Урок анализа детских изложений. Работа над ошибками

Проводится на следующем уроке и включает в себя:

1. Зачитывание лучших изложений.

2. Коллективный анализ изложений:

* содержания;

* построения целого текста и связи его частей;

* построение отдельных предложений и способов связи предложений в целое;

* порядка слов в предложении;

* связи между словами в предложении;

* употребление отдельных слов и выражений;

* коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и др.);

* индивидуальная работа над ошибками.

Сочинения: их специфика как речевого упражнения, особые условия их проведения.

Сочинение - это текст, создаваемый детьми самостоятельно на основе собственных мыслей, переживаний.

Проводятся с 1 класса с целью развития мышления, памяти, устной и письменной речи.

Этапы работы над сочинением:

1.Сообщение темы, ее обсуждение с уч-ся.

2. Беседа для накопления или упорядочивания материала.

 

 

3. Словарная работа (лексическая).

 

4. Составление плана сочинения.

5. Речевая подготовка текста.

 

6.Орфографическая подготовка.

 

 

7. Письмо сочинения.

8. Самопроверка работы.

Тема сочинения, виды сочинений.

Сочинение - это текст, создаваемый детьми самостоятельно на основе собственных мыслей, переживаний.

Классификация сочинений:

1. По источнику материала:

а) на основе непосредственного опыта;

б) на основе опосредованного опыта (книга, картина);

в) на основе разных источников (картина, личные наблюдения).

2. По степени самостоятельности:

а) коллективно-подготовленные;

б) индивидуальные.

3. По типу речи:

а) повествование;

б) описание;

в) рассуждение.

4. По жанру:

а) рассказ;

б) письмо;

в) отзыв о книге;

г) заметка.

5. По тематике

а) о природе;

б) о семье;

в) о любимом хобби;

г) о Родине.

Организация работы над сочинением

Работа над сочинениями в начальных классах (устные, письменные) организуется по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ним, что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений. К различным видам сочинений даются вопросы для подготовительной беседы. Основная задача этих вопросов – привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношение к тем фактам, которые составляют сюжет рассказа. Если сочинения проводятся по сюжетным картинам или экранным пособиям, то даются вопросы для выяснения их содержания. К каждому устному рассказу и письменному сочинению даются слова, к ним предлагаются синонимы, учащиеся их используют по-своему усмотрению.

Этапы работы над сочинением:

1. Сообщение темы и обсуждение ее с учащимися.

2. Беседа для накопления или упорядочивания материала (если он был накоплен заранее).

Заголовок: Прилет скворцов.

- Какие птицы прилетают весной?

- По каким признакам можно узнать о прилете птиц на Родину?

- Почему птицы возвращаются на Родину?

- Как узнать скворцов среди других птиц?

3. Словарная работа (лексическая).

- Объяснить значение слова ПРИМЕТЫ, составить предложения.

- Разобрать по составу слово ВЕСТНИК, как оно образовано, сост.предложения.

- Подобрать синоним к слову ПРИМЕТЫ и сост.предл.

- Составить предложения с парой антонимов: первый, последний.

4. Составление плана (3-5). План: ПРИЛЕТ СКВОРЦОВ.

1.  По каким признакам можно узнать о наступлении весны?

2. Какие птицы прилетают одними из первых?

3. Как выглядят и как себя ведут скворцы?

4. О чем нам говорит прилет скворцов?

5. Какие чувства вызывают у меня птицы весной?

5. Речевая подготовка текста сочинения (составление словосочетаний, предложений и фрагментов текста).

- Составьте предложение со словами РАДОВАТЬСЯ, СОЛНЕЧНАЯ, ВЕСНА.

- Выразите одну и ту же мысль разными способами - Устно опишите грачей

6. Орфографическая подготовка.

- Найдите орфограммы в данных словах ВЕСНА, СОЛНЦЕ, ПРОТАЛИНЫ. Объясните.

- Подберите проверочные слова, подчеркните орфограмму СКВОРЦЫ, ГНЕЗДА.

- Запомните написание слов на доске ЧУВСТВА, ВЕТРЯНЫЙ.

7. Письмо сочинения. Индивидуальная помощь.

8. Самопроверка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: