|
Духовная жизнь
общества
Надстройка Политические
отношения
Социально-классовые
Базис
Природа
Материалистическая формационная теория общества (Маркс) сегодня в силу давления социального заказа правящих кругов, не заинтересованных в распространении научного знания об обществе, вытесняется идеалистической цивилизационной концепцией. Эти же круги поощряют склонных к «толерантности» и «политкорректности» мыслителей представлять эти концепции как взаимодополняющие.
|
|
Тема 6. 2. Динамика и типология исторического развития
А. Общество и природа. Материальное
Производство
Общество – высший продукт развития природы, приобретший отличную от последней специфическую сущность. Общество живет не по законам неорганической либо органической (живой) природы, у него свои собственные закономерности и цели. Общество – это обособившаяся часть природы, имеющая своей сущностью и целью самосовершенствование и совершенствование природы. Природа как бы сама себя совершенствует порожденным ею человечеством, обществом. Общество как бы оживляет природу, воскрешает ее из ее мертвенного состояния бытия в себе. Общество – это «осуществленный гуманизм природы, осуществленный натурализм человека, подлинное воскресение природы» (К. Маркс, т. 42, с. 119). Задача человечества – не выживание и распространение по планете и в космосе, как это выглядит в биологизаторских позитивистских теориях. Задача выживания решена уже на уровне живой природы: жизнь на Земле бессмертна, и перед человечеством она больше не стоит как проблема (как не стоят проблемы минерального мира перед животными). Перед человечеством стоит другая, несравненно более важная и трудная задача – преобразование природы по ее собственным внутренним закономерностям, по ее собственной мерке или мере, то есть «по законам красоты» (Маркс). Всякие трактовки общества как природной системы, всякие высказывания типа «люди, как и другие животные, прежде всего, стремятся к выживанию, и в этом своем стремлении используют свой интеллект, духовность в качестве средства» – любые подобные высказывания являются редукционистскими, вульгарно материалистическими, сводящими сущность общества и человека к сущности животных, являются ненаучными, социал-дарвинистскими.
|
|