Крестьянская семья после отмены крепостного права

Итоги и значение реформы 1861 Отмена крепостного права стала своеобразной границей между двумя эпохами – феодализмом и капитализмом. Наиболее прогрессивным преобразованием в деревне стало провозглашение личной свободы крепостных крестьян, их независимости от помещика. Крестьян уже нельзя было продавать, покупать, дарить. Огромное количество людей получило, пусть и ограниченные, гражданские права: заключения договоров и сделок, выбора рода занятий, поступления в учебные заведения, свободного вступления в брак. Освобождение миллионов помещичьих крестьян от крепостной зависимости создало так необходимый для развития капиталистического производства рынок наемной рабочей силы. Однако для полного освобождения от крепостных пут и невольничьей психологии понадобились еще десятилетия.

Сельское хозяйство и промышленность Беларуси после отмены крепостного права.   После отмены крепостного права значительная часть помещиков, которые вели хозяйство старыми методами, не выдерживали конкуренции. Их имения с течением времени обременялись долгами, закладывались в банках и рано или поздно продавались целиком или частями. Часть помещиков после реформы 1861 г. продолжала вести свое хозяйство по-старому. В первые пореформенные десятилетия наибольшее распространение в Могилевской и Витебской губерниях получили отработки. При отработочной системе хозяйствования малоземельные крестьяне были вынуждены работать на пана за аренду помещичьих полей, пастбищ, сенокосов и за натуральные или денежные займы.

Часть помещиков смогла перейти к капиталистической системе хозяйствования. Эта система преобладала в Виленской, Гродненской и Минской губерниях. Она заключалась в найме помещиками в свои хозяйства постоянных или временных работников, которые обрабатывали землю инвентарем владельца. Такие хозяйства постепенно приобретали торговый, предпринимательский характер. Здесь вводили многопольные севообороты, разводили породистый скот, использовали минеральные удобрения и улучшенные орудия труда (железные плуги, бороны), а позже — различные сельскохозяйственные машины.

 

Вопросы и задания

· Манифест и Положения 19 февраля 1861 г., порядок их применения в Беларуси.

· Реакция крестьянства на реформу.

· Итоги и значение реформы 1861 г.

· Сельское хозяйство и промышленность Беларуси после отмены крепостного права.

· Дайте определения понятиям: рескрипт Назимову, выкупные платежи, мировые посредники, выкупная операция, временнообязанные крестьяне, уставная грамота, отрезки, отработки, капиталистическая система хозяйствования.

· Кто такие: В.И. Назимов, Александр II?

· Дайте объяснение датам: 1853-1856 гг., 1857 г., 19 февраля 1861 г.

 

 

· (37). Восстание 1863-1864. в Польше, Литве и Беларуси. Причины и характер восстания. “Красные и белые”. К. Калиновский. Влияние восстания на условия освобождения крестьян белорусских губерний от крепостничества.

Причины и характер восстания. Продолжением борьбы за возрождение государственности на землях бывшей Речи Посполитой было восстание 1863-1864 гг. Его центром стали этнически польские территории с Варшавой, а причиной, как и ранее, – стремление восстановить государственность на территории бывшей Речи Посполитой в границах 1772 г. События в Польше нашли отклик в тех регионах, которые ранее входили в состав Речи Посполитой, в том числе в Беларуси и Литве. Восстание в Беларуси было направлено против самодержавия, остатков крепостного права и сословного неравенства.

«Красные» и «белые». В начале 1860-х гг. активизировалось общественно-политическое движение на территориях бывшей Речи Посполитой. В этом движении оформились две политические группировки: «красные» и «белые».

«Красные» представляли интересы мелкой и безземельной шляхты, мещан, интеллигенции, частично крестьян. Часть «красных» (правые) предполагали восстановить государственность на территории бывшей Речи Посполитой в границах 1772 г. через общенародное восстание. Наиболее решительные из «красных» (левые) составляли революционно-демократическое течение в восстании. Они высказывались за установление демократического республиканского строя путем крестьянской революции, за самоопределение народов, рассчитывали на поддержку революционных сил России.

«Белые» выражали интересы крупных землевладельцев и верхушки буржуазии. Они стремились не допустить, чтобы восстание переросло в крестьянскую революцию. Свои надежды на восстановление независимости Речи Посполитой «белые» связывали с давлением на Россию западноевропейских государств. Для этого они наладили связь с правительствами Франции и Англии.

Константин Калиновский. Активным руководителем восстания в Беларуси являлся Константин Калиновский. Он окончил Свислочское уездное училище. Во время учебы на юридическом факультете Петербургского университета участвовал в революционных кружках. Здесь стал сторонником идей установления народной власти путем крестьянской революции и наделения угнетенных народов правом на самоопределение своей судьбы. В 1861 г. вернулся на родину.

К. Калиновский

По воспоминаниям одного из участников восстания, К. Калиновский был «… образован, чист, полон благородства, ума и энергии. Обошел пешком Литву и Беларусь, неся в народ жар любви к Отечеству. Не хотел иметь никаких отношений со шляхтой, а опирался только на народ».

В 1862-1863 гг. вместе со своими соратниками К. Калиновский издал газету «Мужицкая правда». В течение 1862-1863 гг. вышло 7 ее номеров в виде листовок-прокламаций. Они печатались на белорусском языке латинским шрифтом, который использовался в польском языке – государственном в бывшей Речи Посполитой. Большинство материалов для «Мужицкой правды» написал сам Калиновский. 

Наиболее активно повстанцы действовали в Гродненской губернии. Основными участниками восстания были: шляхта, учащаяся молодежь, католическое духовенство, часть мещанства. Большинство белорусского крестьянства не поддержало восстание.

 Царские власти жесткими военными мерами боролись с восстанием. В мае 1863 г. в Вильну прибыл новый генерал-губернатор М.Муравьев. Ранее он последовательно занимал губернаторские должности в Могилеве, Гродно, Минске. Начались публичные казни повстанцев, возросло количество арестов. Одновременно разворачивалась масштабная и достаточно действенная антиповстанческая пропаганда. Власти обязали сельские общества наблюдать за местной шляхтой, создавались крестьянские стражи для борьбы с повстанцами.

Осенью 1863 г. вооруженная борьба в Беларуси прекратилась. Мужественный и неутомимый Калиновский продолжал революционную деятельность, пытаясь спасти людей, чтобы вновь выступить весной 1864 г. Долгое время ему удавалось скрываться от преследования, но один из членов организации на допросе выдал его. Двадцатишестилетний К. Калиновский был публично повешен на Лукишской площади в Вильне.

   Влияние восстания на условия освобождения крестьян белорусских губерний от крепостничества. Чтобы отвлечь крестьян от массового участия в восстании и склонить их на свою сторону, царское правительство вынуждено было изменить в их пользу некоторые условия реформы. Согласно специальным царским указам в белорусских губерниях прекращались временнообязанные отношения. Крестьяне, независимо от согласия помещиков, срочно переводились на обязательный выкуп земельных наделов, причем размер выкупных платежей снижался на 20 %. Тем, кто был обезземелен помещиками в предреформенный период, полностью или частично возвращались наделы. Эти уступки самодержавия существенно смягчали условия освобождения крестьян в Литве и Беларуси по сравнению с другими регионами Российской империи.

 

Вопросы и задания

·  Причины и характер восстания.

·   « Красные и белые ».

· Константин Калиновский.

· Влияние восстания на условия освобождения крестьян белорусских губерний от крепостничества.

·  Дайте определения понятиям: «Красные», «красные» (правые), «красные» (левые), «Белые», «Мужицкая правда», антиповстанческая пропаганда,

· Кто такие: КонстантинКалиновский, М. Муравьев?

 

 

· (38). Буржуазные реформы (земская, городская, судебная и др.) 60-70-х гг. XIX в.: особенности их проведения в Беларуси. Политика российского правительства по национально-религиозному вопросу. Западнорусизм.

Отмена крепостного права сочеталась с рядом других реформ, способствующих переходу страны на капиталистический путь развития. Особенностью проведения буржуазных реформ 60-70-х гг. в Беларуси. было то, что онипроводились с определенными ограничениями, в отличие от Центральной России. Это проявилось прежде всего в области землевладения и землепользования, что было направлено преимущественно против католиков, евреев и иностранных подданных. Кроме того, реформы проводились тут с большим опозданием.

Судебная реформа. Только с 1872 г. в Беларуси началась судебная реформа. Для разбора мелких преступлений и незначительных дел был создан мировой суд. В отличие от центральных губерний России, где судей избирали земские собрания в уездах, в Беларуси они назначались министром юстиции из числа верных правительству помещиков. Таким образом, Беларусь была сразу лишена главной особенности реформы – выборности судей и их независимости от правительства. 

Только в 1882 г. в судах Беларуси были введены специальные должности присяжных заседателей (судей-непрофессионалов). Они независимо от судей выносили окончательное решение о виновности или невиновности подсудимого. С учетом их решения суд определял меру наказания или объявлял об освобождении. Для юридической помощи подсудимым и их защиты также вводились присяжные поверенные – адвокаты, не состоящие на государственной службе.

Земская реформа. Российское правительство не пошло на проведение в белорусских губерниях земской реформы, связанной с созданием выборных учреждений для управления местным хозяйством, народным образованием, медицинским обслуживанием населения. Власти после восстания 1863-1864 гг. не доверяли местным помещикам, которые могли составить большинство в этих выборных учреждениях.

Политика российского правительства по национально-религиозному вопросу в Беларуси. Самодержавие стремилось ограничить польское политическое и культурное влияние, проводником которого в белорусских губерниях являлась местная ополяченная шляхта. Власти разделяли местное дворянство на «поляков» (католиков) и «русских» (православных). Первые считались неблагонадежными, и российский царизм стремился подорвать их экономическое и политическое положение. В то же время власти укрепляли союз с православным «русским» дворянством, которое было признано опорой самодержавия. Определяющее место стала занимать православная церковь, поддержанная царским правительством. Широко развернулось строительство православных церквей в псевдорусском стиле.

Что касается евреев, царские власти запретили им селиться и приобретать землю в сельской местности в черте оседлости. В 1890-х гг. в Беларусь было возвращено значительное количество евреев из Москвы и городов Центральной России. Такая политика вела к искусственной перенаселенности ими белорусских городов и местечек. Вводились ограничения в приеме евреев в учебные заведения и на работу.

Западнорусизм. В последней трети ХІХ – начале ХХ в. среди чиновников, учителей, православного духовенства, особенно на востоке Беларуси, распространилась система взглядов, получившая название западноруссизма. Лидером либерально-демократического направления в западноруссизме стал уроженец Гродненской губернии Михаил Коялович – историк, этнограф, публицист, автор трудов по политической и церковной истории Беларуси. Его взгляды базировались на утверждении об «извечно русском характере края». Сторонники западноруссизма считали белорусов частью единого русского народа вместе с малороссами (украинцами) и великороссами.

 

Вопросы и задания

· Какие были особенности проведения буржуазных реформ 60-70-х гг. в Беларуси?

· Раскажите о судебной реформе в Беларуси.

· Почему царские власти не пошли на проведение земской реформы в белорусских губерниях?

· Какая проводилась политика в отношении местной ополяченной шляхты и евреев?

· Кто являлся проповедником западнорусизма?

· Дайте определения понятиям: мировой суд, присяжные заседатели, присяжные поверенные, западноруссизм.

· Дайте объяснение датам: 1872 г., 1882 г.

 

· (39). Общественно-политическая жизнь Беларуси в конце XIX – начале ХХ в. Крестьянский и рабочее движение. Революционные народники. Группа “Гомон”. Социал-демократы. Образование Белорусского социалистической громоды.

Крестьянское движение. Реформа 1861 г. не решила окончательно аграрного вопроса. Непосильные выкупные платежи поглощали 2/3 крестьянского дохода. Чтобы рассчитаться с налогами, крестьяне были вынуждены сразу после уборки — в сезон самых низких цен – продавать свой урожай. Позже, зимой или весной, им приходилось брать денежные и натуральные займы у помещика и отправляться на заработки на тяжелую и низкооплачиваемую работу. –

Значительно ухудшала положение крестьян чересполосица. В результате проведения крестьянской реформы 1861 г. помещики часто оставляли себе земельные участки среди крестьянских наделов, чтобы привязать крестьян к своему хозяйству, лишить их прогонов для скота, сенокосов.

Большинство крестьянских семей жило в нужде. Хаты у них были курными, с земляным или глинобитным полом. В хлеб часто подмешивали мякину, льняной жмых, картофель, желуди. Медицинская помощь была почти недоступной. Из-за нехватки школ даже в конце XIX в. только каждый пятый крестьянин Беларуси был грамотным.

Крестьяне хоть и получили личную свободу, но были существенно ограничены в правах по сравнению с другими сословиями. Только в отношении крестьян вплоть до начала ХХ в. применялась такая позорная форма наказания, как публичная порка розгами. Крестьянин не имел реальной возможности защититься от произвола чиновников и полиции.

Революционные народники. С середины 1870-х гг. на смену поколению шляхетских революционеров пришло народничество. Народники были сторонниками социализма – учения, в котором в качестве цели и идеала выделяются принципы социальной справедливости, свободы, равенства, и общественного строя, основанного на этих принципах. Часть народников разделяла идею крестьянского социализма: возможность перехода к социализму через сохранение крестьянской общины, минуя капитализм. Идеи крестьянского социализма распространились в среде белорусской молодежи, преимущественно среди учащихся средних учебных заведений. Поступив в российские университеты, молодежь вливалась в Арест пропагандиста. Картина И. Репина, 1880-е

существующие в них народнические кружки.

Многие из белорусских народников стали участниками «хождения в народ» с целью пропаганды социалистических идей среди крестьянства «Хождение в народ» закончилось провалом. Крестьяне еще продолжали верить в «доброго царя» и потому выдавали народников полиции.

Часть народников поддержала тактику индивидуального террора – формы вооруженного принуждения (убийство государственных и должностных лиц) в политических целях. Они надеялись, что цареубийство ускорит начало народной (крестьянской) революции. Смертный приговор царю Александру II привел в исполнение 1 марта 1881 г. уроженец Бобруйского уезда Игнатий Гриневицкий. Однако никаких значительных волнений в народных массах, даже в Петербурге, убийство самодержца не вызвало. Крестьяне на восстание не поднялись. Зато престол занял Александр III, который в скором времени отказался от продолжения буржуазных реформ своего отца и приступил к проведению контрреформ.

Группа «Гомон». В начале 1880-х гг. центром деятельности белорусских народников стал Петербург. Студенты – уроженцы Беларуси создали в 1884 г. в Петербурге группу «Гомон». Свои задачи и программу группа изложила в двух номерах нелегального журнала «Гомон». Гомоновцы первыми из революционеров заявили о существовании белорусской нации и поставили вопрос о ее национальной самостоятельности. Они доказывали, что белорусский народ имеет свой язык, территорию, культуру, быт, историческое прошлое, а Беларусь представляет собой единый экономический район.

 Белорусские студенты-гомоновцы заявляли о законных правах белорусского народа на самостоятельное и равноправное положение в «общей славянской семье». Будущую государственность Беларуси гомоновцы видели в союзе с социалистической Россией – страной равноправных и добровольно объединенных краев.

Рабочее движение. В России после реформы 1861 г. набирало обороты рабочее движение. Это происходило из-за стремительного роста рабочего класса и осознанием их своих прав. К борьбе за свои права их подталкивало очень плохие условия труда: продолжительность рабочего дня была 15 часов в сутки, многочисленные штрафы, низкая заработная плата, отсутствие страхования и пенсионного обеспечения. Основной формой борьбы рабочий белорусских предприятий были стачки. Рабочее движения не имело своего центра, преимущественно было стихийным, требования, которые они выдвигали, в основном касались улучшения своего положения, сокращения рабочее дня и повышения зарплаты. Власти прибегали не только к репрессиям.

Социал-демократы. В 70-х годах ХІХ века в Беларуси распространяются идеи марксизма – учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, учение о революции, о победе социализма во всех странах, о строительстве коммунистического общества.

Стремление рабочего класса и крестьянства защитить свои интересы подталкивало их к образованию политических партий. В 1897 г. на съезде в Вильне был создан Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России — Бунд. Бунд считал себя единственным представителем интересов достаточно многочисленного в Беларуси еврейского рабочего класса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: