Промышленное предприятие в первой половине XIX в

Промышленность Беларуси в первой половине XIX в. находилась на стадии мелкотоварного и мануфактурного производства. Фабрики были еще единичными явлениями. Собственниками большинства промышленных предприятий являлись помещики, которые использовали дешевый труд крепостных крестьян. Небольшое количество мануфактур и фабрик принадлежало купцам и мещанам. Они нанимали рабочих за денежную плату. Характерной особенностью промышленности Беларуси была ориентация на переработку сельскохозяйственного сырья. Поэтому промышленные предприятия находились преимущественно в сельской местности, а не в городах.

Торговля. В конце XVIII – первой половине XIX в. проводились работы по улучшению путей сообщения. Началось строительство почтовых дорог, а с 1830-х гг. – и шоссейных (с дорожным полотном, обочинами и кюветами). С востока на запад пролегло магистральное шоссе Москва – Брест – Варшава, с севера на юг – Петербургско-Киевская дорога. Подверглись реконструкции или были построены каналы, соединившие реки бассейнов Черного и Балтийского морей. По Днепру, Припяти, Западной Двине пошли пароходы. Первый пароход мощностью 12 лошадиных сил был построен англичанином А. Смитом – механиком гомельского имения, принадлежавшего графу Н. П. Румянцеву, и прошел испытания на Соже в 1824 г. Значительно увеличилось количество пристаней, а грузооборот по главным рекам Беларуси за 1844 –1860 гг. возрос более чем в 2 раза.

На рынок работали главным образом помещичьи хозяйства. Они поставляли продукцию земледелия и животноводства, лесоматериалы. Около половины доходов помещиков составляла продажа спирта.

Города и поселки Беларуси в первой половине XIX в. оставались центрами ремесла и торговли, промышленные предприятия там были редкими. Удельный вес городского населения в Беларуси на протяжении первой половины XIX в. составлял около 10%. Население городов было многонациональным, но преобладали евреи.

Основной формой организации торговлив Беларуси в первой половине XIX в были ярмарки. Постепенно распространялась стационарная торговля в лавках и магазинах. Аграрный характер экономики белорусских губерний предопределил структуру торговли: вывозилось сырье, ввозились промышленные товары. В развитии торговли важное значение имели пути сообщения: сухопутные (почтовые тракты, шоссе), водные (каналы, реки).

 

 

Вопросы и задания

· Реформа П. Киселева в государственной деревне (1840-1857 гг.).

· Проведение инвентарной реформы в помещичьей деревне (1844-1857 гг.). Промышленность.

· Торговля.

· Города и поселки.

· Покажите на карте основные торговые пути, проходящие по территории Беларуси.

5. Дайте определения понятиям: товарность хозяйства, крестьяне помещичьи, крестьяне казенные, люстрация, аренда, обязательные инвентари, мелкотоварноеимануфактурное производство.

· Кто такой П. Киселев?

· Дайте объяснение датам: 1840-1857 гг., 1844-1857 гг.

 

· (35). Образование, наука и культура Беларуси в первой половине XIX в. Типы школ. Виленский университет. Становление научных знаний о Беларуси и белорусский народ. Становление белорусского литературного языка. Живопись. Театр. Музыка.

Типы школ. В соответствии с реформой просвещения 1803-1804 гг. школьная система строилась по принципу единства и преемственности. В каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе – уездное училище, в деревнях – церковно-приходские школы. Все учебные заведения белорусских губерний вошли в состав Виленского учебного округа и стали подчиняться Виленскому университету, который осуществлял контроль за работой школ, его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: