Диалектический материализм
| Позитивизм | Диалектический материализм | |
| Сущность, место в природе, предназначение общества | Этот вопрос или не ставится или на него дается эмпиристский и биологизаторский ответ: сущность (предназначение) общества в выживании, покорении природы и распространении по планете. | Общество — обособившаяся часть природы, имеющая своим предназначением самосовершен-ствование посредством совершенствования природы. |
| Познание общества | Позитивистский эмпиризм, абсолютизация налично данного, непосредственно воспринимаемого. Рассмотрение общества только в его здесь-и-сейчас бытии. Никакой метафизики общественного бытия, т. е. сверхэмирических, умопостигаемых процессов. | Общество, кроме своего эмпирчески воспринимаемого бытия, имеет еще и особую мета-физику: космическое предназна-чение совершенствовать природу. Поэтому его изучение должно быть не только эмпирическим, но ещё и сущностным и системно-истори-ческим, т. е. философским. |
| Базовые компоненты общества, «начала», с которых должно начинаться его изучение | Эмпирически воспринимаемые люди, человеческие индивиды и их непосредственные связи. Люди и их связи представляются первичными в обществе, любые социальные структуры — вторичны, производны от индивидуальной человеческой активности. | Изучение общества должно начинаться «сверху», от его целостной системы: она — исходный момент его бытия и исходный пункт его познания. Без предварительного знания целого невозможно понять элементы этого целого. |
| Общее определение общества | Общество — это совокупность людей, проживающих на определенной территории, имеющих общий язык, культуру, границы, экономику и т. д. Т. е. определение чисто эмпирическое, описательное, через перечисление признаков. | Общество – обособившаяся часть природы, развивающаяся по собственным внутренним закономерностям и имеющая своим предназначением собственное развитие в качестве средства совершенствования природы. |
| Отношения людей в обществе | Индивидуализм, индивидуальное выживание, конкуренция, «гражданское общество», социальное расслоение, государственное управление... | Коллективизм, гуманизм, общеисторическая тенденция ко все большему обобществлению и одновременно личностной свободе человека |
| История, исторический процесс | Отсутствие прогресса, либо наличие «стадий роста» без качественных скачков. Локальные, не связанные друг с другом цивилизации. Отсутствие развития, наличие только «социальных изменений». Исторический процесс – это лишь хаос синергетических «социальных бифуркаций» | Исторические ступени качественных преобразований, последовательная смена общественно-исторических формаций, историческая закономерность и исторический прогресс |
| Структура общества | «Квадрат Т. Парсонса» | Общественно-экономические формации |
| Социальный заказчик | Господствующий буржуазный класс, заинтересованный в эмпирических, прагматически- полезных знаниях о наличном состоянии общества и в недопущения социального прогресса. | Социальный слой общества, заинтересованный в сущностном знании об обществе, дающем возможность его совершенство-вания (прогрессивного развития). |
| Понимание личности | Личность – это только индивидуальность, понятая как проявление и свободное развитие человеком своей онтологически понятой «самости». То есть личность человека формируется не в обществе, а лишь развивается самим человеком из недр изначально заложенной в нем его собственной индивидуальности. | Личность человека – это обусловленное требованиями общества преодоление им собственной индивидуальности (индивидуализма), универсали-зация сознания и деятельности, отождествление индивидуальных и общественных интересов и ценностей. |
Позитивистское и диалектико-материалистическое
Понимание общества
| Позитивизм | Диалектический материализм |
| Позитивистский эмпиризм, признание видимого за достаточное для научного анализа. Субъективизм и субъективный идеализм. | Теоретическое проникновение в сущность предмета. Материализм и диалектика |
«Квадрат Парсонса»
Функции:
А – адаптация, выживание
Ц – целеполагание, идеология
И – интеграция (социальная
связь, целостность)
С – самосохранение
Структуры:
Э – экономика, предприятия
Ф - финансы
Ц – церковь
И – искусство
Пп – политические партии
С – семья
Ш – школа
Г – государство
Сс – силовые структуры
|
Общественно-экономическая
формация
Пс – производительные силы
Пр. отн. – производственные отношения (отношения по поводу собственности, экономические отношения)
Г – государство
Пп – политические партии
Ид. отн. – идеологические отношения (политические, правовые, моральные и др.)
|
| Общество, осуществляющее необходимые функции, внутренне динамично. В нем налицо социальные, экономические, идеологические и т. п. изменения. Функции, выполняемые определенными структурами, могут нарушаться дисфункциями. Тогда их начинают выполнять другие структуры: государство вмешивается в ослабленную экономику, разбалансированную школу или разрушающуюся семью заменяет церковь и т. д. Общество выглядит как крепкая сеть, сплетенная из туго натянутых нитей: прорывы в одних местах быстро локализу-ются и компенсируются работой других общественных структур. Все элементы структуры общества равно важны, ведущего звена здесь нет | В основе общественно-экономической формации лежит способ производства материальных благ: единство производительных сил (техника и люди, управляющие ею) и производственных отношений (порождаемые производительными силами формы собственности на средства производства). Эти последние являются базисом формации. Класс собственников создает средства защи-ты своей собственности – государство, политические партии, идеологию и идеологические отношения – это надстройка формации. Семья, этнические группы и их отношения, язык и др. – это так называемые вненадстроечные элементы формации. |
|
Историческая динамика общества | |
| Существование общества рассматривается только как функционирование, обеспечивающее его устойчивость. Социальные изменения лишь локальны и количественны. Качественных скачков нет, революций быть не может: это только «дисфункции», которые рано или поздно погашаются. Правда, можно выделить некоторые «стадии роста» общества (А. Ростоу): аграрное общество, индустриаль-ное, постиндустриальное. Но это не качественные скачки, а просто различия по количеству работников, занятых в той или иной сфере жизни общества. | Постоянно развивающиеся производи-тельны силы требуют смены форм собственности. Эта смена происходит скачкообразно как социальные революции, представляющие собой результат перехода количественных изменений в качественные. Собствен-ники средств производства защищают старые производственные отношения всеми средствами принадлежащей им надстройки. Но в обществе всегда находятся новые слои, заинтересован-ные в этой смене: они захватывают надстройку и вводят более передовые формы экономических отношений. Это и есть социальная революция – подъём общества на более высокую ступень исторического развития. Историческое движение общества представляется как скачкообразное и ступенеобразное. Таких ступеней диалектический материализм насчитывает пять: это первобтно-общинная, рабовладель-ческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации. |
|
Социальный заказчик | |
| Социальные слои (классы) и структуры, заинтересованные в консервации существующих отношений и в эффективном (со своей классовой точки зрения) управлении обществом. | Слои и классы, заинтересованные в социальном прогрессе, устремленном к его высшей форме – самоуправлению работников (трудящихся). |
Функции:
А – адаптация, выживание
Ц – целеполагание, идеология
И – интеграция (социальная
связь, целостность)
С – самосохранение
Структуры:
Э – экономика, предприятия
Ф - финансы
Ц – церковь
И – искусство
Пп – политические партии
С – семья
Ш – школа
Г – государство
Сс – силовые структуры
Пс – производительные силы
Пр. отн. – производственные отношения (отношения по поводу собственности, экономические отношения)
Г – государство
Пп – политические партии
Ид. отн. – идеологические отношения (политические, правовые, моральные и др.)






