на фоне достижений Средневековья
Достижения, достоинства средневековой культуры | Утраты культуры Нового времени |
Целостность, системность миропонимания. Представление о единстве мира (пусть даже и персонифицированное в мистической фигуре бога). | Мозаичность картины мира, отбрасывание идеи его целостности. Отбрасывая мистическую форму картины мира, Новое время уничтожают и реалистическое ее содержание. |
Объективность миропонимания, объективный идеализм, средневеко-вый реализм как признание наличия в мире единой его основы. | Субъективный идеализм. Господство номинализма как непризнания единства мира и первичности этого мира по отношению к отдельным вещам. |
Недоверие органам чувств, требование не останавливаться на эмпирии как видимости, требование поиска сущностей (которые в боге). | Доверие органам чувств, вещи таковы, какими мы их видим, позитивистский эмпиризм, нежелание проникать в сущности. Из-за мистификации сущностей отрицается значение самих сущностей. |
Средневековье критиковало античный рассудок, требуя восхождения от него к «божественному» разуму – логике мира. | Из-за мистифицированности разума Новое время вообще отрицает разум, и потому, по сути, возвращается к рассудочной логике софистов. |
В сфере отношений человека и общества христианство требовало единства, соборности, доверия, взаимной любви. | Новое время взрывает социальное единство. Только плюрализм и индивидуализм, только конкуренция и война всех против всех. |
Долговая этика, нравственная вертикаль, предстояние перед Абсолютом. Стыд, совесть, честь, долг, служение. | Никаких абсолютов, предельный (в исторической перспективе) инди-видуализм и релятивизм в морали, утилитаристская (потребительская) этика. |
Духовные ценности, духовность человеческого бытия, доводимая до ее абсолютизации. | Абсолютизация материальности, доводимая до бездуховности. |
Тема 2. 4. Немецкий классический идеализм
|
|