Синтаксическая работа как одно из направлений развития речи

Речь - это использование средств языка с целью общения.

Цель развития речи учащихся - повышение уровня владения русским языком, формирование умения строить эффективное общение

Развитие речи предполагает формирование следующих умений:

5) умение ориентироваться в ситуации общения;

6) умение планировать содержание сообщения;

7) умение формулировать собственные мысли и понимать чужие;

8) умение осуществлять контроль за своей речью, за восприятием её собеседника и за пониманием.

Основные направления работы по развитию речи:

1. Работа над словом (лексическая работа).

2. Работа над словосочетание и предложением (синтаксическая работа).

3. Работа над связной речью (текста).

4. Произносительная работа (работа над дикцией, над орфоэпией, над выразительностью речи).

Синтаксическая работа - работа над словосочетанием и предложением.

Приёмы работы над словосочетанием:

1.Выделение словосочетаний из предложений

На краю осеннего леса краснеет высокая рябина. (осенний лес, краснеет на краю, высокая рябина).

2. Постановка вопросов в предложении для выяснения связей между словами.

3. Объяснение значений встретившихся в тесте словосочетаний (торная дорога-гладкая, ровная; закадычный друг-верный, настоящий).

4. Составление словосочетаний с новыми словами

Прекрасный день, прекрасный кот.

5. Усвоение устойчивых словосочетаний (объяснение значений через ситуацию употребления)

Белая ворона - необычный человек.

6. Составление словосочетаний в связи с изучением частей речи.

7. Преобразование словосочетаний путём замены слов

Появиться на свет-родиться, появится на людях, появится с другом, появиться в телевидение.

Приёмы работы над предложением:

1. На основе образца:

а) чтение и запись предложений, обработка интонаций и выразительности;

б) построение предложений по вопросам учителя (сначала вопросы: кто, где, что делают. Затем вопросы: почему, как, зачем);

в) составление предложений аналогично данным по синтаксической структуре, т.е. предложений синонимов

Осенью в лесу падают жёлтые листья. В осеннем лесу начался листопад. С приходом осени начинается листопад.

2. Приём на основе конструирования:

а) восстановление предложений из разрозненных слов или деформированного текста. Слова могут быть даны в нужной форме или начальной;

Пример: синее, в, хлестать, море, волна. В синем море волны хлещут.

б) деление текста, записанного без заглавных букв и точек на предложения;

в) распространение данных предложений с помощью вопросов;

Пример: Осенью медведи впадают в спячку. (подлежащее-медведи, сказуемое-впадают)

г) соединение 2-3 предложений в одно сложное;

Пример: Пришла осень. Начался листопад.

д) построение предложений заданного типа (простых или сложных);

е) составление предложений по данной синтаксической схеме;

ж) выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения;

Пример: Грусть от прихода осени (мысли для выражения). Когда приходит осень, мы начинаем грустить. Осенью я грущу. Мне грустно от прихода осени.

3. Творческие приёмы работы над предложением:

а) составление предложений по данной теме;

б) составление предложений по предметной или сюжетной картинке;

в) составление предложений по опорным словам (используются те слова, которые необходимо ввести в активный словарь ребёнка);

г) составление предложений с использованием словосочетаний, в том числе устойчивых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: