Особенности лексической работы на уроках развития речи

Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря зависит качество речи и успешность общения.

Исследования ученых показывают, что к окончанию начального обучения школьник имеет в своем словарном запасе от 7-8 до 10-15 тысяч слов. Благодаря урокам русского языка и литературы, ребенок усваивает, по мнению исследователей, более половины этих слов. Следовательно, от качества работы учителя над лексическим составом русского языка напрямую зависит уровень владения школьниками словарными единицами.

Одной из главных причин является то, что не у каждого сложилось модель работы со словом на лексическом уровне, как в лингвистическом, так и в методическом аспектах.

Для успешного осуществления лексической работы учителю надо хорошо знать основные теоретические положения лексикологии, уметь раскрыть сущность теоретических понятий лексикологии на практическом материале. Важнейшими понятиями лексикологии являются понятия: “слово”, “значение слова”, “лексическое значение”, “многозначность”, “омонимия”, “синонимия”, “антонимия”.

Наилучшим источником обогащения речи является живое общение и литература, где слово сверкает всеми своими гранями. Важны в рамках данной работы приемы объяснения значений слов:

1) самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова выясняется детьми по картинке, по сноске в книге, по словарю в учебнике, по толковому словарю или словарям смысловых системных связей слов, по контексту, в результате морфемного анализа слова;

2) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителя, введение слова в текст, который разъясняет его значение, выяснение значений слова через этимологический или словарнообразовательный анализ; помощь учителя в поиске слов по словарю; обучение использованию словарей и справочников.

Важно определить перечень лексико-семантических тем, которые могут быть раскрыты на лексическом уровне в начальной школе. В этот перечень входит работа:

* с синонимами, омонимами (термин можно не вводить);

* с антонимами, с паронимами, с устаревшими словами, имеющими оттенки значения и экспрессию;

* с фразеологизмами.

Также выделяют четыре ступени работы над лексико-семантическими объектами:

* обнаруживание слова, нуждающегося в толковании в тексте, исследование особенностей слова: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы;

* семантизация (объяснение значений слова) – одним или несколькими способами; занесение слова в словарик;

* выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и другие;

* введение новых слов в текст, свою речь, то есть их активизация

Изложения и сочинения как упражнения комплексного характера.

Для связанной речи в методике приняты различные виды упражнений.

Основными являются изложение и сочинение.

§ Изложение - это новый текст, созданный на основе пересказа данного.

§ Сочинение - это текст, создаваемый детьми самостоятельно на основе собственных мыслей, переживаний. Проводятся с 1 класса с целью развития мышления, памяти, устной и письменной речи.

Изложения и сочинения проводятся не с целью оценки и контроля, а с целью развития речи учащихся. Работая над сочинением, мы используем и работу над словом, словосочетанием, предложением, и работу над пунктуацией и орфографией. Происходит формирование умений из разных областей.

Изложения: их виды.

Изложение - это новый текст, созданный на основе пересказа данного.

Виды:

1. Близкие к тексту или подробные.

2. Сжатые изложения.

3. Выборочное (фрагменты текста).

4) Творческие изложения (с элементами сочинения).

Изложения: требования к текстам.

Изложение - это новый текст, созданный на основе пересказа данного.

Требования к текстам:

Ø 1 кл. – 30 - 40 слов;

Ø 2 кл. – 40 - 60 слов;

Ø 3 кл. – 70 - 90 слов;

Ø 4 кл. – 90 - 120 слов.

Тематика текстов должна быть близка детям.

Изложения: методика проведения.

Изложение - это новый текст, созданный на основе пересказа данного.

Виды:

1. Близкие к тексту или подробные.

2. Сжатые изложения.

3. Выборочное (фрагменты текста).

4) Творческие изложения (с элементами сочинения).

Требования к текстам:

Ø 1 кл. – 30 - 40 слов;

Ø 2 кл. – 40 - 60 слов;

Ø 3 кл. – 70 - 90 слов;

Ø 4 кл. – 90 - 120 слов.

Тематика текстов должна быть близка детям.

Этапы работы:

1. Чтение текста

В 1 кл. учащиеся читают текст сами по книге или доске (2 раза), со 2 кл. может читать учитель, с 3 кл. обычно читает учитель.

2. Беседа по содержанию текста

Цель беседы - помочь учащимся понять содержание текста, а не проверить понимание. Вопросы в беседе должны исключать повторение предложений из текста.

3. Лексическая или словарная работа

4. Синтаксическая работа

5. Составление плана текста

В 1 кл. план из 2-3 пунктов и даётся учителем в форме вопросов

Со 2 кл. план составляется коллективно, включает 3-5 вопроса

С 3 класса план может составляться самостоятельно

6. Пересказ текста по плану

7. Пересказ без плана

8. Орфографическая подготовка

9. Письмо изложения

10. Самопроверка работ

Подготовка учителя к проведению изложения.

Обучение школьников письменному пересказу – изложению - должно начинаться с подготовительной работы. Необходимо подбирать доступные тексты и варьировать степень самостоятельности при написании изложений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

На уроках русского языка учитель знакомит учащихся с лексическим значением отобранных слов, выполняет орфографический разбор слов, предлагает ученикам связный текст, в который включаются все разобранные слова. Ученики должны прочитать его, вставить пропущенные буквы и слова, с которыми работали на предыдущих уроках, подобрать проверочные слова и опять вспомнить соответствующее правило.

Кроме того, на уроках выполняются упражнения, рассчитанные на освоение норм литературного языка:

Такой подготовительный период оказывает положительное влияние на полноту, правильность и последовательность изложений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: