Оценка технического состояния подшипниковых узлов по результатам анализа виброхарактеристик с помощью измерительного комплекса «МЕРА».
1. Цель работы: Изучение устройства и работы измерительного комплекса «МЕРА»; оценка технического состояния подшипника тягового электродвигателя ЭД-118.
Краткая характеристика прибора «МЕРА».
Минимальное число оборотов 5 об/мин, максимальное - не ограничено. Время диагностирования одного узла до 1 мин.
Основные источники формирования акустико-эмиссионного сигнала в ультразвуковом диапазоне частот эксплуатируемого подшипникового узла:
- упругие волны от нормальных и касательных напряжений пятен контакта в поверхностных
слоях тел и дорожек качения при вращении от действующих нагрузок и чисел оборотов;
- микроудары вследствие шероховатости поверхности тел и дорожек качения, усиливающиеся из-за коксования масла и наличия продуктов износа;
- гидродинамические эффекты от смазки в зоне контактных напряжений тел качения с дорожками качения;
|
|
- импульсивный сигнал от образования трещин в металле тел качения;
- микроудары и удары от перекатывания дефектных поверхностей (шелушение, развитие трещин, сколы, раковины);
- микротрещины наружного кольца в гнезде корпуса;
- износ посадочных мест подшипника, сопровождаемый скользящими перемещениями поверхности колец относительно посадочных
мест;
- проскальзывание тел качения по дорожкам качёния. Наиболее информативный диапазон частот акустико-эмиссионного сигнала 30-300 кГц. На этих частотах влияние импульсов от работающих узлов минимально, что позволяет осуществлять диагностику с надёжностью более 0,9. Амплитуды сигнала возрастают с увеличением нагрузок и числа оборотов механизма.
Влияние незакоксованной смазки на амплитуду сигнала двояко:
- отсутствие смазки увеличивает амплитуду;
- «подбивка» консистентной смазки или восстановление режима жидкой смазки уменьшает амплитуду.
Ход выполнения работы.
- Подготовить (зачистить, нанести тонкий слой масла) места для установки датчиков «МЕРЫ».
- Запустить в работу контролируемый объект.
- Выставить согласно методике необходимые для измерения режимы (частоту вращения, нагрузку).
- Установить датчики «МЕРЫ» в контрольные точки (в горизонтальной и вертикальной плоскости).
- Записать диагностические сигналы на измерительный блок прибора.
- Передать данные с измерительного пробора на персональный компьютер для последующей обработки.
4. Выводы и заключение по выполненной работе:
- в ходе анализа амплитудных и частотных характеристиквибрации контролируемого узла сделать вывод о уровне его технического состояния и величине остаточного ресурса.
|
|
Выводы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнил: ______________________________________________
Принял: ________________________________________________
Контрольные вопросы по лабораторной работе.
1. Какой метод неразрушающего контроля реализуется в приборе «МЕРА»?
2. Какие факторы влияют на величину начального показателя технического состояния контролируемого узла?
3. При каком значении контролируемого показателя рекомендуется заменить подшипник?