Постепенно снимем принятые ограничения:
1. Предприятие выпускает один вид продукции ;
2. Цена производства будет оставаться постоянной при любых объемах продаж: ;
3. Переменные затраты являются пропорциональными, т.е. .
1.
Пусть . В этом случае точки равновесия и области прибыльности и убыточности определяются на основе графиков.
-область убыточности;
- область прибыльности.
В данном случае предприятие имеет несколько точек безубыточности, а следовательно несколько областей прибыли и убытков. Для точного определения данных областей необходимо строить график затрат и выручки на всю производственную мощность предприятия.
2.
В этих условиях точки равновесия можно определит в натуральных единицах, если доля продаж каждого вида продукции в общем объеме продаж относительно постоянна ()
Для определения точек безубыточности необходимо просуммировать продаж разнородной продукции в натуральных единицах и определить точку равновесия, которая будет определять средневзвешенное количество разнородной продукции следующим образом:
|
|
Если доля продаж каждого изделия в общем объеме непостоянна (), то точку равновесия можно определить только в стоимостном выражении (в качестве выручки от реализации продукции).
Выручка соответствующая точке безубыточности называется пороговой выручкой предприятия ( ).
Она определяется, исходя из формулы расчета доли покрытия:
Так как в точке равновесия , выручка принимает значение пороговой.
.
3.
В этих условиях определить точку равновесия невозможно. Для решения данной задачи необходимо либо задать структуру выпускаемой продукции с определенной вероятностью, либо условно распределить постоянные расходы по изделиям.
Рентабельность
Рентабельность – это относительный показатель прибыли и в зависимости от того прибыльность какого направления оценивается. Рентабельность подразделяется:
Рентабельность
1. капитала – прибыль, получаемую с рубля вложенного капитала | 2. оборота (выручки) – прибыль, полученная с рубля выручки предприятия | 3. затрат – прибыль, полученная с рубля текущих затрат |
1.1. Совокупного капитала ; 1.2. Собственного капитала ; 1.3. Среднегодового капитала где - среднегодовая стоимость основных производственных фондов; - среднегодовой размер оборотных средств. , где - полная первоначальная стоимость ОПФ; - срок службы ОПФ, [год]. - размер оборотных средств на первое число t-го периода. | 2.1.Общей выручки 2.2.Чистой выручки 2.3.Доля покрытия | 1.1. Полная себестоимость 1.2. Переменные затраты (ставка покрытия) |
Структура показателя – рентабельность капитала ()
|
|
Целью деятельности любого предприятия является получение максимальной прибыли с вложенного капитала, т.е.
Показатель является основным оценочным показателем на этапе текущего управления и именно этот показатель должен постоянно контролироваться.
Для организации системы контроля за достижением планового уровня преобразуем данный показатель, домножив числитель и знаменатель на размер выручки.
- рентабельность оборота (выручки), %;
- скорость оборота капитала (показатель оборачиваемости капитала), [раз/t].
Рентабельность оборота – показатель рыночной власти предприятия и отражает взаимоотношения предприятия с другими лицами (покупателями, конкурентами и т.д.).
Скорость оборота капитала – отражает в основном, эффективность организации производственного процесса, т.е. на сколько эффективно используются основные и оборотные средства предприятия.
Таким образом рентабельность капитала – это интегральный показатель успеха фирмы на рынке и эффективности использования заработанных средств.
Взаимосвязь между рентабельностью капитала, рентабельностью оборота и оборачиваемостью капитала обычно иллюстрируется с использованием схемы Du Pont.
См. рис. 2.1.
Вывод:
1. Для достижения желаемого уровня рентабельности капитала недостаточно контролировать цены, объемы продаж и затраты, необходимо постоянно контролировать размер инвестированных средств (размер капитала).
2. Для управления и контроля за показателем рентабельность капитала необходимо постоянно отслеживать формирование следующих показателей:
· объем продаж;
· цены;
· постоянные затраты предприятия;
· переменные затраты по видам продукции (на единицу оборота);
оптимальную балансовую структуру основных и оборотных средств предприятия, а так же эффективность их использования.
Рис. 2.1. Схема Du Pont