А. Дилемма рационализма и сенсуализма.
Английский эмпиризм
Для этой эпохи характерно бурное развитие капитализма. Раньше других стран он нарастал в Голландии и Британии, этому способствовало их географическое положение и развитие судостроения и мореходства. С развитием техники нарастала потребность в знаниях («Знание – сила» Фр. Бэкон, 1561–1626). Философия этой эпохи в основном нацелена на разработку принципов научного познания.
Фр. Бэкон утверждал, что познание движется индуктивно, от частного и единичного к общему и целому. Эмпирическое (опытное) познание первично по отношению к логическому, рациональному. Такой эмпиризм проистекал из общей материалистической философии Бэкона. В работе «Новый органон» он дал критику препятствий («идолов») познания: это вера в авторитет церковных текстов, предрассудки общественного мнения и др. Будучи представителем ранней буржуазии, Бэкон предостерегал свой класс от пороков капитализма. В своей утопии «Новая Атлантида» он представил, что руководить обществом должно сообщество ученых – некий «Дом Соломона» (своеобразное предвосхищение будущих Академий Наук).
|
|
Томас Гоббс (1578 – 1679) также разрабатывал идеи материализма и сенсуализма. Все наши понятия базируются на ощущениях и являются, по сути, знаками этих ощущений. Гоббс знаменит еще и своей «теорией общественного договора» (работа «Левиафан»). Он заявил, что власть в обществе возникает не по воле бога или церкви, а создается самими гражданами посредством договора между ними. Без этого в обществе будет господствовать только первоначальное состояние «войны всех против всех». Известен Гоббс и своей развитой системой атеизма (работы «О теле», «О человеке», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» и др.).
Продолжателем материалистического сенсуализма Бэкона был Дж. Локк (1632–1704). Сознание само по себе, заявлял Локк – это «чистая доска», на которой опыт записывает информацию. В результате: «Нет никаких врожденных идей в сознании» и: «Нет ничего в разуме, чего предварительно не было в ощущениях». В социальных воззрениях Локк был одним их первых авторов идеологии либерализма – не ограниченной государством и обществом свободы человека как частного собственника.
Вопреки материалистам Джордж Беркли (1685–1753) был сторонником идеалистического сенсуализма и субъективного идеализма: наши ощущения являются не посредниками в процессе познания природы, а предметом познания. Мы видим не природу – а наши ощущения. Крылатая фраза Беркли: «Существовать – значит быть воспринимаемым»: так называемый внешний мир – это не что иное, как комбинация наших ощущений. Целью философии Беркли считал защиту религии философскими аргументами. Будучи священником, Беркли был яростным противником атеизма и материализма, категории «материя» и оптимизма в теории познания. Эти идеи он высказывал в трактате: «Защита христианской религии против так называемых свободных мыслителей».
|
|
Другой идеалистический сенсуалист Д. Юм (1711–1776) несколько сглаживал крайнюю позицию Беркли, но в целом оставался в русле субъективного идеализма. Действительность, реальный мир – это не что иное, как «поток впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы. Мы можем говорить только о том, что имеем в индивидуальном опыте, далекие же причины мира или исторических событий принципиально непознаваемы. Это не что иное, как позитивистский эмпиризм, возведенный впоследствии О. Контом в основной принцип его «новой», позитивистской философии. Основные идеи философии Юма присутствуют во всех построениях современного позитивизма.
Если материалисты Бэкон, Гоббс и Локк выражали интересы растущей и передовой промышленной буржуазии, то позиция субъективных идеалистов была реакцией уходяших слоев общества на передовые идеи первых.
Б. Рационалистические системы: