Тематический парк Диснея

 

Хороший пример того, какое влияние на решения об инвестировании может оказать тщательная проверка гипотез, – история о неудавшейся попытке Walt Disney Company открыть большой тематический парк под названием Disney’s America в округе Принс-Уильям в штате Виргиния, в 80 километрах от Вашингтона. В конце 1993 года компания объявила о начале работы над проектом создания этого парка, но всего десять месяцев спустя работы были прекращены. В газете Washington Post этот проект был назван «отчаянной борьбой… с целым клубком сложных обстоятельств, начиная с решения о том, насколько вообще целесообразно масштабное строительство на западной окраине пригородов Вашингтона, и заканчивая анализом того, какое место занимает американская история в жизни граждан этой страны».

Землевладельцы и жители округа Принс-Уильям и соседних с ним районов некоторое время даже не знали, что Walt Disney Company ведет активную работу по скупке участков для строительства парка, а когда о планах компании было объявлено, слишком долго не предпринимали никаких решительных действий, чтобы противостоять строительству. Противники строительства парка смогли привлечь заметное количество профессионалов и даже собрать серьезные средства на свою кампанию, но у них ничего не получалось, пока в дело не включился Национальный траст по защите исторических памятников, достопримечательностей и живописных мест: его представителям удалось убедить СЕО компании Майкла Айснера в нецелесообразности инвестирования в проект Disney’s America.

Аналитики компании Disney совершенно не ожидали настолько активных протестов. В Washington Post цитируются слова Айснера: «Я потрясен [активностью тех, кто выступает против проекта], потому что был уверен, что мы задумали хорошее дело. Я-то думал, что меня на руках будут носить». В статье также говорится, что Айснер не предполагал, что к западу от Вашингтона живет столько состоятельных людей и что они настолько глубоко привязаны к своей земле. «Но, – продолжает он, – если поездить по местным дорогам, многое становится понятно… Тут, куда ни поверни, видно, что это богатые районы… Одна из отличительных черт этих мест – лошади. В конюшнях двух здешних округов, Фокир и Лаудон, стоит не менее 15 тысяч лошадей – половина поголовья всей Виргинии. Думаю, что по соотношению поголовья к площади территории эти места уступают только Кентукки».

Теперь нам, конечно, легко говорить, как именно должны были вести себя люди из Walt Disney Company и почему. Очевидно, что аналитики компании неверно оценили и масштабы, и саму природу оппозиционного движения, возникшего здесь в ответ на их планы строительства. Другими словами, эксперты компании приняли решение о реализации проекта, опираясь на факты, соответствующие планам и целям компании, – и совершенно не приняв в расчет, недооценив или просто проигнорировав другие факты, идущие вразрез с их планами и интересами. Но именно эта вторая группа фактов и обусловила полный провал проекта.

Аналитики Walt Disney Company могли бы еще на этапе тестирования гипотез поработать с двумя основными сценариями: план строительства парка Disney’s America получает полную поддержку и одобрение; или план строительства не получает поддержки. Затем в контексте каждой из гипотез нужно было проанализировать вероятные сценарии действий всех вовлеченных сторон, силу реакции всех заинтересованных сил, их убеждения и отношение к плану строительства, как положительное, так и отрицательное. Следуя этой логике и обязательно задавая вопрос доктора Александера, аналитики наверняка пришли бы рано или поздно к осознанию масштабов возможных протестов, и это помогло бы осознать все недостатки плана.

Я убежден: если бы эксперты и аналитики компании Disney структурировали анализ проекта еще на стадии планирования таким образом, они смогли бы гораздо лучше и быстрее оценить силу и возможную продолжительность сопротивления со стороны влиятельных местных жителей и заранее решили бы, что делать в случае такой реакции. Даже небольшая группа экспертов, планировавших проект, настроенных творчески и способных к дивергентному мышлению, смогла бы предложить десятки способов предотвращения или преодоления сопротивления общественности задолго до того, как это сопротивление примет серьезные масштабы. К примеру, если бы эксперты компании могли заранее предвидеть, что Национальный траст по защите исторических памятников, достопримечательностей и живописных мест встанет на сторону противников строительства парка, можно было бы еще на этапе разработки проекта привлечь экспертов траста – даже до выбора площадки для строительства. И специалисты траста, и профессиональные историки могли бы сыграть важную роль в принятии решения о том, какие именно исторические фигуры и события должны быть представлены в парке и как именно лучше представить важные этапы истории Америки с точки зрения образовательной и развлекательной составляющих. (Учитывая, на какие из идей компании публика реагировала особенно негативно, можно утверждать, что участие специалистов Национального траста и правда серьезно помогло бы.) А после того как историки и прочие сторонние специалисты приняли бы участие в подготовительной стадии проекта, им было бы гораздо сложнее критиковать совместно выработанную концепцию, и возражающая против строительства парка сторона лишилась бы основного аргумента, который, собственно, и решил исход противостояния: противники строительства настаивали на необходимости сохранить в неприкосновенности священные для американской истории места боевых действий при Манассе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: