– Лютик, Лютик, что хохочешь?
– Да ведь ты меня щекочешь,
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь – захохочешь!
И. Токмакова
Литературные сказки
Старик‑годовик
Вышел старик‑годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик‑годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик‑годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик‑годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик‑годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым‑светло, махнет другой – станет темным‑темно.
|
|
Что это за птицы вылетели из рукава старика‑годовика?
Какие это четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?
В. Даль
Хлебный голос
Жил‑был царь. И как не стало царицы, царь и призадумался: и то худо, что царицы нет, да на то воля Божья, и опять же хозяйство на руках – и не малое, надо кому распорядиться, надо и гостей принять честно, да чтобы все было, как у людей есть, а ему на старости лет дай Бог с царством управиться.
А было у царя три сына, все трое женаты, при отце жили. Вот царь и призвал к себе снох – и старшую, и середнюю, и младшую – и решил испытать, кому из них большухой быть.
– Какой, – говорит, – голос дальше слышен?
Старшая думала, думала, – какой голос?
– Да вот, – говорит, – батюшка, намедни бычок за Москвой‑рекой рычал, так у Андроньева на обедне слышно было.
– Эка дуреха! – отставил царь старшую сноху и к середней. – Какой голос дальше слышно?
– Петух у нас, батюшка, седни пел поутру, а в Соколинках у мамушки слыхали, Софоровна сказывала.
Царь только бороду погладил: ну, чего с такой спросить? – и к младшей:
– Какой голос дальше слышно?
– Не смею, батюшка, сказать, сами знаете.
– Как так, говори, не бойсь.
– Хлебный голос дальше слышно.
– Какой такой хлебный?
– А такой, батюшка, если кто хорошо кормит, а голодного не забывает, накормит, согреет, утешит, про того далеко слышно.
– Ну, – говорит царь, – умница ты, Поля, по‑русски сказала, так и будь ты большухой.
И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дальше слышен.
|
|
А. Ремизов
Сова
Сидит Старик, чай пьет. Не пустой пьет – молоком белит. Летит мимо сова.
– Здорово, – говорит, – друг! А старик ей:
– Ты, Сова, – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, – какой я тебе друг!
Рассердилась Сова.
– Ладно же, – говорит, – старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить – сам лови.
А Старик:
– Вишь, чем пугать вздумала! Утикай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.
Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят‑перекликаются:
– Погляди‑ка, кума, не летит ли Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь мыши в ответ:
– Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.
А Сова из дупла:
– Хо‑хо‑хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши‑то, говорят, на охоту пошли.
– А пускай идут, – говорит старик. – Чай, мыши не волки, не зарежут телки.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят.
А Сова из дупла:
– Хо‑хо‑хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
– А пускай летят, – говорит Старик. – Что от них толку: ни меду, ни воску – волдыри только.
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
А Сова из дупла:
– Хо‑хо‑хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.
– И ветер разнесет, – говорит старик, а сам в затылке скребет.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок – не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
А Сова из дупла:
– Хо‑хо‑хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, – трава, слышь, без клеверу что каша без масла.
Молчит Старик, ничего не говорит.
Была корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко все жиже да жиже.
А Сова из дупла:
– Хо‑хо‑хо, Старик! Говорила я тебе: придешь ко мне кланяться.
Старик бранится, а дело‑то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.
Нечем стало Старику чай белить – пошел Старик Сове кланяться:
– Уж ты Совушка‑вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп‑луп, ножищами туп‑туп.
– То‑то, – говорит, – старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне‑то легко без твоих мышей?
Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.
Сова полетела мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить – сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.
В. Бианки
Приложение 2
Список литературы для чтения и рассказывания детям
(вторая группа детей раннего возраста)
Русский фольклор
Русские народные песенки, потешки. «Ладушки, ладушки!..», «Петушок, петушок…», «Большие ноги…», «Водичка, водичка…», «Баю‑бай, баю‑бай…», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота…», «Пошел кот под мосток…».
Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. 3. Александрова. «Прятки»; А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»); В. Берестов. «Курица с цыплятами»; В. Жуковский. «Птичка»; Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»); И. Токмакова. «Баиньки».
|
|
Проза. Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»; В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. «Цыпленок».
Рекомендуемая литература
Гербова В. В. Учусь говорить (планирование и конспекты занятий). – М.: Просвещение, 2003.
Книга для чтения в детском саду. (Хрестоматия. 2–4 года)/Сост.
В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. – М.: Издательский дом «Оникс‑XXI век», 2005.
Книга для чтения в детском саду. (Хрестоматия. 4–5 лет)/Сост.
В. В. Гербова, И. П. Ильчук и др. – М.: Издательский дом «Оникс‑XXI век», 2005.
Книга для чтения в детском саду. (Хрестоматия. 5–7 лет)/Сост.
В.В. Гербова, И.П. Ильчук и др. – М.: Издательский дом «Оникс‑XXI век», 2005.
Фонохрестоматия для детей дошкольного возраста (10 часовых аудиокассет). – М.: Весть‑ТДА.
Первые шаги