Подготовительная к школе группа

(от шести до семи лет)

 

Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» – за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги.

В перечень произведений для чтения в подготовительной к школе группе входят (как и во всех предыдущих группах) фольклор народов мира, произведения поэтов и писателей России, зарубежная проза и поэзия.

Русская народная поэзия представлена более сложными песенками, в том числе календарными обрядами (Коляда, Масленица), прибаутками, небылицами, пословицами, скороговорками, считалками, загадками.

Среди русских народных сказок есть малоизвестные педагогам произведения («Белая уточка», из сбор. А. Афанасьева; «Сынко‑Фи‑липко», пересказ Е. Поленовой; «Чудесное яблочко», обраб. Л. Елисеевой и др.). Рекомендуется знакомить детей с былинами: «Илья Муромец и Соловей‑разбойник», запись А. Гильфердинга (отрывок); «Добрыня и змей», пересказ Н. Колпаковой; «Садко», запись П. Рыбникова (отрывок).

В программный список поэтических произведений вошли, украсив его, стихотворения А. Пушкина, А. Блока, М. Волошина, А. Ремизова, П. Соловьевой и других замечательных поэтов.

Рекомендованы литературные сказки отечественных (К. Паустовский,

А. Ремизов, П. Ершов, К. Ушинский, и др.) и зарубежных (А. Линдгрен, Б. Поттер, С. Тонелиус и др.) авторов. В список включены повести и рассказы, которые, как свидетельствуют наши наблюдения, пришлись по душе именно детям 6–7 лет (А. Куприн. «Слон»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); К. Коровин. «Белка»; рассказы Ю. Коваля и т. д.).

Приобщая детей к художественной литературе, следует учитывать ряд моментов, связанных с особенностями возраста:

• устойчивый интерес детей к книгам, рассчитанным на длительное чтение;

• наличие способности к эстетическому восприятию художественного произведения;

• заметное возрастание интереса к поэтическому слову;

• умение некоторых детей читать самостоятельно.

Методика работы в этой возрастной группе мало отличается от методики работы с детьми 5–6 лет. Правда, педагоги, беседуя с дошкольниками по содержанию художественных произведений, предусматривают более сложные, чем раньше, вопросы и одобряют более продуманные, аргументированные ответы.

Библиотека группы должна комплектоваться при участии детей; вместе с ними нужно решить, какие книги можно передать в методический кабинет, подарить детям средней группы. Процедура передачи книг доставляет много радости и той и другой стороне.

В книжном уголке должны быть любимые детьми книги (например, сказки А. Пушкина, X. К. Андерсена, Д. Мамина‑Сибиряка и др.), а также словари, хрестоматии, детские энциклопедии, например, из серии «Я познаю мир», то есть книги, к которым часто обращается воспитатель. Дети тоже имеют право брать их в любой момент.

В подготовительной группе периодически организуются выставки книг. Их тематика самая разнообразная: авторская книга, например, сказки А. Пушкина; книги, оформленные известным детям художником, например, В. Чижиковым; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки; сборники стихотворений о природе; книги с веселыми историями и др. Тематика выставок определяется наличием книг в дошкольном учреждении, но интересующую детей книгу можно взять (заказать) в библиотеке (при этом их знакомят с работой библиотеки и библиотекарем).

Прививая интерес к рассматриванию книг, не нужно забывать о том, что в подготовительной к школе группе многие дети пытаются читать. Рассматривая книгу, они стремятся получить иную, чем раньше, информацию: стараются прочитать название книги и подписи под рисунками; убедившись, что книга имеет оглавление, пробуют выяснить, есть ли в ней то или иное произведение и на какой странице его можно найти. Это требует от ребенка усилий, а от воспитателя – своевременной помощи. С помощью педагога дошкольники продолжают учиться целенаправленно рассматривать иллюстрированные книги (единый стиль оформления: форзацы, орнаменты, рисунки).

Литературный багаж у детей различен. Уже дошкольники шестого года жизни, как свидетельствуют наши данные, могут назвать от двух до одиннадцати произведений разных жанров и от одной до пяти фамилий писателей. Наряду с А. Пушкиным, К. Чуковским, С. Маршаком дети называют М. Зощенко, Н. Носова, Д. Хармса, А. Милна, Г. Снегирева. У многих ребят есть любимые книги.

Произведения, с которыми воспитатель намеревается познакомить детей, он должен обязательно прочитать заранее и желательно вслух, что педагоги, к сожалению, делают крайне редко. Культура чтения вслух, от которой во многом зависит первое впечатление ребенка о книге, определяется восприятием текста воспитателем и его отношением к произведению. Эмоциональные переживания детей напрямую связаны с так называемой тональностью произведения, которую надо дать им почувствовать. Если по какой‑либо причине произведение не полюбилось воспитателю, его лучше не читать детям (выбор программных произведений достаточно велик).

Перед тем как читать книгу, воспитатель должен сказать добрые слова о ней и ее авторе, подчеркнув, что лично ему герои этого произведения полюбились. Если произведения этого автора уже знакомы детям, об этом следует непременно им напомнить. Прежде чем дать детям книгу для самостоятельного рассматривания, педагог должен внимательно рассмотреть ее: определить, на что они сами не обратят внимание (например, на то, как художник с помощью цвета передает радость или отчаяние героев).

Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной литературы включает:

• ежедневное, как и во всех предыдущих группах, чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг;

• специальные занятия;

• свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.

Перечень произведений для чтения детям 6–7 лет внушителен. Предполагается также повторение уже знакомых произведений. Поэтому целесообразно объединять произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца. Это может выглядеть примерно так:

1‑я неделя: чтение народных и авторских сказок; драматизация небольших произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок (моноизданий, сборников);

2‑я неделя: чтение стихотворений (лирических, игровых, юмористических), рассматривание сборников стихов, чтение стихов в лицах;

3‑я неделя: чтение рассказов и повестей, рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям, сборникам рассказов;

4‑я неделя: путешествие по страницам «толстой» книги.

Подбирая книги для чтения в течение недели, можно знакомить детей с произведениями одного писателя, например, со сказками А. Пушкина, рассказами М. Зощенко, стихами Д. Хармса; делать тематические подборки произведений разных авторов, например, «Веселые рассказы о детворе», «Подрастают малыши» (рассказы о детенышах животных); использовать комбинированный вариант по принципу «про все понемногу» (например, стихотворения о зиме, знакомство со стихами С. Черного, загадывание загадок).

Проиллюстрируем эту рекомендацию примерами. (Чтение детям программных произведений в течение месяца, например, декабря.)

1‑я неделя: чтение русских народных и авторских сказок («Снегурочка» (по народным сюжетам); «Василиса Прекрасная» (из сб. А. Афанасьева); В. Даль. «Старик‑годовик», Н. Носов. «Бобик в гостях у Барбоса»).

2‑я неделя: чтение стихотворений о зиме (Н. Никитин. «Встреча зимы»; П. Соловьева. «День и ночь»; С. Есенин. «Пороша», «Береза»; Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина); чтение детьми и воспитателем своих любимых стихотворений; инсценирование стихотворения «Оркестр» Ю. Владимирова; заучивание наизусть стихотворения «Тает месяц молодой…» С. Маршака.

3‑я неделя: чтение рассказов (К. Паустовский. «Кот‑ворюга» (повторение); М. Зощенко. «Великие путешественники»; С. Алексеев. «Первый ночной таран»); чтение рассказов по выбору детей (повторение материала).

4‑я неделя: чтение знакомой главы и новых глав из «толстой» книги (из книги А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел», пер. со шведского Л. Лунгиной или из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»).

На специальных занятиях можно решить многие задачи по ознакомлению дошкольников с художественной литературой: уточнить и систематизировать имеющиеся у них представления о каком‑либо конкретном произведении, его своеобразии, жанре, языке, о произведениях того или иного писателя (художника) и т. д., шаг за шагом формировать интерес и любовь к литературе. Но продуктивность занятия во многом зависит от ежедневной работы воспитателя, связанной с чтением детям и совместным рассматриванием книг.

Приведем примеры занятий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: