Сравнительный анализ культуры эпох Просвещения и постмодерна

Ценности традиционной (классической) культуры Предложения и практика постмодернизма
Ценности целого, системы, общего, социального единства «Деконструкция» любых целостностей как подчиняющих себе человека: государства, семьи, национальности и т. д.
Прогресс Отрицание прогресса, хаос как ценность
Логика, единство и общепризнанность истины. Доказательность в рассуждениях Интерпретация, плюрализм мыслей и истин. «Нарратив», описательность
Труд, концентрация энергии, созидание, серьезное отношение к жизни, к искусству Игра, пародийность, ирония, ремейки, «дописывание» классиков, потребительство в искусстве
Философия как рациональная основа мировоззрения Философия – игры «концептами», дискуссии «дискурсов»
Познание – это отражение мира, добыча научных фактов Непривязанность познания к миру, вынесение мира «за скобки», создание субъективных «интенциональных миров»
Образный характер отражения, знания соответствуют действительности Знаковый, иероглифический характер знаний, конструктивизм в теории познания
Авторство субъекта познания     Изгнание субъекта из процесса познания: «Не мы говорим словами, а слова говорят нами»
Духовность, воспитательная роль искусства Принципиальное потребительство и, прежде всего, в искусстве

 

   

Тема 2. 7. Русская философия XIX – XX веков

А. Основные типы и характерные черты

Отечественной философии.

Мировоззренческие размышления и тексты наблюдаются в нашей культуре с самых первоначальных ее этапов. Известны, но чрезвычайно мало изучены древнеславянские ведические тексты и их идеи. Они были записаны докириллическими системами знаков (руны, «черты и резы», глаголица), которые интенсивно уничтожались пришедшим к нам христианством и его новой письменностью, созданной Кириллом и Мефодием. Несомненно, что это уничтожение было нарочитым и злостным: христианство намеревалось представить себя (и до сих пор представляет себя) как единственный исток и начало славянско-русской культуры.

В дальнейшем, в эпоху христианства, в русской культуре осмыслялись вопросы смысла истории и человеческой жизни в рамках христианской экзегетики – видения этих проблем сквозь призму библейских и евангельских текстов. Наиболее ранним памятником такой литературы является «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (ХI век).  В нем осмысляется проблема места Руси, во всемирно-историческом процессе. Русская культура представляется как самая близкая к христианству, поскольку она приняла новую религию будто бы не по насилию, а по велению собственного сердца. «Философия как служанка богословия» здесь проявляется во всём своём бесстыдстве.

Осмыслением исторического и цивилизационного места России являются идеи псковского монаха Филофея (XV век), представившего Россию,  Москву в качестве «Третьего Рима».

Началом собственно философской проблематики в нашей культуре следует считать идеи М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева и Григория Сковороды (XVIII – начало XIX века). Эти мыслители самостоятельно выходили на идеи материализма, пантеизма и антропоцентризма, характерные для европейского Возрождения. Они не вписывались в господствующую в обществе христианско-монархическую идеологию и подвергались постоянным гонениям (Ломоносов) и достаточно жестким репрессиям (Радищев, Сковорода). В XIX веке русская интеллигенция активно осваивает современную западную философию. В Московском университете создается философский кружок «Любомудров»; многие, в т. ч. В. Г. Белинский, специально посещают лекции Гегеля в Берлине. Осмысляются отношения между западной и русской цивилизациями, о западном либо собственном русском путях развития страны. Появляются так называемые «западники» – П. Я. Чаадаев, позже – В. Г. Белинский, А. И. Герцен и другие – с одной стороны и славянофилы: А. С. Хомяков, Н. Я Данилевский, братья Киреевские и другие – с другой. Несомненный расцвет профессиональной русской философии приходится на конец XIX – начало XX веков. Философия включается в осмысление всего спектра мировоззренческих настроений общества, участвует в формировании умонастроений и подготовке практических социальных преобразований в стране.

 

Русская общественно-политическая мысль ХIХ века

И ее отражение в философии

Социальный слой Идеология Философия
    Феодально-клерикальные круги (царская семья, помещики, духовенство) Официальная «охрани-тельная идеология: «Православие, самодер-жавие, народность». Славянофильство. Шеллингианство, иррационализм, интуи- тивизм. Русская рели-гиозная философия (В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, и др.)
               Революционная буржуазия                            Либеральная буржуазия Идеология револю-ционных демократов (декабристы, петрашев-цы, Белинский, Черны-шевский, Герцен и др).   Свобода частной собственности, плюрализм, демократия собственников, конкуренция     Антропологический материализм Чернышев-ского, приближение А.И. Герцена к диалектич. материализму.    Субъективный идеализм махизма, феноменология, неокантианство, позитивизм
Крестьянство Анархизм и народни-чество, крестьянский социализм. (Бакунин, Лавров, Ткачев, отчасти Чернышевский и Герцен) Субъективная социо-логия, теория выдаю-щихся личностей, антропологический материализм Черны-шевского.
                    Революционный рабочий класс   Зараженный  мелкобуржуазностью рабочий класс                        Идеи классовой борьбы и пролетарской революции, диктатуры пролетариата, социализма и коммуни-зма. Атеизм, научное мировоззрение.     Реформизм, парламентаризм, социал-демократия, социальный мир, толерантность и т. п. Исторический и диалектический материализм. Плеханов, Ленин.     Заигрывание с субъек-тивной философией, махизм А. Богданова, непоследовательности  Г. В. Плеханова

Б. Славянофильство и западничество.

Спор окончен?

Древняя Русь опережала Европу в своем социальном и культурном развитии. Наше отставание от Запада в основном произошло в результате татаро-монгольского нашествия XIII – XV веков. Догоняющая модернизация началась при царе Алексее Михайловиче и была интенсивно продолжена реформами Петра I. Достижения Ренессанса и Нового Времени (кораблестроение, металлургия, система гражданского и военного образования, научное мышление и научное познание, симфоническая музыка, светская станковая живопись, театр, газетное дело и многое другое) хлынули в нашу страну. XIX век продолжал заимствовать западные ценности. И даже в веке двадцатом Н. С. Хрущев ставил задачу «Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения».

Но параллельно с этой тенденций шла и другая: всесторонняя экспансия Запада в нашу страну, стремление подчинить ее экономически, политически и культурно. Эта тенденция сегодня господствует, и отношение к ней культурной общественности, конечно же, резко поляризовано. Современные «западники» это господствующий сегодня олигархический капитал  и обслуживающая его либеральная идеология, навязываемая обществу средствами массовой информации. Эти круги заинтересованы не столько в развитии производства, сколько в вывозе капитала за рубеж. Это так называемая компрадорская (торговая, торгующая страной) буржуазия. Их идеологи называют себя «западниками». Им противостоит широкий слой национально ориентированных собственников, государственных служащих, интеллигенции, трудящихся, отстаивающих общенациональные интересы и требующих суверенного развития страны. Последние и есть современные «славянофилы». Позиция компрадорства устремлена к крайности космополитизма, к бесконечному раздроблению страны на карликовые государства. Вторые в своей крайности устремлены к национализму, национальной замкнутости и изоляции от мира, хотя результатом этого может быть только застой и тупик. «Западники» сегодня, скорее, побеждают, «славянофилы» находятся в обороне, и борьба этих тенденций становится всё более  драматичной. Особой остроты противостояние этих тенденций достигало в нашей стране летом 1917 года, когда буржуазная революция выпустила на свободу джина западничества, и тогдашние неожиданно появившиеся олигархи мгновенно подвели страну к границе полного уничтожения как геополитической единицы. В. И. Ленин тогда заявил, что единственный путь к спасению Родины – это установление власти трудящихся (см. его работу «Грозящая катастрофа и как с ней бороться»). И он сумел организовать такую власть. В результате  страна была сохранена на 80 лет. Сегодня история один к одному повторяет ситуацию лета 1917 года, но нет сегодня такого вождя и перспектив установления системно-патриотически ориентированной власти. Хотя, есть В. В. Путин...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: