Б. Межцивилизационные отношения

В современном мире

Буржуазная социология в анализе форм и факторов исторического движения общества не использует категорию общественно-экономической формации и связанных с нею дочерних категорий (производительные силы и производственные отношения, формы собственности и их зависимость от уровня развития производительных сил, основной социологический закон и другие). Вместо них применяются категории цивилизация, отношения (конфликт) цивилизаций, цивилизационные войны и тому подобное. Впервые о цивилизациях как больших социокультурных и этнических образованиях и о их взаимоотношениях стал писать наш соотечественник Н. Я. Данилевский («Россия и Европа», 1865). Своеобразным вторым изданием этой трактовки общества была работа О. Шпенглера «Закат Европы» (1920). Как в этих первых, так и в многочисленных современных «цивилизационных» работах в основу общества кладутся субъективные, духовные факторы: мораль, религия, психология («менталитет») народов или региональных групп народов. Конфликты мирового масштаба рассматриваются не как социально-классовые, связанные с эксплуатацией развитыми странами как коллективными капиталистами стран «третьего мира», а как результаты религиозной нетерпимости, ксенофобии, которые следует преодолевать пропагандистскими, политтехнологическими усилиями. Ненаучность таких теорий, их практическая безрезультатность и потому социальная реакционность несомненны.

Г.   Глобальные проблемы современности

Глобальными (общепланетными) являются те проблемы, которые возникают в масштабах всей планеты и которые невозможно разрешить усилиями отдельных стран и даже групп стран. Традиционно к главным из них относят экологическую, демографическую (демографический рост), продовольственную и угрозу термоядерной войны. Эти проблемы имеют антропогенный, или социальный, характер. Глобальные проблемы возникают не случайно, а являются закономерным итогом длительного социального развития. В их основе – капиталистический частнособственнический  характер отношения к природе и отношений между странами и государствами. Преодоление этих проблем возможно только в рамках социалистического преобразования жизни людей на планете. Следовательно, важнейшей, базовой по отношению ко всем другим «глобальным проблемам» является проблема существования, сохранения на планете капиталистического уклада в экономике и вытекающих из него хищнического отношения к природе, насильственного отношения развитых «цивилизаций» к «отстающим», демографическая проблема, проблема голода, природных ресурсов и т. п.

РАЗДЕЛ 7. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ

Тема 7. 1. Философская антропология

А. Человек в мире культуры

Культура – это всё, что сделано людьми и отличает их от мира животных, все материальные и духовные ценности, накопленные человечеством, совокупность продуктов реализации человеческой сущности. Но любой продукт человеческой деятельности одновременно является программой пользования им, поэтому культуру можно обозначить как совокупность социальных программ человеческого поведения, совокупность норм, правил, форм человеческой деятельности.

Историки, археологи говорят о культурах как больших исторических эпохах: трипольская культура, культура древних славян… Они же говорят также о материальной и духовной культуре прошлого, и тогда эти культуры разделяются на материальные артефакты раскопок и формы поведения и общения, язык, мышление людей данных эпох. 

 Культурологи говорят о духовной культуре как самосознании той или иной цивилизации (и тогда цивилизация – это то же, что «культура» в историческом смысле).

Культура выступает как мощная информационная система, обеспечивающая обратную связь между обществом и природной средой. В этом отношении функциями культуры являются поддержание статики общества, воспроизводство традиций и адаптация к новым условиям, благодаря творческим инновациям. Последнее придает обществу динамизм и историческое развитие.

Социологи различают в общей массе общественных программ культуру официальную и неофициальную, элитарную (элитную) и массовую, общепризнанную и андеграундную, культуру и контркультуру. В обществе, разделенном на имущественные классы, культура всегда разделена на культуры «верхов» и «низов», которые противоположны по своим ценностям и векторам развития, но первая всегда господствует, поскольку «господствующими мыслями всегда являются мысли господствующего класса». С изменением общественно-экономических формаций (в результате социальных революций) меняется и тип господствующей культуры – феодальная культура сменяется буржуазной, буржуазная – социалистической. Но даже и в классовом обществе можно говорить об общенациональных  культурных явлениях и процессах: культурах отдельных национальных, этнических групп и больших обобщающих этносов.

Культуры различных народов, регионов, этносов взаимопроникают друг в друга, сливаются, поглощают одни других, этот процесс неумолим. В этой эволюции, однако, следует замечать общечеловеческий исторический прогресс, хотя достаточно распространено и представление об отсутствии прогресса культуры в истории человечества (позиции Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера и др.). В перспективе история несомненно приведет человечество к единой культуре, «когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся» (А. С. Пушкин).

 

Б. Личность как центральная категория


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow