Во Франции идеи английского рационализма и одновременно субъективизма продолжал Рене Декарт (1596 – 1650). Он выдвинул субъективно-идеалистическое обоснование человеческих знаний. Сознание («мышление») – независимая от материи («протяженности») субстанция, которая изначально присутствует и в человеке. Знания возникают не из опыта, а как результат разворачивания врожденных идей, и движутся они дедуктивно, от общего к частному. Исходные общие знания (аксиомы, самоочевидные истины: целое больше части, всему имеется причина и т. п.) несомненны, абсолютно истинны, «аподиктичны». Они истинны для нас, и здесь Декарт вводит свой знаменитый «принцип сомнения»: сомневаться можно в чем угодно, даже в бытии бога, только не в факте своего собственного существования и своих врожденных идей. Отсюда его крылатая фраза: «Я мыслю, следовательно, существую», то есть существую как совокупность собственных врожденных идей. И дальше речь у него идет о процесс дедукции новых знаний из этих несомненных и абсолютных истин. Этот процесс подчиняется, по Декарту, некоторым общим правилам:
1. Начинать следует от простого и очевидного.
2. Необходимо делить каждую сложную проблему на более простые.
3. Путем дедукции получать все более сложные высказывания.
4. Не упускать ни одного звена в цепи умозаключений.
В онтологии (учении о бытии) Декарт придерживался позиции дуализма: мир состоит из двух независимых субстанций: «протяженной» (материя) и «духовной» (сознание). Гармонию во взаимодействие этих субстанций вносит бог. Как естествоиспытатель Декарт изучал физиологию животных, здесь он ввел понятие рефлекса. В целом его понимание живой материи было механистичным: животные, считал он, – это лишь сложные автоматы. В нашем городе имеется, может быть, единственный в России, памятник Рене Декарту – в Колтушах, на территории Института физиологии высшей нервной деятельности имени И. П. Павлова.
Б. Спиноза (1632–1677) – преодолевал дуализм Декарта в своем учении о единстве субстанции. Протяженность и мышление он считал не отдельными субстанциями, а лишь атрибутами (неотъемлемыми свойствами) единой субстанции, которой он считал всю природу, которую он понимал пантеистически, то есть он наделял мир свойствами бога. Мир у него был активным самотворящим субъектом – таким же, как христианский бог. Тем самым мир становился тождественным этому богу. Как в христианстве бог несотворим, так и Природа Спинозы является «причиной самой себя» («Natura – causa sui»). Здесь Спиноза сознательно применил диалектическую логику: каждый предмет природы, взятый отдельно, имеет внешнюю причину, но те же предметы, взятые как целое, как система внешней причины не имеют. Это парадоксально для механической формальной логики, но это более точно отражает природу и потому это научно. Эта позиция стоила Спинозе жизни: он был обвинен в атеизме и изгнан из иудаистской общины. В результате он умер в нищете от туберкулёза.
Лейбниц (1646–1716) провозгласил новый вариант субъективистски понятого рационализма: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума». Это было направлено против сенсуализма Локка. Лейбниц создал новую теорию мира – монадологию. Это некая плюралистическая (множественная) концепция бытия. Монада – бестелесная простая субстанция, своеобразный духовный атом бытия. Монады независимы друг от друга и непроницаемы для взаимодействия. Связь между ними определяется богом посредством так называемой «предустановленной гармонии» – закона связи монад как материальных и одновременно духовных явлений. Монадология – своеобразный философский отклик на социальный запрос возникающей буржуазии – запрос на обоснование буржуазного индивидуализма и социального плюрализма: монады (люди, государства, миры) существуют каждая в самой себе, не имеют «ни окон, ни дверей», и это абсолютно и вечно, это задано свыше, божественной «предустановленной гармонией». Поэтому-то «наш мир лучший из всех возможных миров». Отсюда вытекает и оправдание бытия бога, оправдание бога от упреков в наличии зла на земле – теодицея. Капитализм запрограммирован и предпослан миру самим Господом Богом.
В. Философия эпохи Просвещения
В XVIII веке во Франции наблюдался кризис феодального абсолютизма и подъем социальной активности «третьего сословия» (торговцы, промышленники и рабочие). Критике подвергались главные опоры феодализма – религия и католическая церковь. Известно высказывание Вольтера (1694 – 1778) о церкви и религии: «Раздавите гадину!». Однако, эта позиция была у него непоследовательной: он же заявлял: «Если бы Бога не было, его следовало бы придумать». Более последовательно за полное упразднение религии выступали материалисты Гольбах, Ламетри, Дидро. Материализм этой эпохи был механистическим: яркий пример – книга Ламетри «Человек – машина». Человека в трактовке Ламетри – механическое существо, продукт социальных условий и обстоятельств. Свобода воли, случайность отрицаются, всё в мире происходит по необходимости. Ламетри признавал общественный прогресс, который достигается благодаря распространению в народе просвещения.
Ж.-Ж. Руссо (1712 – 1778) принимал и развивал концепцию общественного договора Дж. Гоббса: народ своей волей создает государство и вправе его менять. Эти идеи были практическим лозунгами Великой Французской революции (1789–1793).
Французское Просвещение использовало печатную трибуну, которой стало издание всемирно известной «Французской энциклопедии», издателем и редактором которой был Дени Дидро (1751 – 1780). Всего было издано 34 красочно оформленных тома, в каждом из которых были десятки статей написанных самим Дидро. В нашем городе в Российской Национальной библиотеке хранится комплект Энциклопедии, приобретенный Екатериной Второй.
Г. Достижения и недостатки философии и культуры
Нового времени
В целом культура Нового Времени (и философия, ее отражавшая) – это борьба с недостатками эпохи Средневековья и утверждение новых ценностей. Однако, как это часто бывает в полемике, стороны стремятся занять крайние позиции и в результате не видят достоинств противоположной стороны. В этом смысле Новое Время в число недостатков Средневековья включило многие несомненные его достижения, в результате чего оно оказывалось в культурном отношении зачастую ниже своего оппонента.






