Две концепции общества: позитивизм и

Диалектический материализм

 

  Позитивизм Диалектический материализм
Сущность, место в природе, предназначение общества Этот вопрос или не ставится или  на него дается эмпиристский и биологизаторский ответ: сущность (предназначение) общества в выживании, покорении природы и распространении по планете. Общество — обособившаяся часть природы,  имеющая своим предназначением самосовершен-ствование посредством совершенствования природы.
Познание  общества Позитивистский эмпиризм, абсолютизация налично данного, непосредственно воспринимаемого. Рассмотрение общества только в его здесь-и-сейчас бытии. Никакой метафизики общественного бытия, т. е. сверхэмирических, умопостигаемых процессов. Общество, кроме своего эмпирчески воспринимаемого бытия, имеет еще и особую мета-физику: космическое предназна-чение совершенствовать природу. Поэтому его изучение должно быть не только эмпирическим, но ещё и сущностным и системно-истори-ческим, т. е. философским.
Базовые компоненты общества, «начала», с которых должно  начинаться его изучение Эмпирически воспринимаемые люди, человеческие индивиды и их непосредственные связи. Люди и их связи представляются первичными  в обществе, любые социальные структуры — вторичны, производны от индивидуальной человеческой активности. Изучение общества должно начинаться «сверху», от его целостной системы: она — исходный момент его бытия и исходный пункт его познания. Без предварительного знания целого невозможно понять элементы этого целого.
Общее  определение общества Общество — это совокупность людей, проживающих на определенной территории,  имеющих общий язык, культуру, границы, экономику и т. д. Т. е. определение чисто эмпирическое, описательное, через перечисление признаков. Общество – обособившаяся часть природы, развивающаяся по собственным внутренним закономерностям и имеющая своим предназначением собственное развитие в качестве средства совершенствования природы.
Отношения людей в обществе Индивидуализм, индивидуальное выживание, конкуренция, «гражданское общество», социальное расслоение, государственное управление... Коллективизм, гуманизм, общеисторическая тенденция ко все большему обобществлению и одновременно личностной свободе человека
История,  исторический процесс Отсутствие прогресса, либо наличие «стадий роста» без качественных скачков. Локальные,  не связанные друг с другом цивилизации. Отсутствие развития, наличие только «социальных изменений». Исторический процесс – это лишь хаос синергетических «социальных бифуркаций» Исторические ступени качественных преобразований,  последовательная смена общественно-исторических формаций, историческая закономерность и исторический прогресс
Структура  общества «Квадрат Т. Парсонса» Общественно-экономические формации
Социальный  заказчик Господствующий буржуазный  класс, заинтересованный в эмпирических, прагматически- полезных знаниях о наличном состоянии общества  и в недопущения социального прогресса.   Социальный слой общества, заинтересованный в сущностном знании об обществе, дающем возможность его совершенство-вания (прогрессивного развития).
Понимание личности Личность – это только индивидуальность, понятая как проявление и свободное развитие человеком своей онтологически  понятой «самости». То есть личность человека формируется  не в обществе, а лишь развивается самим человеком из недр изначально заложенной в нем его собственной индивидуальности. Личность человека – это обусловленное требованиями общества преодоление им собственной индивидуальности (индивидуализма), универсали-зация сознания и деятельности, отождествление индивидуальных и общественных интересов и ценностей.

 

Позитивистское и диалектико-материалистическое

Понимание общества

Позитивизм Диалектический материализм
Позитивистский эмпиризм, признание видимого за достаточное для научного анализа. Субъективизм и субъективный идеализм. Теоретическое проникновение в сущность предмета. Материализм и диалектика
  «Квадрат Парсонса»       Функции:     А – адаптация, выживание     Ц – целеполагание, идеология     И – интеграция (социальная                    связь, целостность)     С – самосохранение  Структуры:      Э – экономика, предприятия      Ф - финансы      Ц – церковь      И – искусство      Пп – политические партии      С – семья      Ш – школа      Г – государство      Сс – силовые структуры      Общественно-экономическая формация      Пс – производительные силы  Пр. отн. – производственные отношения (отношения по поводу собственности, экономические отношения)  Г – государство  Пп – политические партии  Ид. отн. – идеологические отношения (политические, правовые, моральные и др.)
Общество, осуществляющее необходимые функции, внутренне динамично. В нем налицо социальные, экономические, идеологические и т. п. изменения. Функции, выполняемые определенными структурами, могут нарушаться дисфункциями. Тогда их начинают выполнять другие структуры: государство вмешивается в ослабленную экономику, разбалансированную школу или разрушающуюся семью  заменяет церковь и т. д. Общество выглядит как крепкая сеть, сплетенная из туго натянутых нитей: прорывы в одних местах быстро локализу-ются и компенсируются работой других общественных структур. Все элементы структуры общества равно важны, ведущего звена здесь нет В основе общественно-экономической формации лежит способ производства материальных благ: единство производительных сил (техника и люди, управляющие ею) и производственных отношений (порождаемые производительными силами формы собственности на средства производства). Эти последние являются базисом формации. Класс собственников создает средства защи-ты своей собственности – государство, политические партии, идеологию и идеологические отношения – это надстройка формации. Семья, этнические группы и их отношения, язык и др. – это так называемые вненадстроечные элементы формации.

Историческая динамика общества

Существование общества рассматривается только как функционирование, обеспечивающее его устойчивость. Социальные изменения лишь локальны и количественны. Качественных скачков нет, революций быть не может: это только «дисфункции», которые рано или поздно погашаются. Правда, можно выделить некоторые «стадии роста» общества (А. Ростоу): аграрное общество, индустриаль-ное, постиндустриальное. Но это не качественные скачки, а просто различия по количеству работников,  занятых в той или иной сфере жизни общества. Постоянно развивающиеся производи-тельны силы требуют смены форм собственности. Эта смена происходит скачкообразно как социальные революции, представляющие собой результат перехода количественных изменений в качественные. Собствен-ники средств производства защищают старые производственные отношения всеми средствами принадлежащей им надстройки. Но в обществе всегда находятся новые слои, заинтересован-ные в этой смене: они захватывают надстройку и вводят более передовые формы экономических отношений. Это и есть социальная революция – подъём общества на более высокую ступень исторического развития. Историческое движение общества представляется как скачкообразное и ступенеобразное. Таких ступеней диалектический материализм насчитывает пять: это первобтно-общинная, рабовладель-ческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации.

Социальный заказчик

Социальные слои (классы) и структуры, заинтересованные в консервации существующих отношений  и в эффективном (со своей классовой точки зрения) управлении обществом. Слои и классы, заинтересованные в социальном прогрессе, устремленном к его высшей форме – самоуправлению работников (трудящихся).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: