Глава 1. Общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

РАЗДЕЛ I ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

Глава 1. Общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях

 

Статья 1.1. Система законодательства об административных правонарушениях

1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса, принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях и Процессуального Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Законодательство об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

3. Законодательное регулирование вопросов, отнесенных пунктами 1, 2 и 5 статьи 1.4 настоящего Кодекса к предметам ведения субъектов Российской Федерации, должно осуществляться в субъекте Российской Федерации единым законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений и преступлений, охрана установленного порядка осуществления государственной власти и местного самоуправления, общественного порядка, нравственности, здоровья, собственности, окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

 

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) понятия и видов административных правонарушений;

3) обстоятельств, смягчающих, отягчающих и исключающих административную ответственность;

4) особенностей привлечения к административной ответственности отдельных категорий лиц;

5) видов административных наказаний и правил их назначения;

6) оснований освобождения от административной ответственности и от административного наказания;

7) оснований замены административного наказания другим административным наказанием;

8) административной ответственности за правонарушения, посягающие на конституционные права и свободы граждан, за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, принятыми по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, а также за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза;

9) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе возбуждения, рассмотрения, пересмотра дел об административных правонарушениях, установление перечня мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и правил применения указанных мер;

10) порядка исполнения административных наказаний.

2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.

3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

5. В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Статья 1.4. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

1. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:

1) установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами в случаях, предусмотренных федеральными законами;

2) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

3) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организация деятельности этих комиссий;

4) создание административных комиссий, организация деятельности этих комиссий, а также создание иных коллегиальных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, организация деятельности указанных коллегиальных органов;

5) установление перечней должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. К ведению городов федерального значения в области законодательства об административных правонарушениях наряду с указанным в части 1 настоящей статьи относится установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных законами городов федерального значения, принятыми по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных Разделом II настоящего Кодекса, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

 

Статья 1.5. Полномочия органов местного самоуправления в сфере правового регулирования административной ответственности

1. В случаях, если настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица органов местного самоуправления наделяются передаваемыми органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации, перечни таких должностных лиц устанавливаются муниципальными нормативными правовыми актами, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом такие перечни устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

2. Органы местного самоуправления определяют по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы.

 

Статья 1.6. Нормативные правовые акты в сфере административной ответственности

1. Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Центральный банк Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, государственные корпорации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, Процессуальным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Государственные внебюджетные фонды, государственные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе издавать нормативные акты в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, Процессуальным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Нормативными правовыми актами и нормативными актами, принятыми и изданными в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, не может устанавливаться, изменяться, отменяться административная ответственность, а также не может определяться или изменяться порядок производства по делам об административных правонарушениях.

 

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего во время совершения административного правонарушения независимо от времени наступления последствий.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Лицо, в отношении которого исполнено постановление о назначении административного наказания, не считается подвергнутым административному наказанию со дня официального опубликования закона, отменяющего административную ответственность.

3. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обратной силы не имеет.

4. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

5. В случае одновременного вступления в силу положений законов, отменяющих уголовную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние административную ответственность, лицо подлежит административной ответственности.

 

Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве

1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Лицо, совершившее административное правонарушение на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Лицо, совершившее административное правонарушение в Антарктике или в космическом пространстве, подлежит административной ответственности в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

4. Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанное лицо не было привлечено за соответствующее деяние к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.

 

Статья 1.9. Исчисление сроков

1. Сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного днями, месяцами и годами, начинается на следующий день после окончания календарной даты наступления события либо совершения деяния (действия либо бездействия), которыми определено начало срока. Течение срока, определенного часами и сутками, начинается со следующего часа после окончания часа наступления события либо совершения деяния (действия либо бездействия), которым определено начало срока.

2. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Срок, исчисляемый днями, заканчивается в тот час, когда заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции по установленным правилам.

3. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года, а если этот последний месяц срока не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца.

4. Настоящим Кодексом может устанавливаться особый порядок исчисления сроков.

5. Сроки административных наказаний исчисляются по правилам, установленным в главе 3 настоящего Кодекса.

 

Статья 1.10. Принцип законности

1. Никто не может быть подвергнут административному наказанию иначе как на основаниях, установленных настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Применение законодательства об административных правонарушениях по аналогии не допускается.

 

Статья 1.11. Принцип равенства перед законом

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и судом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Настоящим Кодексом устанавливаются особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет, одиноких родителей, воспитывающих детей в возрасте до четырнадцати лет, инвалидов.

3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также настоящим Кодексом устанавливаются особенности привлечения к административной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, прокурорских работников, имеющих классные чины или воинские звания, имеющих специальные или воинские звания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения, Государственной противопожарной службы, таможенных органов, сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также юридических лиц.

 

Статья 1.12. Принцип вины

Лицо подлежит административной ответственности при наличии его вины в совершении административного правонарушения.

 

Статья 1.13. Принцип недопустимости повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

 

Статья 1.14. Принцип справедливости и соразмерности

1. Административное наказание должно быть справедливым и соразмерным, то есть соответствовать характеру административного правонарушения, степени и размеру вреда, который причинен или мог быть причинен в результате совершения административного правонарушения охраняемым общественным отношениям с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения, личности физического лица, обстоятельств деятельности юридического лица и иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

2. При назначении административного наказания учитываются имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

 

Статья 1.15. Принцип гуманизма

1. Административное наказание не может иметь своей целью причинение физических и моральных страданий. При применении административного наказания или мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство физического лица либо умаляющие деловую репутацию юридического лица.

2. Административное наказание и меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не должны быть избыточными по отношению к определенным настоящим Кодексом целям административного наказания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: