Подготовка учителя к проведению различных видов сочинений

К сочинениям нужно тщательно готовиться как учителю, так и учащимся. Прежде всего, учитель должен определить тему сочинения, объекты для наблюдения, подобрать слова, которыми считает необходимым обогатить речь учащихся, дать конкретное задание по сбору материала для творческой работы, организовать экскурсию.

Например: класс готовится к сочинению “Поздняя осень”. Учительница приглашает детей в парк и предлагает присмотреться к тому, какая осень сегодня: какое сегодня небо, какой воздух, как выглядят деревья, клумбы, трава, кусты, городские улицы; предложила прислушаться к голосу птиц, оставшихся у нас зимовать. Она направляет внимание учащихся от одного объекта к другому, дети с ее помощью находят нужные слова, чтобы как можно лучше нарисовать картину осеннего дня.

На следующем уроке обсуждаются впечатления от экскурсии, составляется план сочинения, идет работа над новыми словами; учащиеся устно составляют рассказы по плану, упражняются в предупреждении возможных стилистических ошибок.

При подготовке к первым детским сочинениям учителю следует продумать не только содержание и приемы, но и последовательность работы.

В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяются три этапа: 1) подготовка и организация сочинений; 2) их проверка и оценка; 3) анализ проверенных работ в классе. При подготовке следует:

1) Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2) Отобрать книги, относящихся к теме урока. Научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.

3) Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.

5) Записать предусмотренный ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.

Подготовка к сочинению: 1. Накопление материала (экскурсии, рассматривание картин и тд) 2. Отбор и систематизация материала (орг.бесед, подготовка лексики, план и тд) 3. Словесное оформление сочинения (сост.самого текста, его редактирование)

Основные задачи учителя при подготовке: 1. Обеспечить понимание темы (тема не широкая) 2. Учить озаглавливать текст сочинения 3. Учить формулировать главную мысль текста (отношение к тому, о чем рассказывается) 4. Учить собирать материал к сочинению 5. Учить систематизировать материал (отбирать важное) 6. Учить составлять план сочинения 7. Орфографическая подготовка к грамотной записи теста сочинения

Анализ и оценка детских творческих работ.

Критерии оценки сочинений/изложений и их анализа: (+в тетради)

1. Раскрытие темы (соответствует ли содержание теме, достаточно ли полно она раскрыта, соответствует ли содержание действительности).

2. План композиция сочинения и последовательность изложения мыслей (Правильно ли составлен план, соответствует ли порядок изложения мыслей плану, нет ли повторов в содержании, нет ли существенных пропусков, нарушения последовательности, ясно ли выражена главная мысль, есть ли выводы).

3. Жанр и стиль (есть ли элементы описание повествовательном тексте и элементы рассуждения, нет ли существенных нарушений единства стиля, оправдан ли жанр и стиль, раскрыта ли тема сочинения, если элементы изобразительности и художественности).

4. Размер сочинения (количество слов, предложений, лаконизм (слишком коротко) или многословие).

5. Лексика (правильность употребления слов, её разнообразие, наличии или отсутствии слов, обладающих оттенком значения, использование синонимов антонимов фразеологизмов).

6. Синтаксис (размеры предложений, разнообразия или однообразие синтаксических конструкций, наличие сложных конструкций).

7.Орфографическая и пунктуационная грамотность, характер ошибок (грубые и негрубые).

8. Каллиграфия, внешнее оформление (соблюдение полей, красной строки, расположение заглавия).

Особенности уроков развития речи.

Урок развития речи является разновидностью уроков русского языка, где основным упражнением традиционно считается изложение и сочинение.

Обычный урок Урок развития речи
Цель: Формирование понятий (морф., синт., фонетич., словообр.), работа над частями речи, формами слов, орфографией и пунктуацией. Формирование умений воспринимать текст, трансформировать его, создавать новый текст, учиться общению.
Структура: мотивация, пост.уч.задачи, откр.нов.знаний, формир.умений, контроль, рефлексия. мотивация, пост.уч.задачи, формир.умений и навыков, рефлексия. (контроль отсрочен)
Выполнение упражений Этапы работы над соч. и излож.
Нет комплексного характера Комплексный характер уроков

Таким образом, урок развития речи как разновидность урока русского языка характеризуется спецификой целей, содержания, технологии обучения, а также особенностями взаимодействия учителя и ученика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: