмы. А очень скоро вы сможете самостоятельно прочесть эти чудесные сказки. Это ли не замечательно?!

В стихотворных произведениях А. Пушкина такой яркий красивый язык, что хотелось бы сказать лучше, но не сумеешь. Вспомните описание яблока в „Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях“:

 

…Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно‑золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь…»

 

Заканчивая занятие, педагог читает детям одну из программных сказок А. Пушкина, например, «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».

 

Сказки А. С. Пушкина

 

Цель. Уточнить и обогатить представления детей о сказках А. Пушкина; помочь почувствовать своеобразие их языка; вызвать желание услышать произведения поэта.

Ход занятия

Педагог показывает детям отдельные издания сказок А. Пушкина и предлагает по обложке книги или крупному яркому рисунку из нее узнать и назвать произведение. Затем педагог читает отрывки из знакомых детям сказок. Выяснив у них, из какой сказки тот или иной отрывок, читает его снова, чтобы они услышали пушкинскую речь с ее своеобразным ритмом, запоминающимся словарем.

Например:

 

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге…

 

Сказка о царе Салтане

 

И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит…

 

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Воспитатель читает детям одну из сказок А. Пушкина. Если это новая сказка (или если эту сказку читали в прошлом году), педагог должен сначала рассказать детям, какое это замечательное произведение и почему он сам готов читать и перечитывать его несчетное число раз.

 

Зачем люди сочиняют, слушают и запоминают стихи

 

Цель. Побудить детей к размышлениям над тем, зачем одни люди пишут стихи, а другие с удовольствием их слушают и заучивают наизусть; выяснить, какие стихи дети помнят, как их читают; прочитать новые для них лирические стихи русских поэтов.

Ход занятия

Педагог показывает сборники стихов: для детей и для взрослых, одного автора и разных поэтов, простые и подарочные издания. Поясняет, что во всех этих книжках – стихи: о любви, природе, человеческих радостях и огорчениях, серьезные и шуточные. Далее педагог предлагает обсудить ряд вопросов:

– Зачем люди пишут стихи?

– Как узнать стихотворение на слух и в книге? (Ответы детей.) Да, это рифмованные строчки. Они очень ритмичные. Лишнее или не очень точное по смыслу слово может нарушить эту ритмичность. Вспомните, как сочинял стихи Незнайка, как мучился и потом отказался быть поэтом.

– Все ли могут писать по‑настоящему хорошие стихи? Вот такие, например:

 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 

Л. Пушкин. Зимнее утро

– Слушать стихи, конечно, приятно, а вот стоит ли их учить наизусть?

Выслушав рассуждения детей, педагог обобщает:

– Чем больше хороших стихотворений вы услышите и запомните в детстве, тем богаче, ярче и выразительнее будет ваша речь. Окружающим всегда приятна беседа с доброжелательным культурным человеком. А культурный человек – это человек с хорошими манерами и богатой, образной речью.

Заканчивается занятие чтением любимых детьми стихотворений (2–3 произведения). Воспитатель читает одно из своих любимых стихотворений.

 

Время загадок, скороговорок и считалок

 

Цель. Повторить с детьми известные им произведения малых форм фольклора, познакомить с новыми.

Ход занятия

Педагог рассказывает, что в соседнем детском саду дети подготовительной к школе группы знают очень много загадок, скороговорок и считалок. «Подумаешь! – сразу же реагируют ребята. – Мы знаем не меньше их». Воспитатель высказывает сомнение и предлагает это проверить. (Естественно, дети вашей группы станут «победителями»!) Он загадывает детям новые загадки, знакомит с новой скороговоркой или считалкой.

В свободном общении с детьми воспитатель может предложить им тот вид деятельности, который в настоящий момент их особенно привлекает: рассматривание книг, драматизация, кукольный спектакль, чтение произведения в лицах, совместное чтение достаточно большого по объему стихотворения или сказки в стихах (дети, ориентируясь на паузы при чтении взрослого, договаривают слова и отдельные фразы), иллюстрирование любимой книжки, рассказывание стихов жестами (воспитатель очень медленно читает знакомое детям стихотворение, а они практически на каждое слово реагируют жестом: «Пять… веселых… домовых… расшалились… очень…») и т. д.

Упражнения из книги «Расскажи стихи руками» очень популярны за рубежом. Подобная книга вышла и на русском языке. (Расскажи стихи руками. По мотивам английского фольклора./Вольный пересказ В. Егорова.–М., 1992.) Такие упражнения способствуют развитию образного мышления, свободы движений. Старшие дошкольники находят очень точные и выразительные жесты при чтении русских народных песенок, стихотворений Д. Хармса, С. Черного, отрывков из сказок К. Чуковского.

Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы – предоставить каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт.

 

Во всех возрастных группах периодически выясняют, знают ли дети программные сказки, рассказы, стихотворения. При проведении срезовой работы следует избегать вопросов типа: «Какие сказки (рассказы) ты знаешь? Назови их», «Какие стихи ты помнишь?». Целесообразно, ориентируясь на перечень произведений для той или иной возрастной группы, взять выборочно 5–6 произведений разных жанров и напомнить детям начало произведения или отрывок из него. Если ребенок знает сказку (рассказ), то вспомнит ее название (в своей редакции) и содержание. Если речь идет о стихотворении, то взрослый должен начать читать его сам, а затем предложить ребенку продолжить декламацию.

Итак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, – процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.

 

 

Приложения

 

Приложение 1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: