Эпоха художественного директора 33 страница

Станиславский не соглашался. Он объяснял, что тогда «часть труппы, сознающая необходимость воспитания своей артистической личности в новых принципах творчества и поддающаяся этому воспитанию (или самовоспитанию), будет выбиваться из колеи, попадая в неподходящую атмосферу» [17]. Это звучало оскорбительно, почти так же, как его слова Южину, что Гзовская пропадет в Малом театре. В подтексте Станиславский говорит о своих и Немировича-Данченко учениках и ученицах. Возникла опасность раскола на две педагогические сферы.

Надо было искать выход. Немирович-Данченко не знал, как сочетать необходимое для будущего театра воспитание молодежи с интересами основных кадров труппы. Он не собирался отдавать роли молодежи «в ущерб “старикам”, которые еще на пути к развитию». Кажется, здесь он впервые обозначил новую для Художественного театра проблему «стариков» и молодежи. Она говорила о двух взаимоборствующих интересах в труппе.

Станиславский был убежден, что решение проблем труппы и воспитания молодежи возможно путем создания филиального отделения. К тому же это творческое отпочкование могло бы попытаться осуществить принцип общедоступности театра для широких зрителей.

Следующий этап отношений Станиславского и Немировича-Данченко будет формироваться под давлением этих проблем. Возобладает студийное начало, изменив структуру театра и подарив искусству новые имена.

На время Художественный театр распахнет двери для общих исканий с Гордоном Крэгом, Мстиславом Добужинским и Александром Бенуа. Сотрудничество Станиславского и Немировича-Данченко подвергнется в связи с этим новым испытаниям, но устоит, выработав себе обновленные правила.

На все это и многое другое уйдет второе десятилетие жизни Художественного театра, в течение которого он как бы народится заново.

{423} Принятые сокращения

ГорькийГорький М. Собр. соч. В 30‑ти т. М., Гос. изд. художественной литературы, 1949 – 1953.

Ежегодник — Ежегодники Московского Художественного театра с 1943 по 1958 годы. М., издание Музея МХАТ СССР им. Горького и «Искусства».

Из зап. кн. КС — Станиславский К. С. Из записных книжек. В 2‑х т. М., ВТО, 1986.

Из прошлого — Немирович-Данченко Вл. И. Из прошлого. М., «Художественная литература», 1938.

ИП — Немирович-Данченко Вл. И. Избр. письма. В 2‑х т. М., «Искусство», 1979.

Книппер-Чехова — Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. Воспоминания и статьи. Переписка с А. П. Чеховым (1902 – 1904). В 2‑х ч. М., «Искусство», 1972.

КС‑8 — Станиславский К. С. Собр. соч. В 8‑ми т. М., «Искусство», 1954 – 1961.

КС‑9 — Станиславский К. С. Собр. соч. В 9‑ти т. М., «Искусство», 1988.

Летопись КС — Виноградская И. Жизнь и творчество К. С. Станиславского. Летопись. В 4‑х т. М., ВТО, 1971 – 1976.

Летопись Н‑Д — Фрейдкина Л. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко. Летопись жизни и творчества. М., ВТО, 1962.

Немирович-Данченко. «Юлий Цезарь» — Немирович-Данченко Вл. И. Режиссерский план постановки трагедии Шекспира «Юлий Цезарь». Московский Художественный театр. 1903 год. М., «Искусство», 1964.

{424} Переписка Горького — Переписка М. Горького. В 2‑х т. М., «Художественная литература», 1986.

Переписка Мейерхольда — Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. М., «Искусство», 1976.

Переписка Чехова и Книппер — Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер. В 3‑х т. М., «Мир», 1934 – 1936.

Режиссерские экземпляры — Режиссерские экземпляры К. С. Станиславского. В 6‑ти т. 1898 – 1930. Театральное наследие. М., «Искусство», 1980.

Рецензии Н‑Д — Немирович-Данченко Вл. И. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877 – 1942. М., ВТО, 1980.

Статьи Мейерхольда — Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. В 2‑х ч. М., «Искусство», 1968.

ТН — Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие. В 2‑х т. М., «Искусство», 1952 – 1954.

Чехов — Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем. В 30‑ти т. Письма в 12‑ти т. М., «Наука», 1974 – 1983.

{425} Примечания

Ссылки на публикации в книгах даются с перечислением использованных источников с указанием страниц. Ссылки на неопубликованные документы[47] и периодические издания нумеруются.

Опубликованные тексты, имеющие разночтения с подлинниками, цитируются по подлинникам, о чем делаются указания.

Отдельные письма Вл. И. Немировича-Данченко и К. С. Станиславского, а также документы МХТ опубликованы в комментариях изданий: «Избранные письма» Немировича-Данченко и «Из записных книжек» Станиславского. В этих случаях ссылки даются с пометкой «комментарий».

Ссылки на документы, хранящиеся в Музее МХАТ, приводятся под шифрами: КП — книга поступлений; Ф. 1, ВЖ, БРЧ, РЧ — фонд МХАТ (1897 – 1986); Ф. 3, КС — фонд К. С. Станиславского; Ф. 4, Н‑Д — фонд Вл. И. Немировича-Данченко; «А» и др. буквенные шифры — личные фонды деятелей МХАТ.





































Встреча

Глава первая

ТН, т. 2, с. 152, 153, 468.

КС‑8, т. 1, с. 21, 22, 32.

Летопись КС, т. 1, с. 84 – 85.

1. Немирович-Данченко Вл. И. Первые театральные воспоминания. — «Новый мир», М., 1943, № 1. Цит. по подлиннику: Н‑Д № 7256/1, л. 17.

2. Немирович-Данченко Вл. И. Обещанные воспоминания о Первой классической тифлисской гимназии. — Н‑Д № 7274, л. 10.

3. Н‑Д № 7256/1, л. 52.

4. Немирович-Данченко Вл. И. [«Меня просили из Тифлиса прислать воспоминания о тифлисских театрах <…>».] — Н‑Д № 7253, л. 8.

Глава вторая

Летопись Н‑Д, с. 76, 78, 101, 108, 114, 183.

Рецензии Н‑Д, с. 165.

{426} ИП, т. 1, с. 61.

Летопись КС, т. 1, с. 201.

КС‑8, т. 7, с. 115 – 116.

1. Станиславский К. С. Художественные записи, т. 2. — КС № 15381/262.

2. КС № 15381/260.

3. КС № 15381/234.

4. Режиссерский экземпляр К. С. Станиславского «Отелло», 1896. — КС № 18912, л. 50 об., 55.

5. КС № 15381/236.

6. КС № 18912, л. 90, 95.

7. КС № 15381/213.

8. Записная книжка. — КС № 745, л. 167 – 168.

9. Там же, л. 149 – 150.

Глава третья

Летопись Н‑Д, с. 115.

Рецензии Н‑Д, с. 161, 162.

ТН, т. 2, с. 64.

ИП, т. 1, с. 237.

Из прошлого, с. 14.

1. Коллекция печатных вырезок Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 10251, л. 66.

2. Приветствие Вл. И. Немировича-Данченко ЦЕТЕТИС’у. — «Современный театр», М., 1929, № 8.

3. Н‑Д № 10251, л. 53 об.

4. Беседа Вл. И. Немировича-Данченко с В. Я. Виленкиным о вступительной статье к сборнику своих пьес. — Н‑Д № 7258, л. 3.

5. Коллекция печатных вырезок Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 10247, л. 8.

6. Немирович-Данченко Вл. И. [Курс сценического искусства в МХТ по программе «Что такое искусство театра Чехова»]. 1 лекция [15 ноября 1919]. — Н‑Д № 7245, л. 12.

7. Записной листок Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 7699/15.

Глава четвертая

О Станиславском. М., ВТО, 1948, с. 191.

Летопись Н‑Д, с. 88, 96, 112.

ТН, т. 1, с. 184; т. 2, с. 75.

Рецензии Н‑Д, с. 106, 110, 114, 170.

КС‑8, т. 1, с. 163; т. 5, с. 90, 91, 98, 102, 104, 115.

{427} КС‑9, т. 1, с. 534. Цит. по подлиннику: Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 113, л. 27 об.

1. «Современный театр», М., 1929, № 8.

2. Немирович-Данченко Вл. И. Второй драматический курс. 1896/97. [Годовой балл] — Н‑Д № 7677/1.

Глава пятая

Хрестоматия по истории западного театра на рубеже XIX – XX веков. Под ред. А. А. Гвоздева. М.‑Л., «Искусство», 1939, с. 91.

Рецензии Н‑Д, с. 126, 212.

КС‑8, т. 1, с. 149; т. 5, с. 109, 110, 112, 130, 134.

1. КС № 15381/356.

2. Режиссерский экземпляр К. С. Станиславского «Привидений». — КС № 18921/1, л. 95.

3. Режиссерский экземпляр К. С. Станиславского «Уриэля Акосты». — КС № 18951, л. 47 об.

4. КС № 15381/118.

Глава шестая

ТН, т. 2, с. 76.

Станиславский. Писатели, артисты, режиссеры о великом деятеле русского театра. М., «Искусство», 1963, с. 212.

КС‑8, т. 5, с. 133.

Рецензии Н‑Д, с. 137.

ИП, т. 1, с. 89, 119, 493 (комментарии).

Ежегодник за 1949 – 1950, с. 97.

Из прошлого, с. 89.

1. Н‑Д № 7692.

2. Записная книжка. — КС № 745, л. 70.

3. Записная книжка. — КС № 744, л. 30.

4. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от [2 августа 1897]. — Н‑Д № 1527.

Разделение власти

Глава первая

КС‑8, т. 5, с. 175; т. 7, с. 126, 128 – 129, 136, 150.

Из прошлого, с. 89, 99.

ИП, т. 1, с. 114, 142.

Режиссерские экземпляры, т. 1, с. 77, 197, 207, 231.

{428} Статьи Мейерхольда, ч. 1, с. 69.

Переписка Мейерхольда, с. 20.

Ежегодник за 1945 – 1950, с. 123.

Летопись КС, т. 1, с. 247.

1. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от [2 августа 1897]. — Н‑Д № 1527.

2. Лужский В. В. [«Прошлое в настоящем — небылица <…>». Воспоминания]. — А № 6364, л. 1 – 2.

3. Там же, л. 3.

4. Воспоминания заслуженного артиста Московского Художественного академического театра А. Л. Вишневского к 30‑летию театра 27 октября 1928. — КП 4985/2, л. 8.

5, 6. Немирович-Данченко Вл. И. [Заметки по поводу пьесы А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»]. — Н‑Д № 120/1, л. 3.

Глава вторая

Ежегодник за 1944, т. 1, с. 108, 120.

ИП, т. 1, с. 102 – 105, 110, 120 – 122, 143 – 146, 149, 152 – 155, 161 – 164.

КС‑8, т. 7, с. 121, 141, 142, 146, 147, 149, 154.

Чехов, т. 2, с. 271; т. 7, 170, 319, 338.

ТН, т. 2, с. 140, 148.

Ежегодник за 1945 – 1950, с. 98.

Летопись КС, т. 1, с. 257.

1. Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 60, л. 1 об.

2. «Московские ведомости», М., 1898, 3 дек.

3. «Русский листок», М., 1898, 5 дек.

4. «Новости дня», М., 1898, 4 дек.

5. «Курьер», М., 1898, 19 дек.

Глава третья

КС‑8, т. 7, с. 329.

1. Рабочая тетрадь. — Н‑Д № 8025, л. 15 об.

2. РЧ № 182, л. 8, 12 – 12 об.

3. Там же, л. 15 об.

4. Рабочая тетрадь. — Н‑Д № 7959, л. 4 об.

5. Записная книжка К. С. Станиславского. — КП 21545, л. 13 об.

6. Там же, л. 15 об.

7. Замечания на репетиции «Чайки». — Н‑Д № 137, л. 21 об.

8. Рабочая тетрадь. — Н‑Д № 7960, л. 6 об.

{429} Глава четвертая

КС‑8, т. 1, с. 200, 201, 224; т. 5, с. 331; т. 7, с. 141, 142, 145.

Режиссерские экземпляры, т. 2, с. 55, 105, 121, 159.

«Чайка» в постановке Московского Художественного театра. Режиссерская партитура К. С. Станиславского. Л.‑М., «Искусство», 1938, с. 19, 47 – 48.

ИП, т. 1, с. 145, 146.

Из прошлого, с. 122, 124, 132, 133.

КС‑9, т. 1, с. 557 (комментарии); цит. по подлиннику: Экземпляр Вл. И. Немировича-Данченко. — Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 113, л. 102.

1. Экземпляр Л. Я. Гуревич. — Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 110, л. 501.

2. Там же, л. 571.

3. Недописанное письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому после 8 февраля 1907. — Н‑Д № 1632.

Глава пятая

Переписка Мейерхольда, с. 21, 22.

ИП, т. 1, с. 138, 168, 170, 171, 173, 178, 179, 187.

Эфрос Николай. К. С. Станиславский. Пг., «Светозар», 1918, с. 38.

Ежегодник за 1944, т. 1, с. 116.

КС‑9, т. 5, кн. 2, с. 113.

КС‑8, т. 7, с. 127.

Летопись КС, т. 1, с. 269.

1. ВЖ № 5531/1, с. 72.

2. Письмо А. А. Санина к Вл. И. Немировичу-Данченко после 20 августа 1899. — Н‑Д № 5626/2.

3. Письмо А. А. Санина к Вл. И. Немировичу-Данченко от начала лета 1899. — Н‑Д № 5626/1.

4. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от 23 июля [1899]. — Н‑Д № 1553.

5. Там же.

6. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от 9 июня [1899]. — Н‑Д № 1549.

7. Приложение к письму Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от 21 августа [1899]. — Н‑Д № 1559.

8. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от 21 августа [1899]. — Н‑Д № 1560.

9. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к А. А. Санину от 17 августа [1899]. — Н‑Д № 1402.

{430} 10, 11. Н‑Д № 1553.

12. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к А. А. Санину от 20 августа 1899. — КП 5323/2199‑а.

Глава шестая

КС‑9, т. 5, кн. 2, с. 116, 122, 124.

ИП, т. 1, с. 189 – 191.

Режиссерские экземпляры, т. 1, с. 271, 273, 413, 419.

КС‑8, т. 7, с. 163.

Ежегодник за 1944, т. 1, с. 119 – 120.

Чехов, т. 8, с. 278.

1. «Московские ведомости», М., 1899, 1 окт.

2. Там же, 1899, 4 окт.

3. Немирович-Данченко. [«История моей драмы “В мечтах” <…>»]. — Н‑Д № 7261, л. 11.

4. «Новости дня», М., 1899, 4 окт.

5. Художественный реализм. По поводу постановок Художественно-Общедоступного театра. Опыт критики Пр. Пр. М., тип. газ. «Театральных известий», 1899, с. 17.

6. «Будильник», М., 1899, 28 ноября.

Глава седьмая

КС‑8, т. 1, с. 230, 231; т. 5, с. 338, 342, 618.

Ежегодник за 1944, т. 1, с. 117, 118.

КС‑8, т. 1, с. 231.

Режиссерские экземпляры. 1898 – 1930. Театральное наследие. «Дядя Ваня» А. П. Чехова. М.‑СПб., Atheneum-Феникс, 1994, с. 149.

Переписка Чехова и Книппер, т. 1, с. 82.

Чехов, т. 8, с. 272.

ИП, т. 1, с. 195 – 196, 202.

Книппер-Чехова, ч. 1, с. 102, 103.

1. Протоколы репетиций с 8 апреля по 30 мая 1899. — Ф. 1, сезон 1898/99.

Глава восьмая

Режиссерские экземпляры. 1898 – 1930. Театральное наследие.

«Дядя Ваня» А. П. Чехова. М.‑СПб., Atheneum-Феникс, 1994, с. 39, 89.

Чехов, т. 8, с. 194, 200.

ИП, т. 1, с. 194, 197, 199, 200, 203 – 206.

{431} КС‑9, т. 5, кн. 2, с. 114, 118, 121.

Книппер-Чехова, ч. 1, с. 96.

Переписка Мейерхольда, с. 23.

Статьи Мейерхольда, ч. 2, с. 31.

1. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от 31 июля [1899]. — Н‑Д № 1555.

2. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от [15 августа 1899]. — Н‑Д № 1558.

3. Режиссерский экземпляр К. С. Станиславского пьесы Г. Гауптмана «Одинокие». — КС № 18911/1, л. 6 об.

4. Записная книжка К. С. Станиславского. — КП 21543, л. 41.

5. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому до 6 сентября 1899. — Н‑Д № 1565.

6. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому [1899?]. — Н‑Д № 1562.

Глава девятая

ИП, т. 1, с. 210 – 212, 215, 216, 224, 229, 260, 279; т. 2, с. 272.

КС‑8, т. 7, с. 166, 168, 180 – 182, 184 – 187, 195, 198, 203.

ТН, т. 2, с. 196, 197.

Чехова М. П. Письма к брату А. П. Чехову. М., «Художественная литература», 1954, с. 152.

Книппер-Чехова, ч. 2, с. 16.

Переписка Чехова и Книппер, т. 1, с. 175, 179, 210.

Ежегодник за 1949 – 1950, с. 179.

Летопись КС, т. 1, с. 310, 311, 319.

Переписка Мейерхольда, с. 27.

КС‑9, т. 1, с. 551, 554.

Станиславский репетирует. Записи и стенограммы репетиций. М., СТД РСФСР, 1987, с. 107.

Рецензии Н‑Д, с. 214; цит. по: «Русская мысль», 1900, № 9.

Ежегодник за 1944, т. 1, с. 131 – 132.

1. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от [15 августа 1899]. — Н‑Д № 1558.

2, 3. Письмо А. А. Санина к К. С. Станиславскому от 10 августа 1900. — КС № 10182.

4. Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 59, л. 1.

5. Стенограмма беседы народных артистов и режиссеров МХАТ с народным артистом Республики Вл. И. Немировичем-Данченко 29 апреля 1936. — Н‑Д № 7556, л. 19.

6. Режиссерский экземпляр Вл. И. Немировича-Данченко пьесы {432} Г. Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». — Н‑Д № 5, л. 59 об.

7. Там же, л. 13 об.

8. Режиссерский экземпляр К. С. Станиславского пьесы Г. Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». — КС № 18894, л. 34, 34 об.

9. Записной листок Вл. И. Немировича-Данченко. — Н‑Д № 7733/1.

Глава десятая

КС‑9, т. 1, с 557.

Режиссерские экземпляры, т. 3, с. 147, 187, 191, 231, 261, 289.

Переписка Чехова и Книппер, т. 1, с. 227, 302, 436.

Из прошлого, с. 170.

Ежегодник за 1944, т. 1, с. 139.

Чехов, т. 9, с. 117, 180, 184, 192.

КС‑8, т. 5, с. 349; т. 7, с. 199 – 201, 352.

Из зап. кн., т. 1, с. 151, 218.

Леопольд Антонович Сулержицкий. Повести и рассказы. Статьи и заметки о театре. Переписка. Воспоминания о Л. А. Сулержицком. М., «Искусство», 1970, с. 397.

К. С. Станиславский. Материалы Письма. Исследования. М., изд‑во Академии наук СССР, 1955, с. 666.

ИП, т. 1, с. 230 – 232, 237.

1. Н‑Д № 8208/1, л. 11.

2. «Русское слово», М., 1900, 29 ноября.

3. «Московский листок», М., 1901, 3 февр.

4. «Россия», СПб., 1901, 1/14 марта.

Глава одиннадцатая

Ежегодник за 1944, т. 1, с. 139, 142.

КС‑8, т. 7, с. 185, 211, 217, 218, 220, 224, 243, 265.

ИП, т. 1, с. 240 – 241, 243, 265.

Чехов, т. 10, с. 84, 173.

Мария Петровна Лилина. М., ВТО, с. 185.

Ежегодник за 1943, с. 394.

Переписка Чехова и Книппер, т. 1, с. 440; т. 2, с. 16, 190.

Переписка Мейерхольда, с. 33.

Горький, т. 28, с. 180, 194, 219 – 221.

Режиссерские экземпляры, т. 4, с. 93, 123, 125, 173.

{433} 1. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к А. И. Южину от 16 июля 1901. — Н‑Д № 1884.

2. Режиссерский экземпляр К. С. Станиславского пьесы Г. Ибсена «Дикая утка». — КС № 18886, л. 176 об.

3. Там же, л. 182 об.

4. «Новости и биржевая газета», Спб., 1901, 26 февр.

5. Письмо М. Ф. Андреевой к К. С. Станиславскому от 26 ноября [1901]. — КС № 7018.

6. Н‑Д № 7261, л. 6.

7. Там же, л. 10.

8. «Новости дня», М., 1901, 24 дек.

9. Черновик ответа К. С. Станиславского В. Э. Мейерхольду на обороте его письма от 26 января 1902. — КС № 9829.

10. Н‑Д № 7261, л. 3.

Эпоха художественного директора

Глава первая

Переписка Чехова и Книппер, т. 2, с. 35, 41, 199, 272, 286.

КС‑8, т. 1, с. 251.

Московский Художественный театр в иллюстрациях и документах. 1898 – 1938, изд. МХАТ СССР им. Горького, 1938, с. 707, 708.

КС‑9, т. 1, с. 557 (комментарии); цит. по подлиннику: Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 113, л. 105.

ИП, т. 1, с. 122, 205, 247, 254, 258 – 260, 273, 281.

Переписка Мейерхольда, с. 19, 20, 29, 31, 32, 34, 37, 41.

Статьи Мейерхольда, ч. 1, с. 76, 77.

1. Письмо К. С. Станиславского к Вл. И. Немировичу-Данченко от [14 января 1904]. — КС № 5178.

2. Дневник В. В. Лужского. — А № 5084, л. 8.

3. «Новости дня», М., 1901, 26 сент.

4, 5, 6, 7. Записная книжка К. С. Станиславского. — КП 21543, л. 35 об. – 38.

8, 9. Письмо А. А. Санина к К. С. Станиславскому от 21 декабря 1901. — КС № 10183.

10. Ф. 1, сезон 1898/99, ед. хр. 1.

11. Протокол собрания труппы артистов Художественно-Общедоступного театра 5 декабря 1898. — ВЖ № 5150.

12. КС № 13193.

{434} 13, 14. ВЖ № 5150.

15. Записная книжка. — КС № 753, л. 46 об.

16, 17. Неотправленный вариант письма Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от 4 – 5 июля 1902. — Н‑Д № 1586.

Глава вторая

ИП, т. 1, с. 248, 256, 258, 259, 261, 269, 271, 281, 297, 302, 343.

КС‑8, т. 7, с. 223, 234 – 235, 241, 242, 244.

КС‑9, т. 5, кн. 1, с. 131.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Неотправленный вариант письма Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от 4 – 5 июля 1902. — Н‑Д № 1586.

10. Записная книжка. — КС № 757, л. 2 об.

11. Там же, л. 8.

12. Там же, л. 4, 5.

13. Там же, л. 10 об.

14. Там же, л. 3 об.

15. Там же, л. 7.

16. Там же, л. 8.

17. Там же, л. 21 об.

18, 19. Там же, л. 22 об.

20, 21. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от [9 августа 1902.] — Н‑Д № 1589.

22. Н‑Д № 1586.

Глава третья

ИП, т. 1, с. 192, 249, 251, 275, 283 – 285, 304 – 308, 310, 314, 318, 319, 347, 556 (комментарии); т. 2, с. 261, 262.

КС‑8, т. 1, с. 248, 260, 261; т. 2, с. 236, 252; т. 7, с. 237, 247, 252, 254, 256.

КС‑9, т. 1, с. 551 (комментарии); 560 – 561 (комментарии) — цит. по подлиннику: Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 113, л. 151.

Режиссерские экземпляры, т. 4, с. 310 – 311, 349, 392 – 393, 405, 454, 456, 467, 469, 473, 477, 435, 503.

Дорошевич Влас. Рассказы и очерки. М., «Современник», 1986, с. 332.

Переписка Чехова и Книппер, т. 2, с. 536.

Чехов, т. 11, с. 70 – 71.

Книппер-Чехова, ч. 1, с. 129, 141, 156, 162, 174, 187, 197, 200, 205, 212, 214, 227.

Эфрос Николай. «На дне». Пьеса Максима Горького в постановке {435} Московского Художественного театра. М., Гос. изд‑во, 1923, с. 45 – 46, 69, 99.

Гюго В. Драмы. Пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник. М., «Искусство», 1958.

Летопись КС, т. 1, с. 406.

Горький, т. 28, с. 277.

1. А № 5084, л. 4.

2. Там же, л. 8 об.

3. Симов В. А. Моя работа с режиссерами. — КП 5132, л. 178.

4. Там же, л. 182.

5. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к В. В. Лужскому после 18 июня 1902. — Н‑Д № 1005.

6. Письмо К. С. Станиславского к Вл. И. Немировичу-Данченко от [6 октября 1902]. — КС № 5338.

7. «Театр и искусство», Спб., 1902, 10 ноября.

8. Немирович-Данченко Вл. И. Замечания на репетициях спектаклей: «Власть тьмы», «Мещане», «Три сестры». — Н‑Д № 2934, л. 34.

9. «Театр и искусство», Спб., 1902, 10 ноября.

10. «Новости дня», М., 1902, 6 ноября.

11. Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 113, л. 156.

12. Слова К. С. Станиславского приведены Вл. И. Немировичем-Данченко в письме к О. Л. Книппер между 7 и 19 мая 1902. — Н‑Д № 7996.

13. Станиславский К. С. Замечания на репетициях спектаклей: «Власть тьмы» и «Мещане». — КС № 1276, л. 13 об.

14. Н‑Д № 2934, л. 53 об.

15. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к А. А. Санину от [4 декабря 1902]. — Н‑Д № 1424.

16. Там же.

17. Станиславский К. С. Роль Сатина. — КС № 1565, л. 11.

18. Там же, л. 7 об.

19. «Театр и искусство», Спб., 1903, № 1, с. 16.

20. «Мир божий», Спб., 1903, № 1, с. 107.

21. КС № 3530.

22. КС № 3532.

23. Н‑Д № 7996.

24. Н‑Д № 8, л. 224 об.

25. Немирович-Данченко Вл. И. Режиссерский план комедии Г. Ибсена «Столпы общества». Копия, экземпляр К. С. Станиславского. — БРЧ № 721, л. 176.

{436} 26. Там же, л. 177.

27. Стенограмма беседы народных артистов и режиссеров МХАТ с народным артистом Республики Вл. И. Немировичем-Данченко 17 апреля 1936. — Н‑Д № 7553, л. 9.

Глава четвертая

ИП, т. 1, с. 326, 328, 329, 332, 333, 335, 336, 338, 340, 348, 411; 555 и 556 (комментарии); т. 2, с. 49.

Ежегодник за 1944, т. 1, с. 158, 159.

КС‑8, т. 1, с. 265; цит. по подлиннику: Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 113, л. 164, 425; т. 7, с. 262, 264, 274.

О Станиславском, с. 86, 87, 348, 349.

Книппер-Чехова, ч. 1, с. 282, 283, 286, 290, 295, 302.

Немирович-Данченко Вл. И. «Юлий Цезарь», с. 214, 215, 218, 219, 221, 239, 279, 309, 311, 317, 319, 329, 345, 417, 435, 436, 449; 541 – 542 (приложение).

Эллада и Рим. Культурная история классической древности Якова Фальке. Спб., изд. А. С. Суворина, 1881, с. 275; режиссерская библиотека Станиславского.

Чехов, т. 11, с. 298.

Леопольд Антонович Сулержицкий, с. 438.

Из прошлого, с. 205.

Летопись КС, т. 4, с. 309.

ТН, т. 2, с. 256.

1, 2. Немирович-Данченко Вл. И. [Места действия в трагедии «Юлий Цезарь» по актам и картинам. Набросок заметки о постановке «Юлия Цезаря»]. — Н‑Д № 121/1.

3. Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 113, л. 164.

4. Станиславский К. С. [Режиссерский экземпляр трагедии В. Шекспира «Юлий Цезарь». 1 часть. Режиссерские комментарии]. — КС № 18955, л. 6.

5. Там же, л. 8.

6. Там же, л. 10.

7. Там же, л. 8 об.

8. Записная книжка. — КС № 758, л. 32 об.

9. Письмо А. А. Стаховича к Вл. И. Немировичу-Данченко от 10 июля 1903. — Н‑Д № 5769.

10. КС № 18955, л. 7 об.

11, 12, 13, 14. «Театр и искусство», Спб., 1903, № 47, 16 ноября.

15. КС № 18955, л. 23 об.

16. Там же, л. 26 – 26 об.

{437} 17. Там же, л. 54.

18. Там же, л. 23 об.

19. Там же, л. 22 об.

20. Цит. по: Дневник О. С. Бокшанской. — А № 2646, л. 86 – 87.

21, 22, 23. «Театр и искусство», Спб., 1903, № 41, 5 окт.

24, 25. КС № 18955, л. 23 об.

26. Там же, л. 24 об.

27, 28. А № 2646, л. 86 – 87.

29. «Русская мысль», М., 1903, окт., с. 278.

30. Переписка Чехова и Книппер, т. 3, верстка, с. 417. — К‑Ч № 8633/2.

31. А № 2646, л. 86 – 87.

Глава пятая

Гитович Н. И. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. М., Гос. изд‑во художественной литературы, 1955, с. 788.

Эфрос Н. «Вишневый сад», пьеса А. П. Чехова в постановке Московского Художественного театра. Пг., «Светозар», 1919, с. 14, 78 – 79.

Чехов, т. 2, с. 149; т. 3, с. 65; т. 11, с. 213, 242, 243, 248, 252, 253, 256, 271 – 274, 279, 280, 282 – 285, 289 – 291, 294, 298, 300, 302, 303, 312 – 314, 318, 322, 326; 649 (комментарии); т. 12, с. 11, 14, 15, 40 – 41, 49, 51, 54, 65, 69, 74, 81, 87; 260, 345 (комментарии).

ИП, т. 1, с. 318, 343, 344, 345 (цит. по подлиннику: ОР РГБ, ф. 331, к. 53, ед. хр. 373, № 20), 346 – 353, 355, 356, 378; 555 – 558 (комментарии).

КС‑8, т. 1, с. 26, 128, 189, 245 – 246, 268, 270, 272; т. 7, с. 264 – 267, 269, 270, 274 – 277, 292, 295.

Леонид Миронович Леонидов. Воспоминания, статьи, беседы, переписка, записные книжки. Статьи и воспоминания о Л. М. Леонидове. М., «Искусство», 1960, с. 688.

Книппер-Чехова, ч. 1, с. 45, 59, 61, 302, 305, 307, 310, 317, 320, 330, 333, 335, 336, 346, 364.

Горький, т. 23, с. 291.

Из прошлого, с. 87, 103, 109, 169.

Московский Художественный театр в иллюстрациях и документах. 1898 – 1938. М., изд. МХАТ СССР им. М. Горького, 1938, с. 707.

Леопольд Антонович Сулержицкий, с. 435.

{438} Ежегодник за 1943, с. 174, 176, 180.

Ежегодник за 1944, т. 1, с. 162, 463.

Переписка Мейерхольда, с. 45.

Режиссерские экземпляры, т. 3, с. 315, 361, 372, 375, 436.

Летопись КС, т. 1, с. 158, 164.

А. П. Чехов. Литературный быт и творчество по мемуарным материалам. Л., «Academia», 1928, с. 449.

1. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к труппе МХАТ в январе 1933. — Н‑Д № 8338.

2. Письмо К. С. Станиславского к Вл. И. Немировичу-Данченко от [14 января 1904]. — КС № 5178.

3, 4. Немирович-Данченко Вл. И. [«Имею ли я нравственное право оставить Художественный театр?»]. — Н‑Д № 7734.

5. Записная книжка. — КС № 627, л. 32 об.

6. Немирович-Данченко Вл. И. [«Я не могу оставить без всякого ответа статью “Вестника театра” под названием “Одиночество Станиславского” за подписью Вс. Мейерхольда и Вал. Бебутова…». Наброски]. — Н‑Д № 7740/3.

7. Письмо С. Т. Морозова к В. В. Лужскому от начала октября 1903. — А № 4462.

8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16. Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому между 11 и 15 ноября 1903. — Н‑Д № 1597.

17, 18, 19. Стенограмма режиссерского совещания, созванного М. П. Аркадьевым для обсуждения вопросов, поднятых на дискуссии работников московских театров о формализме и натурализме в театре 3 апреля 1936. — Н‑Д № 7546, л. 20.

20. Н‑Д № 8338.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: