Тенденции развития банковских инноваций

Текущее состояние банковского сектора позволяет выделить три
основных катализатора банковской инновационной деятельности:

глобализацию мировых финансовых рынков, быстрорастущую конкуренцию и мировой финансовый кризис. Эти факторы оказывают значительное влияние на структуру всей банковской системы. Именно банковские инновации позволяют увеличить конкурентные преимущества отдельных игроков на рынке банковских услуг и определяют стратегию развития всей банковской системы.

Не каждое нововведение может считаться банковской инновацией. Оно должно иметь ряд особенностей: определенная степень новизны, способность удовлетворить рыночный спрос и коммерческая реализуемость. То есть новые банковские продукты должны обладать более высокими потребительскими качествами, чем имеющиеся аналоги, быть более привлекательными для клиента. Инновационные технологий в банковской отрасли зависят от научно-технического прогресса в других отраслях экономики, особенно в сфере IT-технологий. Почти все технологические инновации в банковской отрасли были ранее использованы в других индустриях экономики. Внедрение новых финансовых продуктов не требует значительных капитальных вложений, но имеет возможные риски их реализации, для устранения которых требуется проведение предварительных маркетинговых исследований.

Разработка новых банковских продуктов и услуг на российском рынке основывается на опыте зарубежных стран. Российский банковский сектор проходит такие же этапы развития, что и банковские системы развитых стран мира. Из-за отсутствия процедуры оформления патентов на новые банковские продукты и услуги любые банковские инновации, скоро перестают быть таковыми, так как получают широкое распространение на рынках и в среде конкурентов.

На данный момент, Россия большинство банковских инноваций перенимает из банковских систем западных стран. Но не все их нововведения получают свое распространение в нашей стране из-за определенных законодательных ограничений и психических особенностей потребителей.

В мировом опыте создания новых банковских продуктов и услуг можно выделить несколько ключевых этапов:

Первый этап ознаменован поиском новых продуктовых и

технологических решений на основе уже существующих традиционных банковских продуктов. В результате появились депозитные и инвестиционные сертификаты, кредитные и депозитные документы с плавающими ставками, различные виды облигаций, финансовые операции с драгоценными металлами. Помимо этого, кредитные организации стали оказывать консультационные услуги.

На втором этапе коммерческие банки стали осваивать новые сегменты рынка: страховой, финансовый лизинг, доверительное управление капиталом (траст).

Для третьего этапа характерно развитие рынка производных финансовых инструментов. Широкое распространение свопы, опционы, форварды и фьючерсы получили в 70-е годы, в России они были введены только в середине 2000-х и долгое время не получали поддержки.

Четвертый этап связан с развитием и широким распространением электронного банкинга, что подразумевает под собой общее понятие финансовых     услуг,    предоставляемых    с   использованием средств

телекоммуникаций. Драйвером его развития стал прогресс в области информационных технологий. Именно развитие электронного банкинга является основной тенденцией развития всей банковской системы. Рассмотрим его подробнее.

Некоторые экономисты (Томилова, Дьякова) приравнивают понятие «электронный банкинг» к понятию «ДБО» - системам дистанционного банковского обслуживания. Системы ДБО являются лишь совокупностью аппаратно-программных средств, с помощью которых осуществляется обслуживание.

О. Рудакова в своей работе под электронными банковскими услугами определяет услуги банков, которые оказываются с применением средств вычислительной техники. По мнению Л. Лямина, под электронным банкингом понимается возможность для клиентов кредитных организаций получать удаленный доступ к своим банковским счетам через информационно-телекоммуникационные системы и, как минимум, осуществлять переводы финансовых средств между ними.

На наш взгляд, наиболее точным и всеобъемлющим является следующее
определение. Электронный банкинг - это технология предоставления
финансовых услуг, при которой поставщик услуг и клиент (потребитель услуг),
взаимодействуют  посредством  информационно-телекоммуникационных

систем, будучи максимально юридически и технически защищены от сопутствующих банковских рисков.

Можно выделить четыре вида системы дистанционного обслуживания:

1) традиционные системы «клиент— банк», использующие прямую связь с банком по модему и предусматривающие установку специального программного обеспечения на компьютере клиента;

2) системы «телебанк» (телефонного банкинга), предоставляющие платежные и информационные банковские услуги по телефону / телефаксу с использованием компьютерной телефонии;

3) Интернет-банкинг – системы предоставления банковских услуг посредством Интернета, для использования которых клиенту, как правило, не нужно иметь специальное программное обеспечение и можно работать со своим банковским счетом с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.

4) система мобильного банкинга–предоставление банковских услуг посредством планшетного компьютера (iPad, HTC Flyer, Samsung Galaxy Tab и пр.), смартфона или обычного телефона. Как правило, для этого на мобильное устройство необходимо загрузить специальное приложение.

Эти системы позволяют сделать операции, проводимые непосредственно в банке (перевод денежных средств, конвертация валюты и др.) более удобными и экономными, так как в этом случае эти операции производятся автоматически (интернет-банкинг, мобильный банкинг) и тем самым предусматривают наименьшую комиссию.

Существуют он-лайновые и офф-лайновые системы ДБО. Первые работают в режиме реального времени: трансакции осуществляются и отражаются на балансе банка в тот же момент. Участие людей не предусматривается. Офф-лайновые системы ДБО предусматривают наличие временного разрыва между приемом поручения или запроса клиента и его исполнением. Системы ДБО, работающие в режиме реального времени, более предпочтительны для клиентов, так как они позволяют значительно экономить время при совершении банковских операций.

Наиболее востребованным банковским продуктом является «клиент-банк». Это объясняется привычным интерфейсом услуги, соответствием нормам безопасности, независимостью по времени работы и возможностью ведения своей базы данных.

Далее по востребованности следует «интернет банкинг». Очевидно, что интернет – идеальная транспортная среда для передачи информации. Очень часто «клиент-банк» и «инетрнет-клиент» используются одновременно.

Среди ключевых параметров, влияющих на эффективность применения электронного банкинга, можно выделить такие, как:

- производительность;

- отказоустойчивость

- информативность системы;

- простота использования;

- безопасность;

- дружественность интерфейса;

- масштабируемость системы;

- системный функционал. Еще одним важным звеном банковских инноваций является развитие

карточных технологий. Помимо перехода устаревающих на данный момент классических карт на микропроцессорные карты набирают популярность технологии бесконтактных платежей. Бесконтактные карты удобны в использовании и обеспечивают высокий уровень безопасности операций более высокую скорость обработки трансакции. Кроме этого, они позволят снизить себестоимость трансакции. Снижение порога размера трансакции, а также высокая скорость обработки трансакции (на транспорте, массовых мероприятиях и т.д.) являются главными причинами повышенного интереса к бесконтактным платежам. Эта технология еще не успела охватить большую долю рынка. Банки не торопятся переоснащать терминалы, потому что на рынке мало бесконтактных карт, а эмитенты не выпускают карты, потому что их негде применять.

В отличие от карт большой интерес получают бесконтактные платежи с использованием сотового телефона (так называемые NFS-платежи). Этот интерес очевиден, так как мобильный телефон (смартфон) предоставляет не просто выполнять платеж, но и круглосуточно управлять платежным приложением банка, участвовать в реализации новых продуктов (электронных билетов на транспорт и прочее) и программ (например, лояльности), быть постоянно на связи с клиентом, предоставляя ему информацию о предложениях банка и т. д.

Система мобильных бесконтактных платежей сложнее, чем пластиковых карт. В нее, помимо обычных игроков (банков, магазинов, платежных систем), входят сотовые операторы, TSM-операторы, поставщики мобильных устройств специальные центры управления ключами. Такая сложность бизнес-модели мобильных платежей рождает совершенно новые проблемы, результатом которых является, например, медленный рост числа NFC-телефонов.

Многие эксперты считают, что уже в 2016-2017 году начнется массовое внедрение NFC-технологии. Их разработка – важнейший тренд развития карточных технологий.

Во время финансового кризиса хранение сбережений в банке не
гарантирует безопасности, поэтому появление электронных наличных как
альтернативы банковским вкладам является достаточно актуальным.
Электронные наличные цифровые – криптографические токены

(последовательности битов), выдаваемые пользователю в качестве

альтернативы наличным и хранимые в различных электронных устройствах (в защищенной SD-карте, электронном токене, элементе безопасности сотового устройства и т.п.). Наиболее известные системы электронных наличных – Bitcoin, BitPay, BitMint. Электронные наличные (как и обычные наличные) предназначены для оплаты товаров или услуг в магазинах программе ЭН. Многие эксперты считают, что у криптовалюты есть ряд преимуществ по сравнению с традиционными средствами безналичных платежей – платежными картами:

ЭН являются анонимным инструментом платежей, что часто привлекательно для покупателей (к сожалению, анонимность позволяет безнаказанно осуществлять преступления в частности мошенничество, пособничество терроризму, торговля наркотиками, оружием и т.д.)

В момент совершения покупки расчет совершается единовременно и окончательно, что уменьшает стоимость использования электронной наличности;

Покупки электронными наличными являются безкомиссионными;

ЭН безопаснее банковских карт и наличных: при проведении операции с их применением пользователь рискует только размером средств, используемых при совершении. Подделка ЭН сложнее подделки наличных, потому что ЭН представляют собой определенные данные, зашифрованные с помощью криптографических алгоритмов последовательности, стойкость которых может быть очень высока.

ЭН надежнее чем обычные наличные, так как токен можно дублировать на другом носителе данных, и поэтому потеря одного из носителей не приведет к потере сбережений.

Как мы видим, электронные наличные имеют множество преимуществ перед наличными и банковскими картами. Однако, пока их применение не получило распространение в мире. Правовой статус ЭН в России еще не определен, и нет закона, регулирующего их обращения нет. Но в 2015 году Минфином РФ было сделано заявление о том, что обращение криптовалюты Bitcoin будет запрещено, разрабатываются соответствующие поправки в Уголовный кодекс.

Из-за развития острой конкуренции и финансового кризиса банки были
вынуждены перейти на клиентоориентированную модель развития, она
предполагает максимальное удовлетворение потребностей клиентов с целью
увеличения эффективности деятельности. Ярким примером этого является
разработка технологий взаимодействия с клиентами. Технологии

взаимодействия с клиентами – совокупность инструментов, подходов, направленных на стимулирование клиентов к приобретению продуктов и сохранение их лояльности. К ним относятся технологии коммуникации, отбора,
бюджетирования клиента и др. Объединение этих технологий привело к
созданию CRM-технологии (Costumer Relationship    Management)  -

стратегическая модель ведения бизнеса, направленная на создание и поддержание эффективных отношений банка со своими деловыми партнерами. Банк должен иметь исчерпывающую информацию о клиенте, уметь ее анализировать и использовать.

Причины обращения кредитных организаций к реализации проекта CRM:

- низкий уровень перекрестных продаж, низкий уровень доходов от многих продуктов, недостаточный охват потенциальной клиентской базы;

- низкое качество облуживания с точки зрения скорости принятия решений, сложности процессов и процедур, уровня общения и взаимодействия между банком и клиентом;

- низкий уровень производительности труда (причины: отсутствие
унификации бизнес-процессов банка, что делает невозможным использование
экономии на масштабах и внедрение современных информационных
технологий; низкий уровень автоматизации и большое количество ручного
труда).

Реализация CRM в коммерческих банках возможна на разных платформах для розничного и для корпоративного блоков. В рамках такого функционала CRM позволяет кредитным организациям:

- сформировать единую клиентскую базу путем объединения данных из
разных систем, предназначенных для фиксации обращений клиентов по
различным продуктам.

- закрепить за клиентом персонального менеджера и осуществлять
мониторинг его работы с клиентом.

- систематически регистрировать все активности клиента (независимо от
канала или способа обращения клиента и цели обращения) и планировать

контакты с клиентом. CRM применяется как удобная записная книжка, используемая в основных бизнес-процессах.

- построить каталог продуктов и систематизировать в нем стандартную информацию о продуктах, обычно уже имеющуюся в банке.

- использовать доступную финансовую информацию для эффективного взаимодействия с клиентом.

Дополнительным преимуществом системы является автоматическое формирование различных отчетов, как например:

- отчет о продажах клиенту за период, который объединяет фактические продажи, прогнозы на основе воронки продаж и планы;

- отчет-анализ сотрудничества с клиентом — данные о доходах по всем продуктам клиента, а также структура активов и пассивов клиента, в том числе доля клиента в балансе банка;

- отчет, содержащий структуру платежей по плательщикам и
получателям, формируемый по данным АБС с динамикой к предыдущему
периоду и предыдущему году.

В тоже время, если говорить об эффективности данного инструмента, то расчет эффекта от внедрения CRM-системы – процесс весьма сложный и неопределенный. Затраты на внедрение CRM- системы включают: стоимость лицензий, стоимость внедрения, стоимость обучения. Затраты можно рассматривать как инвестиционные, которые в будущем окупаются за счет максимизации прибыли и минимизации издержек.

Помимо этого, были разработаны инновационные скоринговые модели
оценки клиентов. В настоящее время за рубежом насчитывается около 200
методов оценки кредитоспособности заемщика. С методологической точки
зрения подходы к оценке кредитоспособности заемщика разделяются на
классификационные    (рейтинговые,   прогнозные,   множественного

дискриминантного анализа, системы показателей и CART) и модели на основе комплексного анализа (правило «шести Си», CAMPARI, PARTS, оценочная

система показателей). Рейтинговая модель оценки используется наиболее часто.
Банк при анализе и оценке кредитоспособности заемщика должен провести
исследование, анализ и оценку потенциального заемщика по следующим
направлениям: стабильность финансовых потоков, степень достаточности
собственных оборотных средств, влияние операционного и финансового
рычагов и др. Обращая внимание на такое разнообразие подходов к оценке
кредитоспособности клиентов, можно считать, что скоринговые модели
развиты достаточно хорошо, однако анализ процедур оценки

кредитоспособности заемщика до сих пор отсутствует, и на данный момент активно идет его разработка. Анализ процедур позволяет повысить экономическую эффективность управления инновационными проектам, направленными на совершенствование процедур оценки кредитоспособности заемщика, снизить кредитный риск банка. Анализ позволяет повысить эффективность расходов на оценку кредитоспособности клиентов.

Для оптимизации собственных бизнес-процессов были разработаны такие технологии управления как контроллинг и инновационный менеджмент. Банки приходят к тому, что сейчас необходимо внедрения централизованной системы с единой структурой управления, которая позволит сократить издержки и создавать единую линейку продуктов для всей филиальной сети. Инновации в этой области позволяют повысить эффективность управления деятельности кредитной организации как финансовых посредников, снизить операционные затраты и более эффективной управлять банковскими активами и пассивами.

Финансовый кризис заставил банки развивать системы управления рисками. Успешный риск-менеджмент является важным условием достижения ликвидности и платежеспособности любой кредитной организации. На данный момент большинство моделей риск-менеджмента было внедрено по западным образцам и преобразовано под условия российской экономики. Примером таких моделей являются VaR (Value at Risk), RAROC (Risk-Adjusted Return on Capital) и другие.

Важным направлением развития инноваций в России является
усовершенствование    информационной    безопасности.     Широкое

распространение приобрело облачное хранение, резервное копирование данных и приобретение виртуальных серверов хранения информации. Внешним угрозам корпоративной информационной безопасности противостоят новые методы предотвращения утечки данных – Data Leak Prevention. Еще одним объектом для виртуальных угроз является набирающий популярность мобильный банкинг. Многие специалисты считают, что большее внимание нужно уделять защите систем ДБО, а не МБ, хотя они достаточно взаимосвязаны. Многие уязвимости, которые были обнаружены в системе мобильного банкинга можно использовать и для атак на системы ДБО. Эксперты выделяют следующие проблемы безопасности МБ, на которые следует обратить особое внимание:

Организационные ошибки. При внедрении различных приложений мобильного банка заказчики игнорируют пункты, связанные с безопасностью. Но как известно, механизмы безопасности нужно закладывать сразу в архитектуру и думать на всех стадиях разработки.

Проблема избыточности приложений. Очень часто приложения для мобильного банкинга снабжаются избыточными функциями, которые позволяют связывать их с социальными сетями для создания более привлекательного продукта для клиента. Это делает приложение более уязвимым к ошибкам и атакам злоумышленников.

Проблема хранения данных. Эта проблема – одна из самых важных, так как мобильные устройства можно потерять или временно упустить из виду.

Проблема распространения приложений. Для операционных систем, в особенности Android существует множество магазинов для скачивания приложений. Так в одном магазине могут содержаться легитимные приложения, а в другом – модифицированная вредоносная версия.

Проблемы защиты канала передачи данных. Пользователи могут подключать свое устройство к поддельным WiFi-точкам доступа или использовать зараженное сетевое оборудование.

Помимо этого, на данный момент является существенным

усовершенствование регулирования банковской деятельности. Российское законодательство в этом плане значительно отстает от западного. Появление новых инновационных банковских продуктов развивает и законодательную базу, регламентирующую эти разработки.





































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: