Е. Марксистская философия в России и в СССР

Первым пропагандистом и теоретиком марксизма в России был Г. В. Плеханов (1856 – 1918). Сначала он поддерживал народническое движение, «ходил в народ», руководил группой «Черный передел». В 1880 году после антимонархической демонстрации на площади у Казанского Собора вынужден был эмигрировать из России, и вернулся только в  феврале 1917 года. (В 1880 г. он буквально бежал от полиции, разгонявшей митинг, на Варшавский вокзал и сразу сел на поезд. На левом крыле колоннады воронихинского собора в советское время была установлена памятная табличка с описанием этого события. В 1993 году эту табличку сняли, но еще долгое время можно было увидеть темное пятно от нее на штукатурке стены). С 1882-83 гг Плеханов переходит на позиции марксизма и становится виднейшим теоретиком этого учения. Его разработки в области истории коммунистического движения, марксистской политологии, диалектико-материалистического понимания эстетики, марксистской теории личности сохраняют научную значимость до наших дней. В 900-е годы Плеханов отошел от идей революционного марксизма и возглавил меньшевистское крыло РСДРП. В таком качестве прибыл в Россию после Февральской революции. Его квартиру в Петрограде после Октябрьской революции охраняли революционные матросы, которые уже и не знали имени прежде столь знаменитого их предтечи.

В. И. Ленин (1870 – 1924), как и Плеханов – выходец из культурной дворянской семьи, но в силу образования и семейного воспитания уже к 17-летнему возрасту осознанно принял марксистское мировоззрение. Получив юридическое образование и недолго поработав в качестве адвоката, Ленин перешел на образ жизни профессионального революционера и марксистского публициста. Как философ и социолог Ленин проявил себя в ранних работах, посвященных критике народничества и философских основ этого движения – антропологического материализма и субъективной социологии, политологических концепций крестьянского социализма и отрицания факта перехода России к капитализму, исторической неизбежности и прогрессивности этого факта. С 1903 по 1917 год Ленин жил в эмиграции. Здесь написана крупная философская работа «Материализм и эмпириокритицизм» (1909), в которой Ленин отстаивал материалистическую теорию познания и выступал против ее извращений махизмом (эмпириокритицизмом) – этой современной по тем временам формой позитивизма. В 1912-14 годах Ленин специально изучал гегелевскую и марксистскую диалектику, результатом этой работы стали известные ленинские «Философские тетради». Благодаря этой высокой школе Лени стал, безусловно, самым выдающимся философом-диалектиком ХХ века, виртуозно применявшим и в своих сочинениях, и, более того, в практике управления партией и обществом (в должности премьер-министра – «Председателя Совета народных комиссаров» Советской России). В период между двумя революциями 1917 года В. И. Ленин пишет труд «Госу­дарство и революция», в котором анализирует и развивает идеи Маркса по этим вопросам. Особое значение придавал Ленин диалектике как логике современной науки и построения нового общества. Ратовал за союз естествоиспытателей и философов – сторонников диалектического материализма (работа «О значении воинствующего материализма», 1922), показывал, что без диалектики и материализма современная наука не в состоянии двигаться вперед, и, поскольку она так движется, она достигает этого, только используя диалектический материализм (а вовсе не постпозитивизм, феноменологию и т. п.). Высказывал глубокое сожаление, что диалектическим мышлением не обладают «даже самые светлые головы нашей партии», а без этого дело строительства социализма «безнадежно».

В послереволюционный период в России складывается государственная марксистская философия – диалектический и истори­ческий материализм. Несмотря на историческую прогрессивность этого типа философствования, диалектический материализм в эту эпоху был излишне идеологизирован, «огосударствлен», догматизирован, что стало причиной отвержения научной и всей культурной общественностью самого аутентичного марксизма. Сложился вечный парадокс неприятия содержания нового учения из-за неадекватной, извращенной формы его подачи. Культурные, образованные люди отворачивались от марксизма (и его философии), отождествляя его с его догматизированной формой.

Этот парадокс стал преодолеваться только в послевоенное время, в 50 – 60 годах прошлого века. Преодолевая догматизм академиков от философии молодые подвижники истины (Э. В. Ильенков, М. Лифшиц,  Г. С. Батищев, В. Г. Вазюлин, Ж. М. Абдильдин, В. С. Арсеньев и др.) устремились к гегелевской диалектике и аутентичному марксизму. В совершенстве овладевали немецким языком для непосредственного, без официального перевода,  чтения классиков, создавали шедевры творческого осмысления сложнейших философских проблем. Наши философы выходили на самые передовые позиции в мировой философии, оттесняли на мировых философских конгрессах «новации» субъективно-идеалистического «мейнстрима» буржуазной философии. Перед нашей культурой открывались перспективы быть самой философски обоснованной и авторитетной в мире. История, однако, распорядилась иначе. В постсоветское время марксистская философия, естественно, утрачивает своё лидирующее положение, происходит интенсивная переориентация многих (если не большинства) философов на позиции субъективного идеализма в самых различных его формах: позитивизма, экзистенциализма, феноменологии, религиозной философии, герменевтики, неокантианства, философской антропологии, постструктурализма, постмодернизма и других подобных форм, являющихся в методологическом, чисто профессиональном отношении не более, чем задами философской культуры, перепевами «достижений» философии XVIII, XVII веков и даже более ранних времен. Тем не менее, марксистская философия в нашей стране жива, не умирает и не иссякает. Проводятся российские и международные научные конференции, например, так называемые «Ильенковские чтения» - в Москве, Киеве и других городах. Рукописи не горят, марксистская, диалектико-материалистическая философия, несомненно, является философией будущего посткапиталистического общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: