Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

 

Нормы данной главы устанавливают некоторые общие принципы правового статуса человека и гражданина, перечень личных (гражданских), политических, социально-экономических и культурных прав человека и гражданина, основные гарантии их реализации, обязанности граждан. В этой же главе устанавливается и возраст, с которого наступает полная дееспособность граждан Российской Федерации; некоторые принципы гражданства, основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства; предоставление политического убежища.

Положения гл. 2 развивают установленную ст. 2 Конституции норму о высшей ценности человека, его прав и свобод и имеют фундаментальный характер по отношению к законодательным и иным правовым актам о правах и свободах человека и гражданина, принимаемым в Российской Федерации, поэтому они не могут меняться в обычном порядке. Порядок пересмотра гл. 2 установлен ст. 135 Конституции.

 

Статья 17

1. Комментируемая статья закрепляет концепцию "естественных прав" человека и гражданина, в соответствии с которой свобода - это естественное состояние человека. Государство не дарует человеку права, а признает и гарантирует их согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Из этого следует, что:

законодательные органы РФ и ее субъектов при принятии законов должны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права;

правоприменительные органы, прежде всего суды, при решении конкретных дел обязаны принимать решения не только на основе Конституции и законов РФ, но и общепризнанных принципов и норм международного права;

физические и юридические лица, реализуя свои права и свободы, могут рассчитывать на то, что государственные органы должны охранять и защищать их права и законные интересы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Поскольку ни государство, ни иной субъект не дарует человеку принадлежащие ему от рождения права, следовательно, никто не имеет права их отнять. Неотъемлемость, неотчуждаемость основных прав и свобод человека - один из принципов основ правового статуса личности в России.

В комментируемой статье речь идет об основных правах, обеспечивающих такие фундаментальные, существенные ценности, как жизнь человека, его достоинство, свобода, собственность, участие в управлении государственными и общественными делами. Возможность отчуждения какого-либо из основных прав и свобод ставит под вопрос существование государства с такими характеристиками, которые закреплены в основах конституционного строя.

3. Человек - существо общественное, поэтому свобода каждого в осуществлении своих интересов и потребностей не может быть безграничной. Она неизбежно столкнется с нарушением интересов таких же членов общества. Нормальная жизнедеятельность гражданского общества и правового государства возможна только при разумном и необходимом ограничении свободы каждого индивида.

 

Статья 18

Несмотря на то, что прямое действие Конституции закреплено в ст. 15, указание на непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина еще раз подчеркивает их естественный характер, причем речь идет не только о конституционных, а о любых правах и свободах человека и гражданина. Непосредственное действие этих прав не зависит от того, принят ли закон или иной нормативный правовой акт, устанавливающий порядок реализации конституционной нормы.

Указание на то, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл закона, означает, что концепция закона, его цель должны быть направлены на правовую защиту личности. При применении законов все органы и должностные лица обязаны в первую очередь руководствоваться интересами обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина определяют и деятельность исполнительной власти. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 12.03.2014) устанавливает в качестве одного из основных принципов деятельности Правительства РФ обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность местного самоуправления обеспечивает реализацию прав и свобод человека и гражданина на местном уровне.

Важнейшей гарантией прав и свобод личности является их обеспечение правосудием. Гарантии судебной защиты прав и свобод содержатся в ст. 46-50 Конституции. Нормы гл. 7, закрепляющие принципы правосудия, обеспечивают эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина в судебном порядке. Гарантом прав человека является Президент РФ.

 

Статья 19

1. Равноправие как важнейший принцип правового статуса личности провозглашено в Конституции как равенство всех перед законом и судом.

Законы, адресованные всем субъектам права, распространяются на них в равной мере. Ограничения в правах устанавливаются Конституцией и федеральными законами, например норма ст. 32 Конституции предусматривает ограничение избирательных прав граждан, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда и признанных судом недееспособными.

Поскольку судебная защита является наиболее эффективным способом охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, большое значение имеет конституционное закрепление равенства всех перед судом. Равноправие сторон в судопроизводстве закрепляется также ч. 3 ст. 123 Конституции, УПК и ГПК.

2. Равенство прав и свобод человека и гражданина означает отсутствие дискриминации граждан независимо от присущих человеку от природы свойств, например пола, расы, национальности; от приобретенных черт, характеризующих положение человека в обществе, в том числе языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Приведенный перечень наиболее распространенных обстоятельств, наличие которых не должно служить основанием для ущемления прав и свобод человека и гражданина, не может быть полным. В Конституции приводятся лишь наиболее распространенные основания, чаще встречающиеся на практике.

3. Равноправие мужчин и женщин закреплено отдельной нормой, несмотря на то, что в ч. 1 комментируемой статьи равенство прав и свобод гарантируется, в том числе и независимо от пола. Аналогичные нормы содержатся в ряде международно-правовых документов, например в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принята 18 декабря 1979 г. Резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи ООН).

 

Статья 20

1. Жизнь человека охраняется Конституцией и законодательством РФ как самая главная ценность в обществе. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании сессии Генеральной Ассамблеи ООН) отмечает, что право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

Право на жизнь открывает перечень личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина. Реализация этого права предполагает активные действия государства, его органов и должностных лиц по созданию и поддержанию безопасных условий жизни в обществе. Для этого государство должно поддерживать социальный мир в стране, избегать военных способов разрешения споров и конфликтов как внутри страны, так и на международной арене. В целях охраны жизни и здоровья человека государство в лице своих органов, прежде всего правоохранительных, ведет целенаправленную борьбу с преступностью и обеспечивает право каждого на бесплатное медицинское обслуживание. Непременное условие обеспечения права на жизнь - охрана среды обитания человека. Право на жизнь обеспечено также запретом пыток, насилия и добровольным согласием на проведение медицинских, научных и иных опытов; правом собираться мирно, без оружия; социальным обеспечением по возрасту, болезни, инвалидности.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) предусматривает, что никто не может быть намеренно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.

Конституция и УК допускают в качестве временной исключительной меры наказания впредь до ее отмены смертную казнь за особо тяжкие преступления против жизни. Смертная казнь в России - единственное основание для умышленного правомерного лишения человека жизни. Дискуссии о целесообразности такой меры наказания ведутся в разных странах мира в течение многих лет. Конституция содержит обязательное условие применения смертной казни - предоставление обвиняемому права на рассмотрение его дела судом присяжных. Фактически смертная казнь в Российской Федерации не применяется с 1996 г. после принятия Указа Президента РФ от 16.05.1996 N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы", которым был наложен мораторий на исполнение смертных приговоров. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 N 3-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан" стало невозможным и вынесение судами приговоров, предусматривающих смертную казнь в качестве меры наказания до тех пор, пока в Российской Федерации не будет введен в действие закон, реально обеспечивающий право обвиняемого на рассмотрение его дела судом присяжных (см. коммент. к ст. 47). Определением от 19.11.2009 N 1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" Конституционный Суд РФ признал невозможность назначения смертной казни и после создания судов присяжных на всей территории России.

 

Статья 21

1. Уважение достоинства личности - неотъемлемый признак конституционного демократического государства, поскольку в таком государстве каждый человек представляет собой высшую социальную ценность.

Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими его людьми факта обладания им высокими нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство любого человека подлежит защите независимо от его действительной социальной ценности и от обладания им этими качествами. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. отмечается, что достоинство личности является свойством, присущим всем членам человеческой семьи, из которого вытекают все неотъемлемые права и на котором основывается свобода, справедливость и всеобщий мир.

Самым эффективным средством защиты достоинства человека является суд. Только он своим решением может обязать орган государства, физическое или юридическое лицо, виновное в нарушении достоинства человека, в том числе средство массовой информации, публично извиниться, поместить опровержение, выплатить денежную компенсацию в возмещение морального вреда или совершить иные действия для восстановления нарушенного права на достоинство.

2. Норма ч. 2 комментируемой статьи направлена на защиту человека не только от унижения достоинства, но и от жестокого обращения, пыток, насилия, т.е. от умышленного причинения не только нравственных, но и физических страданий. Запрещая унижать честь и достоинство всех лиц независимо от обстоятельств, в которых они находятся, Конституция не делает никаких исключений. Даже для совершившего тяжкое преступление правонарушителя установленные законом меры наказания не должны быть сопряжены с пытками, насилием и жестокостью. В данной норме нашел отражение один из основополагающих принципов международного права, закрепленный в ряде международных актов, в том числе в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (заключена 10 декабря 1984 г.).

 

Статья 22

1. Право на свободу означает, что человек может свободно располагать собой, своим свободным временем, свободно пользоваться своими правами и выбирать любой вид и меру поведения в рамках закона. В соответствии со ст. 1 Всеобщей декларации прав человека (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах". Ограничение или лишение свободы допускается только по приговору суда и только за преступления, предусмотренные УК.

Неприкосновенность личности заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека, посягать на его жизнь, здоровье, половую свободу, честь, достоинство, духовную, нравственную свободу, против воли воздействовать на психику, осуществлять за ним наблюдение, охрану.

2. Такие существенные ограничения свободы и личной неприкосновенности человека, как арест, заключение под стражу, содержание под стражей, может применить только суд (судья) на законных основаниях, связанных с защитой интересов личности, общества и государства. Они установлены уголовно-процессуальным законодательством, содержащим широкую систему гарантий от необоснованного ареста, заключения под стражу и содержания под стражей. Арест может применяться судом (судьей) в качестве административного и уголовного наказания в пределах установленных законом сроков. Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры.

Установленный Конституцией 48-часовой срок, на который лицо может быть подвергнуто задержанию в любой форме до судебного решения, является предельным.

Порядок и условия содержания под стражей определяются Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

 

Статья 23

1. Одной из сторон личной неприкосновенности выступает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.

В Конституции и законодательстве не содержится понятия частной жизни, подлежащей государственной охране. Под частной (личной) жизнью следует понимать все стороны жизни человека: семейную, бытовую, сферу общения, отношения к религии, внеслужебные занятия, увлечения, отдых и иные, которые сам человек не желает предавать гласности. Законодательство РФ охраняет тайну усыновления, тайну медицинского диагноза. На основании отдельных ведомственных актов подлежат повышенной охране тайна диагноза СПИДа и тайна психического заболевания.

В исключительных случаях допускается возможность предоставления государственным органам полученной в результате профессиональной деятельности информации о частной жизни граждан (например, для расследования преступления), но только если это прямо предусмотрено федеральным законом. Сведения о частной жизни, личные, семейные тайны могут быть доверены священнику, врачу, адвокату, нотариусу без опасения их разглашения, поскольку эти лица несут юридическую (врач, нотариус), корпоративную (адвокат) или религиозную (священник) ответственность. Перечисленные лица, а также депутаты освобождаются от ответственности за отказ от дачи свидетельских показаний за неразглашение сведений, которые стали им известны в процессе профессиональной деятельности. Прокуроры, следователи, лица, производящие дознание, не имеют права разглашать любые сообщенные им сведения (например, об обстоятельствах уголовного дела). Обязанность охраны полученных от граждан сведений об имуществе и доходах возлагается на работников налоговых органов. За нарушение неприкосновенности частной жизни предусмотрена уголовная ответственность.

2. В развитие права на неприкосновенность частной жизни Конституция предусматривает право на охрану информации, которой люди обмениваются между собой. Указанный в ч. 2 комментируемой статьи перечень информационных сообщений, подлежащих государственной охране, не является исчерпывающим. К иным сообщениям можно отнести сообщения по электронной, пейджинговой, факсимильной, радиосвязи и по иным каналам информации. Никто не может прослушивать, фиксировать и контролировать эту информацию. Почтовые работники, допускающие нарушения тайны переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений, несут ответственность по уставам о дисциплине, если в их деяниях нет состава уголовного преступления.

 

Статья 24

1. Дополнительной гарантией неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны является установленный Конституцией запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Особую актуальность данный запрет приобретает в связи с бурным развитием современных информационных систем и технологий.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в ред. от 21.07.2014) под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации закон провозглашает неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (в ред. от 21.07.2014) провозглашает своей целью обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Персональные данные, к которым закон относит любую информацию о физическом лице (субъекте персональных данных), в том числе его фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы и другую информацию, являются конфиденциальной информацией.

Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут установленную законодательством РФ ответственность за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

2. Лица, чьи права и свободы непосредственно затронуты информацией, которой располагают органы государственной власти и органы местного самоуправления, имеют право на получение этой информации, а соответствующие органы обязаны предоставить ее этим лицам. Отказ может быть обжалован в суд.

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, влекут уголовную ответственность по ст. 140 УК.

 

Статья 25

Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания любым способом проникать в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих там лиц. Под запретом находятся и иные способы получения сведений о том, что происходит в жилище: установка видеокамер, звукозаписывающих устройств. Законодательство четко регламентирует случаи, когда проникновение в жилище допустимо, и круг уполномоченных на то органов.

Законным является проникновение в жилище независимо от воли проживающих в нем лиц в случаях, установленных законодательством РФ, в том числе при пожарах, землетрясениях и иных стихийных бедствиях; по судебному решению, решению иных правоохранительных органов в случаях, предусмотренных УПК.

Незаконное проникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц влечет уголовную ответственность по ст. 139 УК. Если такое проникновение произошло с применением насилия или с угрозой его применения или совершено лицом с использованием своего служебного положения, уголовная ответственность ужесточается.

 

Статья 26

1. Национальность - одно из средств осознания человеком своей принадлежности к тому или иному народу.

Важной правовой гарантией независимости правового статуса лица от его национальности является запрет принуждения к определению и указанию своей национальной принадлежности. Поэтому в официальных анкетах не допускается наличие вопросов о национальности. Работодатели не должны выяснять этот вопрос при приеме граждан на работу. Паспорт гражданина Российской Федерации не содержит указания на национальность лица, поскольку она не имеет никакого правового значения.

2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет целый ряд прав, составляющих понятие языкового равноправия. Язык признается важнейшим элементом культуры, принадлежности человека к тому или иному народу, одной из основных форм проявления национального и личностного самосознания. Ущемление языкового равноправия недопустимо в демократическом государстве, имеющем многонациональный состав.

Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" (в ред. от 12.03.2014) гарантирует осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав каждого независимо от знания или незнания ими того или иного языка. Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" (в ред. от 05.05.2014) определяет статус русского языка как государственного языка РФ, способствующего взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов России в едином многонациональном государстве.

 

Статья 27

1. Важным конституционным правом, закрепленным во многих международно-правовых актах, является свобода передвижения. Это право реализуется на основе Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в ред. от 31.12.2014). Закон предусматривает уведомительный регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства и устанавливает обязанность граждан, прибывших на новое место жительства, в течение семи дней обратиться в органы регистрационного учета граждан с заявлением о постановке на временный или постоянный учет. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (в ред. от 24.12.2014).

Заявление и иные документы могут быть представлены в форме электронных документов и направлены в орган регистрационного учета (территориальные органы Федеральной миграционной службы) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ может быть ограничено:

в пограничной зоне;

закрытых военных городках;

закрытых административно-территориальных образованиях;

зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

- территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

2. Конституционное право на свободный выезд из Российской Федерации и беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию реализуется в соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в ред. от 28.07.2012). Закон устанавливает, что право гражданина на выезд может быть временно ограничено в случаях, если гражданин имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну, и заключил трудовой договор (контракт), предусматривающий временное ограничение права на выезд; призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу; задержан по подозрению в совершении преступления или привлечен в качестве обвиняемого; осужден за совершение преступления и не отбыл назначенного судом наказания; сообщил о себе заведомо ложные сведения; уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом.

Закон предусматривает, что основными документами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Порядок пересечения Государственной границы РФ при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации".

 

Статья 28

Одним из важнейших личных прав человека является свобода совести, вероисповедания. В связи с этим каждый человек может мыслить и поступать в соответствии со своими религиозными или атеистическими убеждениями, может соотносить свои поступки с какими-либо вероучениями или действовать независимо от них. Человек в течение своей жизни имеет право менять религиозные и иные убеждения, выходить свободно из религиозных объединений и вступать в другие, не опасаясь преследований. Основной гарантией этих прав является закрепленный в ст. 14 Конституции светский характер государства, являющийся одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" не допускает установления преимуществ либо ограничений в зависимости от отношения человека к религии. Равенство всех перед законом и судом независимо от отношения к религии и иных обстоятельств закреплено ст. 19 Конституции.

По закону никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. В целях обеспечения свободы вероисповеданий закон запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих.

Право свободно распространять религиозные и иные убеждения означает возможность каждого человека и гражданина в Российской Федерации доводить до всеобщего сведения смысл и содержание конкретных вероучений или опровергать их, выражать свое отношение к ним непосредственно, через средства массовой информации, путем проведения в соответствии с законодательством РФ публичных мероприятий, изготовления и распространения печатной продукции. В то же время российское законодательство запрещает призывы к разжиганию религиозной розни, создание и деятельность общественных объединений, направленных на разжигание религиозной розни и нетерпимости.

Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий, в том числе публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, влекут уголовную ответственность.

 

Статья 29

1. Конституция, наряду со свободой слова, закрепляет свободу мысли. Сама по себе мысль не наносит вреда обществу независимо от ее содержания, пока она не воплотилась в конкретное деяние.

Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Гарантии свободы мысли заключаются в защите человека от ограничения возможности мыслить свободно и независимо. Для защиты свободы мысли как результата функционирования головного мозга человека российское законодательство предусматривает различные запреты воздействия на мозг и сознание медикаментозными и иными препаратами, незаконными экспериментами. Такие запреты содержит, в частности, Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (в ред. от 14.10.2014). Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. от 24.11.2014) запрещает использование технических средств (электронно-лучевых и электромагнитных) для воздействия на мозг человека.

Свобода мысли тесно связана с идеологической свободой. В гражданском обществе, основанном на свободе идеологий, никто не может навязывать человеку какие-либо мысли и желания помимо его воли.

Мысль не может проявляться свободно, если невозможно ее свободно высказать. Свобода слова заключается в возможности человека публично высказывать, предавать гласности, распространять любым способом свои мысли и убеждения.

2. Если свобода мысли не может быть ограничена никакими законными способами, то некоторые ограничения свободы слова допускаются в интересах охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Деяния, запрещенные нормой ч. 2 комментируемой статьи, направлены на подрыв стабильности государства, грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, поэтому они влекут уголовную и иную ответственность. Некоторые ограничения свободы слова, установленные уголовным и административным законодательством, заключаются в недопустимости публичных призывов к насильственному захвату, удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя, возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды, призывов к развязыванию агрессивной войны. Уголовная ответственность также может наступить за клевету и оскорбление, административная - за мелкое хулиганство, выразившееся в нецензурной брани в общественном месте. Закон РФ "О языках народов Российской Федерации" признает недопустимым пропаганду вражды и пренебрежения к любому языку.

Гражданское законодательство не позволяет распространять сведения, которые способны нанести вред чести, достоинству или деловой репутации лиц. В судебном порядке можно требовать опровержения таких сведений и компенсации морального вреда.

Законодательство РФ охраняет также государственную и иную тайну, например служебную, коммерческую, тайну частной жизни, в том числе тайну усыновления, медицинского диагноза, нотариальных действий. Налоговые органы не вправе разглашать информацию об имуществе и доходах граждан. За пределами установленных законом запретов, направленных на обеспечение интересов личности, общества, государства, свобода слова не ограничивается.

3. Запрет принуждения к выражению своих мнений и убеждений и отказа от них является частным проявлением права каждого на свободу слова. Российское законодательство не допускает ни прямого принуждения, ни косвенного, заключающегося в предоставлении льгот и преимуществ или установлении ограничений в зависимости от убеждений человека.

Каждый человек может иметь те или иные убеждения и свободен в их выражении устно, письменно или через средства массовой информации. Свобода выражения своих убеждений подвергается в соответствии с законодательством РФ ограничениям, которые указаны в ч. 2 комментируемой статьи.

4. Свобода информации является элементом свободы мысли и слова. Данная норма устанавливает целый ряд прав человека в области информации. Право искать, получать, производить и распространять информацию без предварительного разрешения и уведомления государства и его органов любым законным способом независимо от государственных границ и форм выражения не подлежит ограничению со стороны государства, кроме распространения сведений, составляющих государственную тайну.

Права человека в области информации более полно раскрываются и конкретизируются в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации.

5. Конституционное положение о гарантированности свободы массовой информации развивается в Законе РФ "О средствах массовой информации". В соответствии с этим законом поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование, распоряжение ими не подлежат ограничениям, кроме случаев, установленных законом.

Большое значение для обеспечения гарантий свободы массовой информации имеет установленный Конституцией и Законом РФ "О средствах массовой информации" запрет цензуры. Вместе с тем указанный Закон предусматривает недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. В частности, не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

 

Статья 30

1. Конституционное право на объединение обеспечивает правовые условия и гарантии для участия каждого в общественной и политической жизни страны. Право на объединение включает в себя: право создавать общественные объединения на добровольной основе для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать либо воздерживаться от вступления в общественные объединения; право участвовать в их деятельности и беспрепятственно выходить из них.

Правовой основой деятельности общественных объединений в Российской Федерации наряду с Конституцией является целый ряд законодательных актов (см. коммент. к ст. 13). Общественные объединения создаются без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления и могут регистрироваться в предусмотренном законом порядке и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. В зависимости от характера и целей общественного объединения закон предусматривает организационно-правовые формы их деятельности: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.

Конституция, Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", трудовое законодательство закрепляют право на создание и деятельность профессиональных союзов - добровольных общественных объединений граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемых в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

2. В качестве принципов создания и деятельности общественных объединений Федеральный закон "Об общественных объединениях" устанавливает добровольность, равноправие, самоуправление и законность. Комментируемая статья закрепляет важнейшую гарантию свободы объединений - запрет принуждения к вступлению в какое-либо объединение (общественное, религиозное или иное) и пребыванию в нем. Государственные органы, должностные лица, общественные объединения не вправе предпринимать действия, понуждающие человека к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем, в том числе устанавливать прямые или косвенные преимущества или ограничения в зависимости от принадлежности к общественным объединениям.

 

Статья 31

Право на проведение публичных мероприятий - немаловажное субъективное политическое право граждан РФ. Его основной целью является оказание воздействия на органы государственной власти и органы местного самоуправления при решении ими различных вопросов государственной и общественной жизни. Это право признается важной формой участия граждан и их объединений в управлении делами государства.

Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в ред. от 04.10.2014) устанавливает принципы проведения публичных мероприятий, порядок их организации и гарантии реализации прав граждан на проведение публичного мероприятия. В соответствии с Законом публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, общественных и религиозных объединений. Цель такого мероприятия - свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Закон устанавливает, что собрание - это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митингом является массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности и добровольности участия.

Закон предусматривает уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, поэтому форма проведения мероприятия имеет большое значение для обеспечения безопасности его участников и иных лиц.

 

Статья 32

1. Закрепленное в ч. 1 комментируемой статьи право участвовать в управлении делами государства является наиболее общим политическим правом граждан Российской Федерации, включающим права, предусмотренные в ч. 2, 4 и 5. Важнейшие формы непосредственного или прямого волеизъявления (референдум и свободные выборы) закреплены в ст. 3 и ч. 2 комментируемой статьи. По Конституции граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства не только непосредственно, но и через своих представителей, избранных в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и демократические свободные выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Свободное волеизъявление граждан на выборах и референдумах государство гарантирует путем установления демократических принципов избирательного права и права на участие в референдуме, закрепленных во многих международно-правовых актах, Федеральном конституционном законе "О референдуме в Российской Федерации", Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также в Федеральных законах от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (в ред. от 24.11.2014, с изм. от 01.12.2014), от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. от 24.11.2014).

3. Всеобщее избирательное право не означает отсутствия ограничений, которые общество применяет к гражданам, не способным по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права, и лицам, подвергнутым уголовному наказанию по приговору суда.

Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления могут осуществлять только взрослые дееспособные граждане. Дееспособностью считается способность лица своими сознательными действиями пользоваться принадлежащими ему правами и исполнять гражданские обязанности. Недееспособным может признать гражданина только суд.

4. Государственная служба - профессиональная деятельность граждан Российской Федерации по реализации полномочий государственных органов. Право на равный доступ к государственной службе означает равенство исходных возможностей для всех взрослых дееспособных граждан Российской Федерации занять должность в государственном аппарате в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, отсутствие дискриминации по какому-либо признаку при формировании государственных органов.

5. Право граждан участвовать в отправлении правосудия является одной из форм прямой демократии и предполагает непосредственное участие граждан в судопроизводстве в качестве профессионального судьи, присяжного или арбитражного заседателя, статус которых определен федеральным законодательством.

Гражданин Российской Федерации, отвечающий установленным законодательством требованиям и сдавший квалификационный экзамен, может стать профессиональным судьей (см. коммент. к ст. 119). Основные положения о статусе мировых судей содержатся в Федеральном законе от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (в ред. от 21.07.2014). Статус арбитражных заседателей регулируется Федеральным законом от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (в ред. от 04.06.2014).

Об участии граждан в правосудии в качестве присяжных заседателей см. коммент. к ч. 2 ст. 47.

 

Статья 33

Обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления являются важной формой участия граждан в управлении государством и решении вопросов местного значения путем воздействия на соответствующие органы и должностных лиц при принятии ими решений по различным вопросам государственной и общественной жизни. Обращения граждан можно рассматривать и как средство осуществления и защиты других прав, одну из форм общественного контроля и укрепления связей населения с органами публичной власти.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в ред. от 24.11.2014) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Обращение - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина.

Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

По закону обращение подлежит обязательному рассмотрению в срок не более 30 дней (в отношении некоторых видов обращений закон предусматривает более краткие сроки), который в исключительных случаях может быть продлен еще на 30 дней. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Законодательство РФ предусматривает возможность подачи жалобы в суд в соответствии с Законом РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. от 09.02.2009).

 

Статья 34

1. Экономическая свобода - необходимый элемент гражданского общества и правового государства. Провозглашенные в качестве основ конституционного строя многообразие и равная защита всех форм собственности неизбежно предполагают свободу предпринимательской и иной экономической деятельности. Из смысла ч. 1 комментируемой статьи следует, что запреты на предпринимательскую и иную экономическую деятельность в той или иной сфере могут устанавливаться только законом.

Предпринимательская деятельность в соответствии со ст. 2 ГК - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Некоторые общие принципы и отдельные виды предпринимательской деятельности регулируются ГК.

2. Свобода экономических отношений возможна только в условиях добросовестной конкуренции, состязательности предпринимателей, которая способствует развитию производства, повышению качества продукции, снижению цен. Государство гарантирует ее поддержку, устанавливая соответствующие нормы в ГК, Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральном законе "О защите конкуренции".

 

Статья 35

1. Экономическая свобода возможна только в условиях охраны и защиты со стороны государства всех форм собственности, в том числе частной. Государство в лице своих органов и должностных лиц обязано защищать наряду с другими формами частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность.

Нормы УК и КоАП предусматривают серьезную ответственность за посягательства на собственность в любых формах. Мера наказания зависит от способа хищения (открытое, тайное, соединенное с насилием, опасным или неопасным для жизни и здоровья), размера похищенного, от того, совершено хищение в одиночку или группой лиц, но не имеет никакого значения, какое имущество похищено: государственное, муниципальное или частное.

Частная собственность охраняется также нормами гражданского, трудового и иных отраслей права.

2. Предусмотренное Конституцией право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими составляет содержание права собственности. Право владения означает право иметь имущество, вещь в своем доме или в хозяйстве. Право пользования - право извлекать из имущества полезные свойства, например проживать в доме или квартире. В ряде случаев закон устанавливает обязанность использовать имущество, например земельный участок, только по целевому назначению.

Право распоряжения включает в себя право собственника совершать в отношении своего имущества любые, не противоречащие закону действия, в том числе сдачу его в аренду, безвозмездное пользование, имущественный наем, продажу, дарение или иное распоряжение имуществом.

3. Конституция устанавливает важные юридические гарантии обеспечения права частной собственности и запрещает любые действия, направленные на незаконное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества. Это гарантирует общество от любых видов насильственной "экспроприации", "раскулачивания", национализации и реприватизации, характерных для тоталитарных режимов. Частная собственность может перейти в разряд государственной (национализация), а государственная - в разряд частной (приватизация) только в соответствии с законом и при условии возмещения, размер которого определяется законом или соглашением сторон.

4. Одной из гарантий права частной собственности является право ее наследования. Нормы наследственного права содержатся в ГК, Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (в ред. от 29.12.2014), гл. 25.3 НК.

Имущество собственника переходит после его смерти к наследникам по закону или по завещанию. Собственник может выразить свою волю в завещании - распоряжении имуществом на случай смерти. При отсутствии завещания круг наследников и порядок распределения между ними имущества определяется законом.

 

Статья 36

1. Признание права частной собственности граждан и их объединений на землю - непременное условие демократической рыночной экономики. В соответствии с ЗК собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением участков, которые в соответствии с ЗК, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

2. Конституция предусматривает два основных ограничения права частной собственности на землю и другие природные ресурсы, при соблюдении которых собственник остается свободным в своих действиях: недопустимость нанесения ущерба окружающей среде и нарушения прав и законных интересов иных лиц. В развитие данной конституционной нормы ЗК в качестве основных принципов земельного законодательства предусматривает:

учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав;

приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

3. Федеральным законом, определяющим условия и порядок пользования землей, является ЗК. Им установлены права и обязанности по отношению к земельным участкам собственников; землепользователей - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцев - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторов - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; обладателей сервитута - лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками. В части, не урегулированной ЗК, применяются нормы ГК.

 

Статья 37

1. Свобода труда в Российской Федерации реализуется в следующих формах: заключение трудового договора (контракта), вступление в члены корпоративной организации, индивидуальная и частнопредпринимательская деятельность. Каждый может создать предприятие в установленном законом порядке или осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. ТК предусматривает, что трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

избрания (выборов) на должность;

избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

назначения на должность или утверждения в должности;

направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;

судебного решения о заключении трудового договора;

признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями;

фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

2. Одной из гарантий свободы труда является запрет принудительного труда. Принудительным трудом в соответствии со ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. считается любая форма принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания.

Не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, предусмотренных военной службой, в условиях чрезвычайного положения или по приговору суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией МОТ N 29 "Относительно принудительного или обязательного труда" (принята в г. Женеве 28 июня 1930 г. на 14-й сессии Генеральной конференции МОТ), а также ТК.

3. Право на труд в условиях безопасности и гигиены не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимателю или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всем производством. Но государство гарантирует работнику и требует от работодателя соблюдения определенных Конституцией условий: условия труда должны отвечать требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд должно выплачиваться без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Если эти требования не обеспечиваются, работодатель несет за это ответственность вплоть до уголовной.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую занятости населения, и бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве и переобучении. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 22.12.2014) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

4. Трудовые споры - это:

неурегулированные разногласия между работником и работодателем по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров - индивидуальный трудовой спор;

неурегулированные разногласия между коллективом работников и работодателем или их представителями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов - коллективный трудовой спор.

Коллективный трудовой конфликт разрешается с использованием примирительных процедур, предусмотренных ТК. Забастовка признается крайней мерой разрешения трудового спора, применяемой с целью оказания давления на работодателя.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в соответствии с ТК комиссиями по трудовым спорам и судом.

5. Гарантиями права на отдых являются установление максимальной продолжительности рабочего времени (не более 40 часов в неделю); видов времени отдыха, к которым в соответствии с ТК относятся:

перерывы в течение рабочего дня (смены);

ежедневный (междусменный) отдых;

выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

нерабочие праздничные дни;

отпуска.

Ежегодный отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней предоставляется всем работникам с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы.

 

Статья 38

1. Защита материнства и детства, семьи осуществляется путем принятия государством мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Нормы об охране материнства, детства, семьи содержатся в трудовом, семейном, уголовном праве, иных отраслях.

2. Родители имеют равные права и равные обязанности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья и обучения. Расторжение брака родителей (или их раздельное проживание) не влияет на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только вправе, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, а другой не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы воспитания ребенка (в браке и при его расторжении) разрешаются отцом и матерью совместно. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом.

3. Конституционная обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях включает в себя обязанность детей поддерживать родителей, а при необходимости и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могут быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанности, если будет установлено, что родители уклонялись от родительского долга.

 

Статья 39

1. Установленный в качестве основы конституционного строя социальный характер государства предполагает заботу о тех членах общества, которые в силу ограниченных возможностей, вызванных различными жизненными факторами, оказываются временно или постоянно неспособными обеспечить необходимый уровень жизни для себя и нетрудоспособных членов семьи.

Социальное обеспечение по возрасту происходит в основном в виде выплаты пенсий. Основанием для получения пенсии является и инвалидность, под которой понимается потеря трудоспособности на длительный срок или постоянно. В случае смерти или безвестного отсутствия лица его несовершеннолетним детям, нетрудоспособным родителям, супругу и иждивенцам назначается пенсия в связи с потерей кормильца. В развитие положения Конституции о социальном обеспечении для воспитания детей законодательство РФ предусматривает пособия в связи с рождением ребенка, уходом за ним и воспитанием ребенка до 16-летнего возраста, а также при определенных условиях - материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в ред. от 08.03.2015). Социальные денежные выплаты могут заменяться либо дополняться иными формами социального обеспечения - содержанием нуждающихся в этом лиц в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.

2. Для обеспечения гарантий стабильного повышения жизненного уровня одной из наиболее незащищенных категорий граждан Российской Федерации - пенсионеров в декабре 2001 г. принят пакет законов, реализующих пенсионную реформу.

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 28.12.2014, с изм. от 04.06.2014) устанавливает новый порядок расчета и выплаты трудовых пенсий. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. от 21.07.2014) распространяется на лиц, получающих пенсии из федерального бюджета, - государственных служащих, граждан, утративших здоровье при прохождении военной службы, в результате радиационных и техногенных катастроф. По этому закону выплачиваются пенсии по инвалидности, потере кормильца и иные социальные пенсии. Принятый в этом же пакете базовый Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. от 01.12.2014) регулирует отношения между сторонами, участвующими в обязательном пенсионном страховании, - застрахованным лицом, работодателем, перечисляющим за него пенсионные взносы, и Пенсионным фондом РФ, аккумулирующим эти взносы и производящим выплату пенсий.

Некоторые вопросы пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан установлены Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации", а также Законами РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 22.12.2014), от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ред. от 21.07.2014), от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в ред. от 08.11.2011) и др.

Социальная поддержка нуждающихся в ней граждан осуществляется также путем выплаты социальных пособий. В этой сфере действуют федеральные законы от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в ред. от 02.07.2014, с изм. от 04.06.2014), от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (в ред. от 29.12.2014) и др.

Дополнительные к установленным законодательством социальные льготы могут быть закреплены также в коллективных договорах и соглашениях, в трудовых договорах с учетом экономических возможностей предприятия.

3. Государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения граждан, т.е. созданию частных пенсионных фондов, пенсионному страхованию. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. от 21.07.2014) создает правовую основу для развития этого направления социального обеспечения.

Конституционное закрепление поощрения благотворительности имеет большое значение для социальной поддержки и защиты граждан, улучшения материального положения малообеспеченных, социальной реабилитации безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы.

Федеральный закон "О благотворительной деятельно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: