Г. Религиозно-экзистенциальная философия

Н. А. Бердяева (1874 – 1948)

Н. А. Бердяев – выходец из интеллигентной семьи в Киеве. В студенческие годы был сторонником легального марксизма, участвовал в социалистическом студенческом движении. Был арестован и сослан в Вологду, но вскоре по хлопотам влиятельных родственников освобожден от наказания. По возвращении из ссылки увлекся кантианством и христианством, участвовал в деятельности религиозно-философского общества имени В. Соловьева. В 1922 году был выслан из СССР (на известном «Философском пароходе»). Поселился в Париже, где и умер.

Сам себя Н. А. Бердяев называл «религиозным персоналистом», вкладывая в эти слова идеи богоравности человека, что проявляется в абсолютной (как у бога) свободе его творчества и самостроительства. Свобода – это религия человека, религиозность человека – это его освобожденность от мира для самостроительства и самовыражения. В своем творчестве человек абсолютно свободен, божественен. Свобода порождает личность человека: личность – это свобода, освобожденнность от мира для самого себя. Свобода – это личность как самостояние и самодостаточность человека. Отсюда основные работы Бердяева: «Философия свободы» и «Смысл творчества». Из такого «религиозного персонализма» вытекает идея и духовная практика «богостроительства». Мир давит человека, и он стремится выйти из него. «Мир есть зло, из него надо уйти», и уходить надо в сотворчество с богом, в «синергию» - сотрудничество бога и человека. Человек, уравнявшись с богом, должен стать новой основой человечества, это и есть строительство нового человека и нового бога. Идеи, напоминающие ницшеанство. По поводу подобного «богоискательства» интеллигенции великий пролетарский поэт писал:

 

         

Зверела реакция. Интеллигентчики

     Ушли от всего и всё изгадили.

     Заперлись дома, достали свечки,

     Ладан курят богоискатели»

 

Человек, по Бердяеву, должен быть абсолютно свободен от какой бы то ни было социальной зависимости и всегда к этой свободе стремился. Поэтому-де в истории часто возникали социалистические идеи и попытки организовать социализм как полную свободу свободных персон. Это, по представлению Бердяева, идеи и действия Радищева, Новикова, Герцена. Это реализация духа соборности и артельности самого русского народа. Но идеи и практика большевиков-коммунистов – это полное противоречие нормальным социалистическим устремлениям народа. Поэтому всякий реальный социализм – это  абсолютное зло. Революция в обществе нужна, но не силовая, как у большевиков, а «революция духа», «экзистенциальная революция». Русский социализм действительно коренится в духе русского народа, «русская душа – не буржуазная душа», писал Бердяев. Но одновременно она и не большевистски-коммунистическая, она, скорее религиозно-феодальная. Вся эта мировоззренческая, логическая и идейно политическая путаница в позициях Бердяева живо отражает ту идейную мешанину, которая была характерна для буржуазной интеллигенции пресловутого «серебряного века» русской культуры – эпохи начала ХХ века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: